Информационные и психологические аспекты безопасности учащихся в сети Интернет

Разделы: Школьная психологическая служба


Всё чаще и всё громче мы слышим фразу о том, что интернет, помимо большого подспорья в учебе, помощи в поиске информации или развлечениях таит в себе угрозу, которая стала реальной и очень ощутимой на сегодняшний день. И эту угрозу мы ощущаем, поскольку работаем с детьми, в поле зрения наши дети, мы видим, сколько времени они тратят на гаджеты, сколько внимания они уделяют в соцсетях и это очень тревожная реалия.

Нам, и как родителям, и как учителям необходимо обладать информацией о том, что же мы можем сделать для обеспечения информационной безопасности детей, защиты физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних.

О том, что наши дети опережают своих сверстников в Европе по приобщению к интернету можем убедиться по данным слайда, ну и что они там делают:

По опросу на 2021 год: чаще всего это учебные цели, социальные сети, скачивание информации, игра.

О том, откуда дети чаще всего выходят в интернет, вы можете видеть на слайде.

Почему важна информация о том, откуда дети выходят в интернет? Как правило, находясь в комнате, родителям тяжело постоянно контролировать, какие сайты посещает ребёнок, с кем он общается по ту сторону экрана. А именно это во многом и таит в себе угрозу.

Моя задача сегодня рассказать вам про самые яркие, знаковые моменты. Потому что знание поможет нам предотвратить многие проблемы, связанные с социальной и психологической опасностью в интернете.

1. Все мы знаем, что такое флешмоб. Это современный способ самовыражения людей, объединения вокруг какой то акции. Люди выкладывают фото себя в молодости и современного, танцуют, обливаются холодной водой. И все, кажется, прекрасным. Но всё меняется, когда ребенок сталкивается с флешмобом, который заставляет сделать то, что причинит вред ему самому, его близким, нанесет ущерб

И я хочу сказать, что некоторые проявления перечисленных действий мы встречали в школе и наблюдали в соцсетях наших школьников.

Следующая опасность - это игровая зависимость. Тенденция скатывания в игровую зависимость охватила весь мир, потому что в 2019 году она включена в международную классификацию болезней. Если говорить об основных признаках игровой зависимости, то к ним относится:

  • Наращивание дозы - увеличение времени, проводимого за игрой;
  • Изменение формы поведения - когда ребёнок путает игровой мир с реальностью;
  • Синдром отмены - ухудшение эмоционального фона, когда ребёнок не играет.

Дают некий стартовый ресурс, «заманивающий» ребенка, перед ним ставят легкую задачу и он, окрыленный легкими достижениями и продолжает играть… в конце каждой задачи его ждёт награда, но последнее финальное достижение можно пройти только с помощью доната (оружие за деньги), как правило цена очень завышена и поэтому с легкостью производитель предлагает скидку.

На основании таких игровых задач появлся другой вид интернет-угроз «челленджи». Главным образом, эти задания появляются в одной из популярных социальных сетей «тик-ток».

Челлендж "Постарайся не засмеяться", Челлендж "Острый перец", Челлендж "Удушение\ Обморок\ Потеря сознания" (Choking/Fainting/Pass-Out Challenge). Чтобы получить некоторое удовольствие или потерять сознание, дети часто душат других детей, сильно нажимая на их грудь, или учащённо дышат. Очевидно, это очень рискованно и уже приводило к смерти.

Челлендж "Tide Pod" (Tide Pod Challenge). Вгрызаться в капсулу со стиральным порошком Из-за того, что внешний слой капсул предназначен для растворения, они высвобождают своё содержимое в рот ребёнка очень быстро, что влечёт за собой химические ожоги и проблемы с почками и лёгкими.

Челлендж "Синий кит" (Blue Whale Challenge). Несмотря на то что некоторые челленджи физически опасны, этот на самом деле пугает родителей. В течение 50 дней анонимный "администратор" назначает задачи, целью которых является нанесение себе физического вреда, например, порезов на коже.

Следующий вид угрозы: школьная стрельба. Мы знали о резонансных проявлениях 2 скулшутингах, но на самом деле это беда не последних 2 лет, а последних 8 лет. На слайде представлено, что первый эпизод произошел в Москве в феврале 2014 года, а потом такое опасное увлечение проявлялось по стране и самые для нас… Казань и Пермь. Психологи, которые работали с такими подростками и попытались выявить так называемый «психологический портрет», вы видите их сходные черты: 7 выросли без отца, 6 сверстники считали «тихими», 5- планировали самоубийство. Но, составить четкий психологический портрет потенциального «стрелка» крайне сложно, и различные тесты и чек-листы поведенческих реакций не дают возможности его сформировать. Именно усредненный психологический портрет большинства стрелков как относительно благополучных, нормально обучающихся и вроде бы социализированных, не привлекающих особого внимания, часто затрудняет выявление таких учеников на ранних этапах. Педагоги и школьные психологи чаще замечают подростков, демонстрирующих яркое эмоциональное поведение. Тем не менее можно стараться уделять особое внимание детям с длительным депрессивным состоянием, суицидальными мыслями.

При этом есть сигнальные признаки, на которые все же стоит обращать внимание. Так, в зоне риска находятся лица мужского пола, подвергавшиеся буллингу, склонные к депрессии и уходу в мир компьютерных игр, у которых есть проблемы во взаимоотношениях с учителями и учениками.

В России в 2019-2020 годах удалось предотвратить несколько эпизодов скулшутинга - в частности, благодаря тому, что о готовящемся массовом расстреле спецслужбам сообщали ученики или учителя школ. Свои плоды приносит и анализ онлайн-чатов. Однако это не панацея, как и усиление школьной охраны.

Особое внимание нам нужно уделять страничкам своих учеников, потому что есть определённые признаки, указывающие на склонность ученика с скулшутингу. Это и определенного рода статусы и, ЧТО ВАЖНО, хештеги, которые дают привязку к намерению стрелять, убивать, доказывать свою философию.

К сожалению, не надо думать, что это опасность где-то далеко. Обратите внимание что 11 января появилась информация, о том, что троих калужских школьников привлекли к ответственности за распространение идей скулшутинга.

Идём дальше. Мы уже понимаем, что интернет - огромная площадка, которую, как мы уже неоднократно предупреждали школьников, просматривается, отслеживается. То есть, информация, личные записи и сообщения возможно отследить. Но наряду с тем, что отследить возможно, есть большое пространство, которое отследить нельзя. Я говорю сейчас о черном интернете.

Даркнет - это самый закрытый отдел интернета, куда не заходят даже поисковые роботы. Обычный интернет-пользователь тоже вряд ли попадет сюда случайно, хотя тот, кому сюда по-настоящему нужно, попадет, куда ему необходимо без особого труда. Чем больше развивается интернет-цензура, тем более даркнет становится востребованным и тем более удобными становятся инструменты для работы с ним.

То есть остается возможность посещения сайта всеми пользователями, а вот выяснить, кто владелец этого сайта, практически, невозможно. Что же является предложением черного интернета:

Оружие, наркоторговля, педофилия. Вся возможная криминальная терминология собрана именно здесь.

К сожалению о том, что такое черный интернет для некоторых учащихся знакомо. И информация о нем распространяется через общение очень быстро.

Обратите внимание. Мы занимаем устойчиво 2 место в мире по количеству пользователей в день.

Что делать нам? Нам нужно рекомендовать родителям и самим внимательно смотреть, установлен ли в телефоне, компьютере и т.д… браузер «Тор», который блокирует слежку за поиском…

Экстремизм - это приверженность крайним взглядам или крайним идеям. Чем опасен экстремизм. Присутствует такая фраза: «Много дорог идёт к одной статье», это говорит о том, что достаточно большое количество видов мыслей, надписей, призывов сегодня может попасть под определение экстремизм.

И чтобы пополнить ряды экстремистских группировок, происходит вербовка детей, подростков по стандартной схеме.

Опять же. Что делать учителю, родителю в такой ситуации? Уметь анализировать страницы в соцсетях, обращать внимания на странности.

Ну и последнее. Всегда было модно для молодежи относить себя к какой то модной субкультуре. Но современные субкуьтуры далеко не безопасны для ребят. Одной из таких субкультур, действующих и на территории Калужской области, является квазикриминальная субкультура АУЕ, признана экстремистской. Это некий лифт во взрослую самостоятельную жизнь, которая связана с криминалом, позволяющее сделать путь от ненужного, несмелого ребенка в самостоятельного криминального авторитета.

К сожалению, данная статья посвящена страшным вещам, потому что ни являются реалиями сегодняшнего дня. И касается эти реалии нас всех: и среднее звено и начальную школу, потому что эти проблемы имеют тенденцию «молодеть».

Что может учитель в данной ситуации? Во-первых быть знаком с ситуацией. Поэтому мы посвятим ряд семинаров для более подробного обсуждения проблемы, для выработки единых действий по данной проблеме.

Относиться внимательно к страницам в соцсетях. Потому что анализ этих страниц даст нам возможность предотвратить возможную беду. Проводить тематические мероприятия с детьми и родителями, используя разнообразные формы.

Большое значение для эффективности мероприятий по медиа-безопасности имеет не только содержание, но и форма его проведения. Целесообразно использовать следующие формы:

  • 1-4 классов - урок-путешествие, урок-викторину, урок-соревнование, урок-игру, беседу;
  • 5-8 классов - урок-пресс-конференцию, урок-викторину, урок-соревнование, урок-презентацию проектов, урок-практикум, урок-встречу со специалистами медиа-сферы, системными администраторами и т.д.;
  • 9-11 классов - деловую игру, урок-презентацию проектов, день медиа-безопасности, мозговой штурм, дискуссию, дебаты, встречу со специалистами медиа-сферы, системными администраторами и т.д.