Основные принципы личностно-ориентированного обучения в урочной и внеурочной деятельности

Разделы: Общепедагогические технологии


В последние годы образовательное пространство стремительно завоевывает личностно-ориентированное развивающее обучение. Развивающим является то обучение, которое соответствует индивидуальности ребенка, его потенциальным возможностям в приобретении знаний. Популярность личностно-ориентированного подхода в обучении обусловлена рядом объективных обстоятельств:

  1. Динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.
  2. Современные школьники прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.
  3. Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.

Согласно концепции личностно-ориентированного обучения, каждый ученик - индивидуальность, со своими особенностями, ценностями, отношением к окружающему миру, субъектным опытом. В условиях личностно - ориентированного подхода каждый ученик для меня предстает как уникальное явление. Я помогаю каждому ученику реализовать свой потенциал, достичь своих учебных целей и развить личностные смыслы обучения.

Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Я стараюсь побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей. На уроках считаю его одним из главных, так как верю в возможности каждого ребенка, стимулирую и поддерживаю стремление учащихся проявлять и развивать свои способности, обеспечиваю успешное протекание процессов самопознания и саморазвития.

Принцип индивидуальности. Создаю на уроках и во внеурочной деятельности условия для формирования индивидуальности личности учащегося. Учитываю индивидуальные особенности ребенка. Стараюсь содействовать их развитию. Для детей со слабой памятью, непроизвольным вниманием на каждом уроке изучения сложных тем составляю «операционные карточки», где чётко изложен алгоритм действий.

Принцип субъектности. Стараюсь помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствую формированию и обогащению его субъектного опыта не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.

Принцип выбора. Одним из важнейших педагогических условий становления индивидуальности ученика в процессе обучения является создание на уроке ситуации выбора. Предлагаю ребенку совершить осознанный и желаемый выбор, помогаю ему формировать свою неповторимость. Стараюсь спроектировать урок так, когда ученики поставлены перед необходимостью отдать свое предпочтение одному из вариантов учебных задач и способов их решения для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля познания.

Принцип творчества и успеха. На уроке создаю ситуации успеха, условия для развития личности ученика, развития мотивации личности к познанию и творчеству, обеспечиваю эмоциональное благополучие учащихся , приобщаю их к общечеловеческим ценностям. Формирую на уроке микроклимат сотрудничества и взаимопомощи (работа в группах, парах). У ребят от успеха рождается вдохновение, появляется интерес к учению.

Принцип доверия и поддержки. Недоверие порождает подозрительность, излишнюю требовательность, неверие в силы и возможности учеников, что не стимулирует желание детей быть на уроке активными и открытыми, проявлять свою индивидуальность и креативные способности. Наоборот, стараюсь создать на уроке атмосферу доверия и поддержки, которая раскрепощает учащихся, содействует раскрытию их творческого потенциала, развитию сильных и коррекции слабых сторон их личностей, достижению максимально возможных результатов выполняемой на уроке работы. Все эти принципы я стараюсь реализовать в своей работе.

При личностно-ориентированном подходе к обучению важен целевой компонент. На своих уроках я стараюсь организовать работу таким образом, чтобы дети сами формулировали тему урока и цели учения. Продумываю структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Поэтому использую разные типы уроков: конкурсы, уроки - экскурсии, интегрированные уроки, занятия-конференции, игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал.