Модуль «Татарские и башкирские праздники и традиции»

Разделы: Патриотическое воспитание, Дополнительное образование


Модуль «Татарские и башкирские праздники и традиции» является частью Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования «Юные экологи-краеведы» Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Дом пионеров и школьников муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан. Программа реализуется на базе Филиала МБОУ СОШ с.Алкино-2 - ООШ с.Аминево МР Чишминский район.

Данный модуль направлен на воспитание духовных ценностей подрастающего поколения через знакомство с родным краем, культурными ценностями и традициями татарского и башкирского народов, историей. Получение новой информации, участие в национальных праздниках, подготовка и проведение мероприятий, защита проектов - и удовольствие, и развлечение, способствующие формированию уважения и толерантности, самораскрытию детей. Соблюдение народных традиций, обычаев способствует сохранению в обществе этических норм.

Направленность модуля: эколого-краеведческая.

Отличительная особенность: в образовательном модуле предусмотрено не только теоретическое знакомство с башкирскими и татарскими традициями и праздниками, но и практическое участие в них, подготовка проектов и мероприятий. Учащиеся изучают и проигрывают обряды, праздники, обычаи и соответствующий им фольклорный и краеведческий материал.Практические занятия способствуют усвоению этнических норм, социализации учащихся, формированию этнического самосознания и толерантности.

Адресат: модуль рассчитан на детей 12-14 лет, в том числе детей с ОВЗ, одаренных детей, а также подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Занятия организуются для групп до 12 человек.

Место модуля в общей программе: модуль реализуется в апреле-мае с учетом времени проведения праздников весенне-летнего периода, объем - 32 часа, теория - 10 часов, практика - 22 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Цель: создание условий для духовно-нравственного воспитания и развития детей через активное изучение традиций и праздников своего народа. Всестороннее и гармоничное развитие личности, развитие интеллектуального и творческого потенциала личности через вовлечение его в творческую и проектную деятельность.

Задачи:

Обучающие:

  • Изучить обычаи, традиции и духовную культуру башкирского и татарского народов.
  • Познакомить с материальной и нематериальной культурой татарского и башкирского народов (песни, танцы, игры, предметы быта).
  • Обучить методам проектной деятельности.

Развивающие:

  • Раскрыть творческие способности детей с помощью индивидуального подхода к каждому ребенку.
  • Развивать у детей эстетический вкус, артистизм, уверенность в себе, умение доводить дело до конца, стремиться к достижению намеченной цели, реализации проекта.
  • Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, вести диалог с представителями старшего поколения.

Воспитательные:

  • Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие обычаи и традиции татар и башкир.
  • Воспитывать стремление сохранять семейные ценности и традиции.
  • Воспитывать умение слаженно и продуктивно работать в группе, считаясь с мнением и уважая интересы товарищей.
  • Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.

Планируемые результаты: К концу освоения модуля учащиеся должны

Знать:

  • символическое значение и место традиционных праздников в жизни наших предков и сейчас;
  • особенности праздников, связанных с хозяйственной деятельностью: «Сабантуй» («Праздник плуга»), «Каз омэсе» («Праздник гусиного пера»);
  • особенности религиозных праздников: «Ураза-байрам» («Праздник поощрения»), «Курбан-байрам» («Праздник жертвоприношения»);
  • особенности семейных праздников: обряды имянаречения - «Бэбэй туе» («Праздник рождения ребенка»), «Исемкушыу» («Имянаречение»);
  • особенности весенних обрядов и поклонения природе «Карга боткасы» («Воронья каша»), «Кэккукчэе» («Кукушкин чай»).

Уметь:

  • играть в традиционные башкирские и татарские игры,
  • различать и называть традиционные башкирские и татарские праздники и обряды;
  • называть и исполнять некоторые татарские и башкирские традиционные обрядовые песни;
  • называть традиционные башкирские и татарские блюда праздничного стола;
  • планировать свою работу, работать в группах;
  • вести беседу, брать интервью, обрабатывать и записывать материал;
  • выступать с защитой творческих и исследовательских проектов.

Форма аттестации: реализация творческих проектов.

Учебный план

Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Введение в модуль. Многовековые традиции и обычаи татар и башкир. Классификация народных праздников и обрядов.Посещение краеведческого музея в сельском клубе и библиотеке.
Ознакомление с темами творческих проектов.

2

2

4

2.

Семейные праздники: рождение ребенка («Бэбэй туе»), обряд имянаречения («Исем кушу»).
Сообщения учащихся о семейных праздниках и значении своих имен.

2

2

4

3.

Религиозные праздники: «Ураза-байрам» («Праздник поощрения»), «Курбан байрам» («Праздник жертвоприношения»).
2. Посещение мечети с.Аминево.

1

3

4

4.

Весенние и летние обряды поклонения природе.

4.1.

«Карга боткасы» - праздник «Воронья каша».
Творческий проект «Проведение школьного праздника «Карга боткасы»

1

5

6

4.2.

«Кэккукчэе» - праздник «Кукушкин чай»: особенности обряда, игры и песни.

1

3

4

5.

Праздники, связанные с хозяйственной деятельностью человека: «Казомэсе»(«Праздник гусиного пера»), Сабантуй («Праздник плуга»).

5.1.

Национальный праздник «Каз омэсе» (Праздник Гусиного пера).
Просмотр видео и презентаций.

1

3

4

5.2.

«Сабантуй» - народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир. Игры во время Сабантуя. Творческий проект: «Детский Сабантуй в школе».

2

4

6

Итого:

10

22

32

Содержание модуля

Тема 1. Многовековые традиции и обычаи татар и башкир. Классификация народных праздников и обрядов. (4 часа)

Теория: Рассказ о многих общих традициях и обычаях татар и башкир, которые имеют свои уникальные особенности и являются частью всемирного наследия. Знакомство: с обрядами и праздниками, связанными с этапами годового цикла хозяйственной деятельности и существовавшими в прошлом общинными отношениями; семейными и религиозными праздниками.Просмотр презентации, видео.

Ознакомление с темами творческих проектов.

Практика Посещение краеведческого музея в сельском клубе и библиотеке.

Тема 2. Семейные праздники: рождение ребенка («Бэбэй туе»), обряд имянаречения («Исем кушу»). (4 часа)

Теория:Семейные традиции и обряды: история и современность. Просмотр презентации.

Практика: Сообщения детей о семейных праздниках и значении своего имени.

Тема 3. Религиозные праздники: Ураза-байрам («Праздник поощрения»), Курбан-байрам («Праздник жертвоприношения»). (4 часа)

Теория:Ураза-байрам - «праздник-поощрения» для всех истинных мусульман, придерживающихся строгого поста в священный месяц Рамадан.

Курбан Байрам - «праздник жертвоприношения».Легенда об истории возникновения праздника.

Практика:Экскурсия в мечеть с.Аминево. Встреча с муллой мечети Богдановым Т.Н. Рассказ об истории возникновения праздников Ураза - байрам и Курбан - байрам.

Тема 4. Весенние обряды поклонения природе «Карга боткасы» («Воронья каша»), «Кэккукчэе» («Кукушкин чай»). (10 часов)

Теория: знакомство с обрядамивесенне-летнего периода и рецептами традиционных блюд, играми, песнями, плясками, гаданиями. В нем ярко проявляется народное поклонение природе, оживающей после долгой зимней спячки, радость от возвращения перелетных птиц.

Практика:Проведение в школе праздника «Карга боткасы» («Воронья каша»), игры и песни праздника «Кэккукчэе» («Кукушкин чай») на природе.

Тема 5. Праздники, связанные с хозяйственной деятельностью человека: «Казомэсе» («Праздник Гусиного пера»), «Сабантуй» («Праздник плуга»). (10 часов)

Теория: Старинная традиция «Казомэсе» - олицетворение взаимопомощи, добрых отношений между сельчанами, гостеприимности. Просмотр видеосюжетов местного телевидения и презентации.

Праздник Сабантуй - шедевр устного и нематериального наследия человечества ЮНЕСКО.Игры и традиции во время Сабантуя.

Практика.Проведение детского Сабантуя в школе. Организация игр: бег с яйцом в ложке, бег с коромыслом, бег в мешках, разбивании горшка и других состязаниях.

Методическое обеспечение

Принципы.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

  • личностно-ориентированного подхода (обращение к субъектному опыту ребенка, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого ребенка);
  • природосообразности (учитывается возраст ребенка, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности);
  • свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;
  • сотрудничества и ответственности;
  • сознательного усвоения детьми учебного материала;
  • систематичности, последовательности и наглядности обучения.

В процессе обучения используются следующие педагогические технологии:

Игровые технологии.

Концептуальными основами игровых технологий являются:

  • психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности: самовыражения, самоутверждения, самоопределения, саморегуляции, самореализации;
  • игра - пространство «внутренней социализации» ребенка,;
  • игра - свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов».

Нами используются следующие виды игр: народные; подвижные; ролевые.

Диалогические методы.

Готовность педагога к диалогу приводит к обогащению, преобразованию, развитию личности ребенка. Межличностное диалогическое взаимодействие, взаимовлияние детей и педагогов друг на друга, предполагающее, что учитель выступает не только организатором учебно-воспитательного процесса, но и его непосредственным участником, носителем не ложных, а истинно-личностных ценностей, готовым к их развитию и изменению - является важным условием интеллектуально-личностного развития ребенка.

Необходимо добавить, что ребенок развивается в условиях множественности культур, он должен не просто научиться уважать другие точки зрения, но и сформировать свою, личностно-неповторимую, обогатив ее пониманием других миров в процессе диалогического взаимодействия.

Обращение к диалогическим формам обучения способствует осознанию и осмыслению своего личного опыта, помогает проигрыванию в собственном бытии моделей жизни, дает возможность сравнения и сопоставления. Именно диалогическое взаимодействие является основой становления личности ребенка. Для того, чтобы оно состоялось, необходим подлинный диалог.

Технология поддержки ребенка.

Педагог должен руководствоваться следующими положениями:

  • на всем протяжении учебного процесса демонстрировать детям свое полное доверие к ним;
  • помогать детям в формировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группой в целом, так и перед каждым ребенком в отдельности;
  • должен исходить из того, что у детей есть внутренняя мотивация к учению;
  • педагог должен быть для детей источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью;
  • важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ребенка;
  • должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его;
  • должен быть активным участником группового взаимодействия;
  • открыто выражать свои чувства;
  • стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого ребенка;
  • хорошо знать самого себя и свои возможности.

Проектная технология - это взаимосвязанная деятельность педагога и обучающихся. Проектная технология способствует развитию таких личностных качеств школьников, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет распознать их насущные интересы и потребности, представляет собой технологию, рассчитанную на последовательное выполнение проектов. При реализации проектной технологии создается конкретный продукт, являющийся результатом совместного труда и размышлений учащихся, который им приносит удовлетворение от осознания того, что они пережили ситуацию успеха.

Проектная технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Каждый проект - это маленькая или большая, но научно-исследовательская работа. Она может длиться от нескольких часов до нескольких месяцев и даже лет.

Литература

  1. Башкиры. /Отв.ред. Р.Г.Кузеев, К.С.Данилко. - М: Наука, 2015. - 662 с., илл.
  2. Габдрахманова Г.Ф. и др. Татары. - М: Наука, 2017 г. - 799 с., илл.
  3. Губайдуллина Ф.Х. Край родной, тебя пою. Башкирские народные обрядовые праздники, сценарии, сказки для внеклассной работы по культуре Башкортостана в школах и дошкольных учреждениях. - Уфа: ПЕдкнига, 2007. - 192.
  4. Нагаева Л.И. Башкирские народные праздники, обряды и обычаи. - Уфа: Китап. 2016. - 160 с., илл.
  5. Народы Башкортостана. Энциклопедия. - Уфа: Башкирская энциклопедия, 2014 г.- 528 с., илл.