Работа с текстом на уроках математики. Тема урока: «Преобразование графиков квадратичной функции»

Разделы: Математика

Класс: 9


Алгебра 9 класс

УМК Муравиной О.В.

Цель урока: показать применение изучаемого материала в практической деятельности человека, через работу с текстом.

Задачи урока по достижению результатов:

  • Личностных: иметь целостное представление о развитии науки; сформировать ценностное отношение к результатам образовательного процесса.
  • Метапредметных: формирование функциональной грамотности.
  • Предметных: применение изученного материала в системе знаний научной картины мира;

Технологии: работа с текстом.

Методы: чтение текста, поиск необходимой информации, сравнительный анализ.

Ход урока

Деятельность учащихся

УУД

Организация пространства:
- Учебник.
- Раздаточным материал. (листы с текстом «Человек - фабрика»)

Приветствие учителя

Учитель. Сегодня, у нас необычный урок. Мы работаем с текстом, с которым вы уже поработали на уроках русского языка и литературы. А как же связан полученный вами текст с уроком математики?
Учитель предлагает найти учащимся слова из текста, определяющие тему урока.
Учащиеся находят слово «Преобразование»

Учитель и ученики записывают тему урока.

Работа с текстом. Поиск определяющего термина Коммуникативные
умение участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы
Цель деятельности:
найти связь темы с предложенным научно-популярным текстом.
Этап 1. Повторение ранее изученного материала.
Вы уже научились выполнять некоторые преобразования графиков квадратичной функции. Научились строить графики функции у = ах2+в.
Проверка домашнего задания.
Один из учеников на доске строит график квадратичной функции
Этап 2. Изучение нового материала
Построение графиков у=а(х+в)2 и у= а(х+в)2+с. Учащиеся выполняют в тетрадях преобразования графиков квадратичной функции.
Цель: показать связь темы урока с системой знаний основ научной картины мира

Этап 3. Актуализация опорных знаний

Учитель просит связать понятие термина «парабола» с найденным в тексте сочетанием «преобразования гиперболической поверхности».
Отталкиваясь от изучения параболы на плоскости, учитель выходит на преобразования в пространстве. Подводит учащихся к понятию параболоидной поверхности. Предлагает учащимся найти в Интернете информацию о параболоидной поверхности и ее применению в научной деятельности человека.
После ответов учащихся, учитель демонстрирует слайды презентации (приложение)

Поиск нужной информации

Обсуждение увиденного (смотрят, запоминают, дополняют своими ответами)

Познавательные:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
Цель: работа с текстом

Этап 4. Работа с текстом

Применение параболоидных и гиперболоидных поверхностей имеет широкое применение в различных отраслях науки и техники. «Революционером» в применении поверхности одного из видов, можно считать русского инженера-конструктора Шухова В.Г.
Учитель предлагает учащимся найти в тексте ответ на вопрос №3 (приложение №1).
Учитель дополняет ответы учеников интересными фактами, отсутствующими в тексте.

Выполнив задание №4, учащиеся приступают к выполнению задания №5 (заполнение таблицы).

Читая текст, отвечают устно на поставленный вопрос

Работают с текстом, находят необходимую информацию и заполняют таблицу

Познавательные:
Понимать информацию, представленную в виде текста,
Сравнивать предметы, объекты
Цель: научить выделять главную мысль текста.

После озвучивания и сравнения результатов с результатами в таблице слайда в презентации к уроку, учащиеся приступают к выполнению задания №6

Чтобы ответить на вопрос задания №6, учащимся необходимо найти нужную информацию в Интернете.

Личностные: навыки конструктивного взаимодействия
Цель: сформировать личностное отношение к работе с научно-популярным текстом

Этап 5. Подведение итога

Продолжая работать с текстом, ребята подводят итог. Для этого, им нужно выполнить задание № 7 (приложение 1)
«Найди в тексте фразу, подводящую итог рассмотренному сегодня на уроке материалу.»
Заслушиваются ответы учащихся.

Пример ответа: «По словам известных архитекторов, легкость и геометрическая сложность изобретений Шухова В.Г. «бросают вызов воображению даже в наш компьютерный век».

Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, достаточно точно выражать свои мысли

Этап 6. Рефлексия

По окончанию третьего урока работы по единому тексту на разных учебных предметах, ученики проводят рефлексию.

Продолжи высказывание.

Работа по единому тексту на разных уроках ….»
Учитель собирает листы с выполненными заданиями.
Выставляет оценки.

Домашнее задание: п.14 №204(ав), 209(в). Найти более подробную информацию об истории Шаболовской башни.

Личностные
понимание сущности усвоенного