Конспект тематического дня для разновозрастной группы детей от 4 до 7 лет. Международный день китов и дельфинов

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология

Класс: д/с


Цель: Дать представление о китах и дельфинах (какие они, где обитают),воспитывать бережное, доброжелательное отношения к живой природе

УТРО

- Ребята, сегодня мы совершим морское путешествие. Вы узнаете много нового и интересного: опустимся на дно морей и океанов, познакомимся с морскими обитателя, услышим как некоторые из них разговаривают. Но чтобы совершить такое увлекательное путешествие вы должны быть физически сильными, поэтому я вам предлагаю начать наше утро с утренней гимнастики.

Утренняя гимнастика «Капитан краб»

Цель: Создание бодрого, хорошего настроения. Подготовка детского организма к различным видам деятельности.

Видеопрезентация-беседа «Морские обитатели: киты, дельфины»

Цель: Познакомить детей с обитателя морей и океанов, воспитывать бережное отношение к морским обитателям.(Видео проецируется на экран проектором, видео по выбору воспитателя)

Пальчиковая гимнастика «МЕДУЗЫ»

(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.)
Две огромные медузы
Прилепились пузом к пузу.
(После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.)
Выгнем щупальца сильнее-
Вот как гнуться мы умеем! [1]

Коллективная аппликация «Подводный мир»

Цель: Развитие мелкой моторики, творческого воображения.(сюжет на усмотрение воспитателя)

ПРОГУЛКА

Музыкальная разминка «Волна», группа Барбарики (дети под руководством педагога выполняют танцевальные движения, которые педагог подбирает сам).

Дидактическая игра «Дельфин»

Дети становятся в круг. Вот наш дельфин (воспитатель показывает детям игрушку дельфина) Пока мы будем говорить слова, вы должны быстро передавать дельфина из рук в руки. В чьих руках окажется дельфин, когда слова закончатся, должен сказать нам что-нибудь о дельфинах. Например: «дельфин дышит легкими», «дельфины обитают в море или океане». Начнем нашу игру.

Ты плыви, морской дельфинчик,
Быстро-быстро по волнам.
У кого дельфин остался,
Тот сейчас расскажет нам.

Малоподвижная игра «Море волнуется»

Цель: упражнять в умении согласовывать движения с текстом.

Ход игры. Перед началом игры выбирается водящий. Водящий отворачивается от остальных участников и громко говорит:

Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура замри!

В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Водящий поворачивается, обходит всех играющих и осматривает получившиеся фигуры. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего, либо выбывает из игры (в этом случае победителем становится наиболее дольше продержавшийся игрок).
Можно использовать другой вариант игры, когда ведущий осматривает все фигуры и выбирает наиболее ему понравившуюся. В этом случае победителем становится игрок, наиболее ярко проявивший свою фантазию.[4]

Малоподвижная игра «Водяной»

Цель: воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Ход игры. Для игры дети должны выбрать водящего («водяного») и встать в круг, взявшись за руки. «Водяной» располагается посредине круга, он закрывает глаза и вытягивает руку вперед или (Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами.) Вытянутая рука это указатель. Затем игроки, взявшись за руки, идут по кругу (водяной может крутиться в противоположную сторону) и хором громко произносят:

Водяной-Водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выйди на минуточку -
Поиграем чуточку:
Раз, два, три - выходи

После слова «Выходи!» все останавливаются и тот игрок, на кого в данный момент указывает рукой водяной выходит в центр круга, исполняет любой номер самодеятельности (танец, песенку, стих) и сам становится водяным. После чего игра повторяется.

Существуют и другие варианты правил:

После слова «Выходи!» водяной с закрытыми глазами должен подойти и осалить игрока, на которого указал рукой. Игроки в это время должны оставаться на месте (но можно уворачиваться от его рук и приседать). Осаленный становится «водяным». [5]

Самостоятельная игровая деятельность детей под присмотром педагога.

ДЕНЬ

Просмотр мультфильма «Девочка и дельфин»

Игра-викторина «Как по морю-океану»

Цель: развитие познавательной активности среди. детей, продолжать воспитывать бережное отношение к живым существам

Ход игры-викторины

Звучит аудиозапись «Звуки моря» (музыка по выбору воспитателя)

Ребята, я приглашаю вас сегодня в морское путешествие. Мы узнали много интересного о море и его обитателях, а теперь опустимся в его глубины. А как же мы опустимся на морское дно? (нужно сесть в батискаф или подводную лодку) Звучит музыка «Звуки подводной лодки». (музыка по выбору воспитателя)

- Ребятки: девчонки и мальчишки, мы с вами опустились в морские глубины, давайте полюбуемся красотой морского дна и обитателями моря. (Видео морского дна океана проецируется на экран проектором, видео по выбору воспитателя)

1 задание «Кто обитает в море?»

- Кроме китов и дельфинов в морях и океанах живут другие живые существа.

Воспитатель показывает часть изображения морского обитателя, а дети должны угадать кто это ? (Морская звезда, рыба, морской ёж, краб, ракушка, акула, кит, дельфин, осьминог, морской конёк, медуза).

(с помощью проектора изображение проецируется на экран, ответы детей.)Сегодня мы поговорим с вами о китах и дельфинах. А что вы знаете о китах и дельфинах?

2 задание «Кит и дельфин»

- Кит и дельфин. Скажите, чем они похожи? (живут в море, синие, гладкие, большие, дышат легкими, детеныши китов и дельфинов пьют молоко матери).

- А, чем они отличаются?

  • (кит ест планктон, кальмаров, мелкую рыбу и ракообразных, дельфин - большую часть рациона дельфинов составляет рыба;
  • киты - морские гиганты, дельфин имеет более скромные размеры тела; дельфины плавают быстрее и более гибкие чем киты;
    у дельфинов есть зубы, но нет у китов, исключение зубастые киты (напротив, у китов есть фильтрующие структуры в верхней челюсти, но не у дельфинов.)
  • киты передвигаются в одиночку, (если они не мигрируют), избегают людей. Напротив, дельфины плавают в группах и любят жить вместе, не так сильно боятся людей, поддаются дрессировке, считается, что дельфины умнее китов;
  • китовый жир использует человека, а дельфины спасают людей в море.)

(На экран проецируется фото кита и дельфина)

Видеофизминутка «Капитан краб»

Просмотр видео «Как разговаривают киты и дельфины». (Видео проецируется на экран проектором , видео по выбору воспитателя)

- Нам пора подниматься из морских глубин на поверхность и возвращаться на землю. (Звучит музыка: звуки моря и крик чаек по выбору воспитателя)

- Много обитателей в море. Кто-то огромный, как кит, а кто-то маленький, как крошечная рыбка. И все они нуждаются в нашей защите.

- Как же их защищать, спросите вы. Они же вон какие сильные, зубастые и шустрые. А я вам отвечу - необходимо сохранить море чистым, при встрече с морскими обитателями не трогать их. Люди даже придумали специальные правила для защиты морских обитателей. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

1. Нельзя бросать в море бутылки, бумажки и прочий мусор.

2. Нельзя забирать домой морских обитателей.

3. Нельзя трогать морских животных без разрешения взрослого.

Рассмотрим каждое правило (краткое обсуждение правил). Вы с ними согласны?

3 задание игра эстафета «Спаси рыбку»

Цель: Закрепления этических норм и правил взаимодействия с животным миром.

- Ребята, слышите, кто-то зовет на помощь? Это маленькие рыбки. Почему они зовут на помощь? Они погибают без воды. Поможем им? Разделимся на 2 команды. По очереди надо наполнить детское ведерко водой с рыбкой.

Участвуют 2 команды. (Побеждает команда, у которой в ведре с рыбкой оказалось больше воды. Эстафета длится 3 минут).

Отлично справились с заданием. Молодцы!

- Ребята я хочу вам сейчас подарить медальоны на память о нашей викторине. (изображение на медальоне по выбору воспитателя)

ВЕЧЕР

Чтение: В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Цель: развивать умение детей внимательно слушать произведение и отвечать на вопросы. находчивость, сообразительность, внимание, умение доказывать правильность своего суждения.

Пальчиковая гимнастика «МОРСКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Жил да был один дельфин, Плавные движения влево - вправо.
Два конька дружили с ним. Ладони развернуты вертикально,
Приплывали к ним киты, Поочередные движения вверх - вниз.
И акула, и моржи. Сжимаем, разжимаем кулачки
Те учили их считать: Загибаем пальчики, начиная с большого.[3]
Раз, два, три, четыре, пять.

Просмотр мультфильма «Осьминожки»

ПРОГУЛКА

Д/и «Назови рыбку»

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о морских обитателях. Развивать находчивость, сообразительность, внимание, умение доказывать правильность своего суждения.

Странные рыбы на свете живут,
Плавают так, как их с детства зовут.
Те, кто назвал их, словами играли.

Вы этих рыб не встречали? (Дети становятся в круг и воспитатель бросает мяч, дети называют рыб)

Игра: «Превращения»

Цель: упражнять в умении согласовывать движения с текстом.

Мы вокруг себя кружились и в рыбок превратились.
Мы вокруг себя кружились и в осьминогов превратились.
Мы вокруг себя кружились и в акул мы превратились.
Мы вокруг себя кружились и в медузу превратились.
Мы вокруг себя кружились и в ребяток превратились.
Вот в каких чудесных морских жителей мы превращались.

Самостоятельная игровая деятельность детей под присмотром педагога.

Используемая литература

  1. Бардышева Т.Ю. Пальчиковые игры. «Медузы» / ООО «Карапуз - дидактика», 2006.;
  2. https://infourok.ru/kartoteka-igr-po-tematicheskoj-nedeli-podvodnyj-mir-6102514.html
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2020/03/31/palchikovaya-gimnastika-po-leksicheskoy-teme-vodnye-prostory
  4. https://doshkolenok.mosmetod.ru/materials/methodical/bOGtSmn.pdf
  5. https://sygrayka.ru/games/igry-na-ulice/vodyanoj/
  6. http://mdou2-71.blogspot.com/2014/02/normal-0-false-false-false-ru-x-none-x.html