Семинар-практикум «Организация экологического воспитания в ДОУ»

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология, Краеведение


Цель: развивать творческий потенциал, компетентность в сфере экологии и повысить профессиональное мастерство педагогов.

Задачи:

  • Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии;
  • Развивать познавательный интерес у педагогов;
  • Воспитывать любовь к природе, к родному краю.

План семинара-практикума

  1. Вступительное слово
  2. Теоретическая часть
  3. Практическая часть
    1) Разминка
    2) Блиц - опрос
    3) Загадки о природных явлениях.
    4) Упражнение "Дайте оценку»
    5) Викторина «Мы любим природу»
    6) Блиц - турнир «Подумай и ответь»
  4. Заключение

Ход мероприятия

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами проводим семинар-практикум для педагогов.

1. Вступительное слово

Эту истину знаю от роду
И ее никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит отчизну свою!

На современном этапе экология все чаще трактуется как наука, способная решить не только биологические, но и некоторые социальные проблемы; как мировоззрение человечества. Этот аспект, необычайно важный из-за ухудшающегося состояния окружающей среды, нашел свое отражение в понятиях «экологическое образование и воспитание», «экология души», «экология человека» и некоторых других.

Я уверена, что в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области ни специализировался педагог.

Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы. Поэтому воспитатель любой содержательный материал, будь то математические задачи, тексты по развитию речи или задания для художественного творчества, должен оценивать с позиций их соответствия требованиям экологического образования. При этом необходимо учитывать, какое сознание будут формировать данные задания у детей, насколько биологически грамотно они составлены, какие возможности предоставляют для систематизации знаний о природе.

Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и предоставляет широкие возможности для экологического воспитания. Кроме того, любая программа предусматривает ознакомление дошкольников с окружающим, неотъемлемыми частями которого являются мир природы и среда, созданная человеком. В любой программе обязательно поднимаются вопросы антропогенного воздействия на природное окружение. А это обязательная часть экологической образовательно-воспитательной работы, нацеленной на развитие экологически мыслящей личности.

Сегодня мы поговорим о том, как педагоги могут повысить свою компетентность в вопросах экологического воспитания дошкольников.

Прошу каждого участника семинара подойти к доске и выставить на неё магнит:

  • если вы считаете себя вполне компетентным в вопросах экологии - зелёную;
  • если хотели бы уточнить некоторые вопросы - жёлтую;
  • если испытываете затруднения при планировании и проведении занятий - красную.

Воспитатели выполняют задание.

На доске наряду с фишками зелёного цвета мы видим …. красные фишки и … жёлтых. Я думаю, тема сегодняшнего семинара выбрана правильно.

Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её.

1. Теоретическая часть

Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которыми дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый белый снег и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то

  • Первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.
  • Вторая задача - формирование у детей трудовых навыков и умений.
  • Третья задача - формирование у детей любви к природе.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны - необходимо рассматривать и решать их в комплексе.
В соответствии с ФГОС ДО (2013) предполагается деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса экологического образования дошкольников. Предполагается, что его можно осуществлять в рамках реализации всех образовательных областей.

Экологическая направленность определяется как форма активности личности, обуславливающая развитие экологического сознания.

Экологическая грамотность, как жизненная потребность современного человека, должна состоять из двух взаимосвязанных компонентов:

  • ценностно-мотивационного
  • потребностно-действенного, реализуемых целенаправленно и последовательно в каждой возрастной группе по определенной научно обоснованной схеме.

Стратегическая цель работы с детьми: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости бережного отношения к природе; стремление к адекватному восприятию знаний и выработке навыков по охране природы; приобщение к мировому уровню экологической культуры.

Для реализации этой цели необходимо построение целостной системы экологического образования, основанной на научно разработанных принципах создания экологических программ с учетом ФГОС дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт предполагают деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста.

Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям.

Например, содержание образовательной области «Социально коммуникативное развитие» направлено на:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;
  • развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на:

  • формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, причинах и следствиях и др.);
  • о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов;
  • расширение кругозора детей.

Содержание образовательной области «Речевое развитие» предполагает знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает:

  • становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы;
  • формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом.

Образовательная область «Физическое развитие» направлена на становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников.

Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в различных видах детской экологически направленной деятельности.

Экологически направленную деятельность дошкольников можно определить как форму активности личности, обуславливающую развитие экологического сознания, проявляющуюся в трех сферах:

а) познавательной сфере в развитии познавательных потребностей, в готовности принимать, находить и перерабатывать информацию о природе;

б) эмоционально-мотивационной сфере в развитии комплекса эстетическо-этических потребностей, проявляющихся в готовности и стремлении взаимодействовать с природой на эмоциональном уровне;

в) практической сфере в развитии потребности в компетентности, проявляющейся в стремлении к непрагматическому практическому взаимодействию с природой.

В дошкольном возрасте ребенок легко включается в различные виды деятельности: игровую, познавательную, трудовую, продуктивную художественно-эстетическую и другие, но педагогически организованная деятельность при взаимодействии с природой и детская экологически направленная деятельность имеют существенные различия.

Так, экологическая направленность игровой деятельности предполагает предпочтение ребенком игр с экологическим содержанием, в которых можно выступать защитником природы, выполнять социально детерминированные правила поведения в природе в соответствии с нормами экологической этики; придание экологической направленности и наполнение экологическим содержанием традиционных и народных игр; отказ от игр, связанных с деструктивным воздействием на мир природы.

Экологическая направленность познавательной деятельности детей заключается в формировании представлений о гармоничной естественной целостности природы, уникальности объектов, умение выделять экологические свойства, качества, связи, закономерности существующие в природе; мультисенсорность восприятия природы; выбор критериев для экологической оценки объектов природы (устойчивость, целостность, идентичность).

Экологическая направленность трудовой деятельности предполагает осознание детьми экологических потребностей живых существ, установление взаимосвязи между способами ухода и улучшением состояния растения или животного; знакомство с ресурсосберегающими технологиями, стремление к непрагматическому взаимодействию с природой; осторожность в обращении с объектами природы и вещами, неразрушающем пользовании ими; ориентация на восстановление и созидание природы, посильная индивидуальная помощь ей.

Экологическая направленность продуктивной художественно-эстетической деятельности в процессе рисования пейзажа, изготовления поделок из природного материала заключается в открытии ребенком особенных сочетаний объектов природы, которые делают их уникальными, неповторимыми, вызывающими эмоциональный резонанс, сопереживание, эмпатию; в придумывании экологических сказок, рассказов, стихов, выражающих чувства единства, гармонии с миром природы, осознание его уязвимости.

В основании этих видов экологически направленной деятельности лежит детская трудовая деятельность в разных формах ее проявления, предметным содержанием которой являются различные виды взаимодействия ребенка с природой в процессе игры, проведения опытов, решения проблемных ситуаций, изготовления поделок из природного материала, создания и реализации экологических проектов.

Важнейшим условием реализации образовательных областей, предусмотренных ФГОС, является экологизация среды в ДОУ, поскольку среда - это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. Наиболее подробно вопрос о влиянии среды, в том числе природной, на развитие детей рассматривала Е.И.Тихеева. Она утверждала, что «использовать окружающую среду как источник образовательного материала, педагогически ее организовывать - одна из основных задач, возлагаемых на педагога-дошкольника. В этой связи закономерным является поиск путей создания такой среды, которая бы способствовала охране и укреплению физического и психического здоровья детей, полноценному развитию личности, стимулировала их разнообразную творческую деятельность. Современные педагоги и психологи обращают особое внимание не только на создание в дошкольных образовательных, учреждениях развивающей предметной среды, но и на ее экологизацию.

Действительно, ситуация, когда процесс экологического образования проходит в интерьерах, лишенных растительных композиций, аквариумов, птичьих вольер, плакатов и фото стендов на экологические темы, выглядит ненормально. Только педагогическая среда, насыщенная соответствующими стимулами, создает уникальное настроение, благодаря которому каждое слово педагога становится более «весомым», значимым, убедительным.

Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.п.) имеет второстепенное значение: его задача - расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы.

С точки зрения экологического образования среда в образовательном учреждении должна создавать условия для:

  • познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности, возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, к поиску ответов на интересующие вопросы и постановка новых вопросов);
  • эколого-эстетического развития ребенка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами);
  • оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории образовательного учреждения; грамотное озеленение территории, создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
  • формирования нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами и общение с ними;
  • формирование желания и умения сохранить окружающий мир природы;
  • воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам);
  • формирования экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования; ухода за животными и растениями, экологически грамотного поведения в природе и в быту);
  • экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях изодеятельности т.п.

Значит, экологизация развивающей предметной среды в образовательных учреждениях должна способствовать реализации всех компонентов его содержания: познавательного, нравственно-ценностного и деятельностного.

Таким образом, взаимодействие дошкольников с природой в процессе экологического образования в свете ФГОС имеет свою специфику в силу возрастных особенностей и базируется на деятельностном подходе, поскольку именно деятельность развивает психику ребенка, двигательную активность и делает его физически более крепким и здоровым.

3. Практическая часть

Предлагаю вам разделиться на две команды. Придумать название команды (связанное с экологией), а поможет нам в этом «зимняя корзинка».

В корзинке воспитатели выбирают либо веточку, либо снежинку - это и будет идея для названия команды

За каждый правильный ответ, команда будет получать фишку - снежинку или веточку, которые будут размещаться на доске (на доске схематически изображено дерево без веток). В конце семинара, мы узнаем, у кого правильных ответов было больше.

Разминка

  1. Итак, что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)
  2. Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)
  3. Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)
  4. Назовите элементы предметно-развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников?(Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и т.п.).
  5. Что должно быть в уголке природы? (Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.)
  6. Что должно быть на участке детского сада? (Деревья, кустарники, цветники, огород.)
  7. Какие методы используются для экологического воспитания детей? (Наглядные, практические, словесные.)
  8. Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей. (Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)
  9. Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников. (Игра; элементарные опыты; моделирование.)
  10. Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников. (Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы)
  11. Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников. (Наблюдение.)

Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

Предлагаю вам небольшой

Блиц-опрос «Как растения и животные предсказывают погоду»

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

  1. Паук усиленно плетет паутину - (к сухой погоде).
  2. Стрижи, ласточки низко летают - (дождь предвещают).
  3. Собака катается по земле, мало ест и много спит - (к вьюге).
  4. Когда цветет черемуха - (к холоду, заморозкам).
  5. Если утром трава сухая - (к вечеру ожидай дождя).
  6. Цветы перед дождем - (пахнут сильнее).
  7. Кошка свернулась клубочком - (к похолоданию).
  8. Ворона кричит зимой - (к метели).
  9. Лягушки квакают - (к дождю).
  10. Воробьи в пыли купаются - (к дождю).

Может кто-нибудь из вас напомнит другие приметы?

Загадки о природных явлениях

  1. Кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук - станет все светло вокруг (солнце)
  2. Я прозрачный, я и твердый, ходят, ездят по мне. Не тону я в воде, не горю в огне (лед)
  3. Ночью по небу гуляла, тускло землю освещала. «Скучно, скучно мне одной, а зовут меня …» (луна)
  4. Пол - лепешки над домами, не достать его руками (месяц)
  5. Утром бусы засверкали, всю траву собой заслали, а пошли искать их днем - ищем - ищем, не найдем (роса)
  6. На зов ответит зовом, на слово - тем же словом. На смех - ответит смехом, оно зовется… (эхо)
  7. Чистый, солнечный, грибной, теплый, звонкий, озорной. Тянет к небу травы, рожь. Работяга - летний… (дождь)
  8. Мы любим ее все, когда она шумит, журчит, плескается, а кот ее не любит - он лапой умывается. (вода)
  9. Каждый, кто проходит - подойдет, напьется и опять в дорогу силы наберется (родник)
  10. Все лето на ветке сижу, а осенью бабочкой желтой кружу (листок)

Упражнение «Дайте оценку»

Каждая команда получает задание: рассмотреть определенную ситуацию и дать ей свою педагогическую оценку.

1) Мама и дочь гуляли по тихой улице. Они держались за руки, но каждая из них была сама по себе. Дочь, правда, делала попытки завязать с мамой разговор:

- Посмотри, мамочка, какие у деревьев большие руки. Мама ничего не ответила, а дочь уже рассматривала большой камень, лежавший на обочине.

- Эти дырочки - глаза камня, так? Он через них видит?

- Чего ты, Маша, только не придумываешь? Пока гуляешь с тобой, устанешь больше, чем от какой-либо работы. Иди спокойно. Маша покорилась, шла спокойно и уже не видела ни «камешковых глаз», ни «рук деревьев».

2) Воспитатель попросил детей рассказать, как они помогают родителям в выходные дни. Дети рассказывали много интересного, а Миша сидел и молчал. На вопрос воспитательницы, как он помог дома маме мальчик ответил:

- Я хотел помочь маме полить цветы на балконе, папа сказал: «Не мужское это дело, а в женские дела не вмешивайся».

Участники сначала обсуждают ситуацию в командах, а затем выражают свое видение коллегам. После совместного обсуждения жюри оценивает работу команд и подводит итоги.

Викторина «Мы любим природу»

  1. Чем питаются муравьи? Как их за это называют? (насекомыми; санитарами)
  2. Кто пьёт кровь: комары - самки или комары - самцы? (самки)
  3. Чем питаются комары - самцы? (нектаром)
  4. Кто из змей безопасен для человека? (уж)
  5. Какая ядовитая змея живёт в наших лесах? (гадюка)
  6. Как называется заповедник, где выращивают и разводят зубров? (Беловежская пуща, Кавказский заповедник)
  7. Каких животных защищает цвет? (белка, заяц)
  8. Где у кузнечика уши? (на ногах)
  9. Есть ли у змеи уши? (нет)
  10. Почему Красную Книгу называют красной, а не зелёной? (Красный цвет - сигнал опасности.)

Блиц-турнир "Подумай и ответь".

  1. Какой снег быстрее тает, грязный или чистый и почему? (Грязный, потому что солнце к темному припекает сильнее.)
  2. Почему у березы молодые листочки клейкие? (Смолистые вещества защищают листья от мороза.)
  3. Елка исполосована, как граблями железными. Осина ободрана - словно монтер на "кошках" лазил. Лунки в земле, будто кто на пятках вертелся. Кто такие метки оставил? (И задиры и лунки - все это метки медведя. "Знайте все: я тут живу". Другой медведь, его знаки увидит и поймет, что место занято.)
  4. Почему нельзя уничтожать мухоморы? (Красный мухомор служит лекарством для лосей.)

4. Заключение

На этом наш семинар-практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. Желаю вам успехов в работе над экологией. Еще раз благодарю вас. Я думаю, что и в дальнейшем мы будем поддерживать более тесный контакт между педагогами наших детских садов. Это не последняя наша встреча.

И в заключение я хотела бы вам предложить оценить степень своего участия в его работе, и выставите на доску фишку соответствующего цвета:

  • красную - «В основном слушала и запоминала, так как не компетентна в вопросах экологии»;
  • желтую - «Могла бы быть активнее, но не хватило знаний»;
  • зеленую - «Активно участвовала, уровень моей компетентности в этой области достаточно высок».

Используемая литература и источники

  1. Николаева С.Н., Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  2. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
  3. Ворошилова В.М., Новикова Т.А. «Эковалеологический подход к созданию развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении»/ «Педагогическое образование в России» № 4, 2012.
  4. Халикова З.Г. «Семинар-практикум "Экологическое воспитание в рамках ФГОС"» https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/04/21/seminar-praktikum-ekologicheskoe-vospitanie-v-ramkah-fgos