Проект программы внеурочной деятельности по предмету «Английский язык», направленной на повышение мотивации учащихся к его изучению

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: английский язык


Пояснительная записка

Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, позволяющая в полной мере реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта.

Согласно проекту нового базисного учебного плана внеурочная деятельность становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогами задачу организации развивающей среды для обучающихся.

Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Данная рабочая программа «Занимательный английский» разработана с учетом Федерального государственного образовательного стандарта и представляет собой программу организации внеурочной деятельности школьников. Предназначена для развития и поддержки интереса обучающихся к иностранному языку, повышению мотивации к его изучению, воспитанию учащихся, расширению их кругозора, повышению уровня практических навыков владения английским языком, а также развитию творческих способностей.

В основе федеральных государственных образовательных стандартов лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава.

Программа внеурочной деятельности содержит основные требования ФГОС: воспитание нравственных чувств, этического сознания; воспитание творческого отношения к учению, труду, жизни; воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание ценностного отношения к прекрасному.

Английский язык является самым распространенным языком мира, языком международного общения в таких областях как политика, наука, техника, бизнес, культура.

Основное назначение английского языка состоит в формировании коммуникативной компетенции - способности и готовности осуществлять иноязычное общение с носителями языка. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях требуют повышения коммуникативной компетенции школьников.

Организация внеурочной деятельности по английскому языку - это отличный способ для реализации творческого потенциала учащихся, повышения мотивации к изучению иностранного языка, это форма общения с педагогом, где детям интересно работать, вступать в диалог со сверстниками и учителем.

В соответствии с государственной программой "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года» одной из главных задач является обеспечение эффективной системы социализации и самореализации молодежи, развитие их потенциала. Общество нуждается в людях, способных добывать и анализировать информацию на иностранном языке, быстро адаптироваться к изменяющимся потребностям социума. В современном мире практическое владение иностранным языком стало личностно-значимым. Многие обучающиеся приходят к выводу, что практическое владение английским языком способно повлиять на их жизнь, на выбор профессии. Данная программа учитывает стратегическую цель в области образования ХМАО-Югры - повышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества.

Потенциал иностранного языка как общеобразовательного предмета позволяет в полной мере решать задачи формирования ключевых компетенций личности обучающегося, которые помогают овладевать социальным опытом, а также получать навыки жизни и практической деятельности в обществе.

Программа внеурочной деятельности учитывает требования образовательной программы школы, направленные на формирование интеллектуального, духовно-нравственного, личностного и социального развития обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья. Для развития способностей ребенка и формирования универсальных учебных действий в программе предусмотрены активные формы работы, направленные на вовлечение детей в динамичную деятельность, понимание ими лингвистического материала, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Программа «Занимательный английский» составлена для обучающихся 5 класса на основе УМК «Английский в фокусе» Ваулиной Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. Данный программа рассчитана на 1 год (34 учебных часа по 40 минут), учитывает особенности ступени образования.

Необходимость организации внеурочной деятельности по английскому языку обусловлена затруднениями в усвоении учебных программ детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые вызваны недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития, нарушениями в организации деятельности или поведения. Однако зная, что учащиеся данного возраста характеризуются большей восприимчивостью к изучению языков, считаю, что данная программа поможет им овладеть основами общения на английском языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп.

Программа является личностно-ориентированной, позволяет выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. Это возможно за счет наличия в УМК: избыточного количества заданий, что дает возможность обеспечить обучение учащихся с разными способностями; наличия разноуровневых упражнений, что позволяет подобрать подходящие по уровню сложности задания как для успешных, так и для испытывающих затруднения учеников.

Целью программы внеурочной деятельности является формирование коммуникативной компетенции в основных видах деятельности: чтение, аудирование, говорение и письмо.

Задачи программы:

Учебные:

  • формирование лексических навыков аудирования, чтения, говорения и письма;
  • решение коммуникативных задач: диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями;
  • совершенствование монологической и диалогической форм речи;
  • повторение грамматических структур, обогащение словарного запаса.

Развивающие:

  • развитие мотивации к изучению английского языка;
  • развитие творческого мышления, личностной активности;
  • развитие речевых способностей;
  • развитие навыков индивидуальной, парной и групповой форм работы.

Воспитательные:

  • воспитание положительного, уважительного и толерантного отношения к культуре англоязычных стран;
  • формирование уважительного отношения к мнению другого человека, способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в паре и группе;
  • соблюдение этических норм поведения;
  • обеспечение связи школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки к спектаклям.

Принципы данной программы:

  • принцип индивидуализации;
  • принцип доступности;
  • принцип новизны;
  • принцип речемыслительной активности;
  • принцип ситуативности.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, поисковый, проблемный, исследовательский.

Формы проведения занятий: групповая, парная или индивидуальная работа; игровая деятельность; работа с интернет-сайтами; практикум; интеллектуальная игра.

Образовательные технологии, применяемые при реализации программы внеурочной деятельности: игровая технология, информационно-коммуникационная технология, технология развития критического мышления, здоровьесберегающие технологии, проектная технология, портфолио.

На занятиях используются современные учебные материалы: компьютерные программы, наглядные пособия, виртуальные тренажеры, банки тестовых заданий, презентации, электронные учебники и пособия.

Для осуществления контроля качества процесса обучения используются современные оценочные средства: тестирование, комплексный зачет, самоконтроль, взаимооценка, творческая работа, устный фронтальный опрос, диагностические работы.

В данной программе большое внимание уделяется раскрытию индивидуальных способностей каждого обучающегося, овладению навыками саморефлексии и самоконтроля, формированию уверенности в собственных возможностях, созданию ситуации успеха для каждого ребенка, развитию творческой и познавательной активности обучающихся. Можно сделать вывод, что программа является необходимым компонентом процесса получения образования и повышает мотивацию учащихся к самостоятельному получению новой информации и новых знаний.

Программа внеурочной деятельности «Занимательный английский» согласуется с программой учебного курса «Английский язык», результаты освоения программы соответствуют требованиям Федерального государственного стандарта основного общего образования.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

Личностные результаты:

  • осознание возможностей самореализации средствами английского языка;
  • формирование мотивации изучения английского языка;
  • формирование коммуникативной компетенции в межкультурном общении;
  • стремление к осознанию культуры своего народа и готовность содействовать знакомству с ней представителей других стран.

Метапредметные результаты:

Познавательные универсальные учебные действия:

  • умение классифицировать, обобщать, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи;
  • осваивать основы реализации исследовательской, проектной деятельности;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов выполнения заданий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • умение планировать пути достижения поставленных задач;
  • самостоятельно выполнять действия на основе ориентиров, намеченных учителем;
  • умение осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке;
  • умение преодолевать трудности, возникающие в процессе коммуникации.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • умение использовать речевые средства в соответствии с речевой задачей для выражения коммуникативного намерения, своих мыслей и чувств;
  • умение взаимодействовать с собеседниками, выполняя разные социальные роли;
  • умение организовать учебную деятельность с учителем и сверстниками;
  • умение работать индивидуально, в паре и группе;
  • умение формулировать и отстаивать свое мнение;
  • умение использовать информационно-коммуникационные технологии.

Предметные результаты:

  • знание и способность корректного выбора языковых средств в зависимости от конкретных ситуаций речевого иноязычного общения;
  • умение самостоятельного построения устного и письменного высказывания;
  • расширение и систематизация языковых знаний, расширение лексического запаса;
  • умение составлять план, тезисы, опорные слова для устного и письменного сообщения;
  • формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции, расширение и систематизация знаний о языке;
  • распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций английского языка, знание признаков изученных грамматических явлений.

Содержание программы внеурочной деятельности «Занимательный английский»

Тема

Количество часов

Раздел 1. Повторение звуков. Правила чтения

2

1.

Буквы и звуки английского алфавита.

1

2.

Разучивание стихотворений.

1

Раздел 2. Я и мое окружение

2

3.

Моя семья. Генеалогическое древо.

1

4.

Описание внешности. Характер человека.

1

Раздел 3. Животные

2

5.

Виды животных. Глагол "can", "can't".

1

6.

Present Simple. Вопросительные и отрицательные предложения.

1

Раздел 4. Времена года. Погода

3

7.

Время года. Месяц. Погода.

1

8.

Одежда по сезону.

1

9.

Present Continuous.

1

Раздел 5. Здоровый образ жизни

3

10.

Мой распорядок дня.

1

11.

Наречия частотности. Предлоги времени.

1

12.

Вызов врача. Болезни.

1

Раздел 6. Свободное время

3

13.

Мои увлечения. Моя коллекция.

1

14.

Моя будущая профессия.

1

15.

Защита творческого проекта «Я в будущем».

1

Раздел 7. Числительные и даты

3

16.

Числительные от 1 до 20.

1

17.

Числительные от 21 до 100.

1

18.

Даты.

1

Раздел 8. Глагол "to be"

2

19.

Глагол "to be" в повествовательных предложениях.

1

20.

Глагол "to be" в вопросительных и отрицательных предложениях.

1

Раздел 9. Местоимения

2

21.

Личные местоимения.

1

22.

Указательные местоимения. Притяжательный падеж.

1

Раздел 10. Предлоги места

2

23.

Повторение предлогов места.

1

24.

Описание квартиры.

1

Раздел 11. Покупки

2

25.

Еда. Покупка еды в супермаркете.

1

26.

Покупка одежды. Разговор с продавцом.

1

Раздел 12. В гостинице

2

27.

Бронирование номера.

1

28.

Регистрация в отеле.

1

Раздел 12. Праздники

2

29.

Места и виды развлечений.

1

30.

Организация досуга.

1

Раздел 13. Страна изучаемого языка

2

31.

Выходные в Великобритании.

1

32.

Традиции и обычаи Великобритании. Популярные сувениры.

1

Раздел 14. В мире сказок

2

33.

Разучивание сказки «Белоснежка и семь гномов».

1

34.

Инсценирование сказки «Белоснежка и семь гномов».

1