Мастер-класс "Формирование математической грамотности при подготовке к ОГЭ по информатике "

Разделы: Информатика, Мастер-класс


Мы учим не для школы, а для жизни.
Не просто дать знания,
а научить учиться - вот наша задача.

Цели мастер-класса: познакомить с собственным педагогическим опытом применения компетентностно - ориентированных заданий для развития функциональной грамотности на уроках информатики при подготовке к ОГЭ.

Задачи мастер-класса:

  • показать необходимость использования в работе с учащимися компетентностно-ориентированных заданий для развития функциональной грамотности учащихся;
  • способствовать повышению мастерства учителя к овладению проектирования заданий на развитие функциональной грамотности учащихся;
  • содействовать профессиональному общению;
  • вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Оборудование: задания для проведения практической части, экран, проектор, презентация.

Форма проведения: практическое занятие.

Ход проведения мастер-класса

Презентация

1. Вступление

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Формирование математической грамотности при подготовке к ОГЭ по информатике». На уроках и внеурочных занятиях стараюсь по максимуму решать практические задания, используя методику дифференцированного подхода. Так как ребята разные, имеют разные способности, то для слабоуспевающих учеников выбираю определенные задания базового уровня и решаем их, набирая тем самым 4 и более баллов! Это порог для сдачи ОГЭ по информатике. Уже несколько лет подряд выпускные 9 классы выбирают информатику как один из предметов по выбору. Сегодня я хочу поделиться с вами теми наработками, которые имею на сегодняшний день.

2. Основная часть мастер-класса

Социально-экономические перемены в обществе задали новые параметры обучения и воспитания подрастающего поколения, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.

Современное понимание образовательных результатов выходит за рамки обычного перечня знаний, умений и навыков, соотносимых с изучением учебного предмета, выходит за границы понятия «грамотный человек».

Одним из ориентиров ФГОС является метапредметность, формирование функционально грамотной личности. В связи с этим давайте все запомним одну математическую формулу, которая позволит сформировать у учащихся в процессе изучения информатики и других дисциплин качества мышления, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе.

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ».

Как учитель информатики и физики, я прекрасно понимаю важность развития математической грамотности моих учеников, вижу в этом с одной стороны насущную необходимость в развитии способности учащихся, применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

«Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».

Кроме того, решение задач практического и логического содержания способно привить интерес ученика к изучению информатики. Такие задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.

Рассмотрим несколько примеров:

Задание №1 (с сайта Решу ОГЭ). (Приложение 1)

Количество объяснений - 2.

В одной из кодировок UTF-32 каждый символ кодируется 32 битами. Петя написал текст (в нём нет лишних пробелов):

«Ель, кедр, сосна, кипарис, лиственница, можжевельник - хвойные растения».

Ученик вычеркнул из списка название одного из растений. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятые и пробелы - два пробела не должны идти подряд.
При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 20 байт меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе вычеркнутое название хвойного растения.

Решение.

Для решения этого задания надо вспомнить единицы измерения информации:

Наименьшая единица измерения информации - 1 бит/

Затем, 1 байт = 8 бит.

А следующие единицы выражаются так:

1 Килобайт (Кб) = 1024 байта

1 Мегабайт(Мб) = 1024 килобайтов (Кб).

И, в принципе, этого и достаточно.

Сначала хочу сказать, что ученик вычеркивает слово, запятую и пробел.

Итак, начнем с того, что каждый символ кодируется 32 битами.

32 бита делим на 8 (потому что в 1 байте 8 бит) и получаем 4 байта, которые занимает ОДИН символ. (32:8=4). Зачем нам байты? Затем, что размер нового предложения стал меньше на 20 байт. А единицы измерения у символа и предложения должны быть одинаковые!!!

Вот, это самое важное! Единицы измерения должны быть одинаковые!!!

Теперь 20 байт (то, что уменьшилось) делим на 4 байта (1 символ) и получаем 5. Что такое 5? Это 5 символов, которые вычеркнул ученик. Но из них один пробел и одна запятая.

Поэтому из 5 вычитаем 2 (пробел и запятую). И получаем 3. Это и есть количество букв в вычеркнутом слове. Какое слово состоит из трех букв? Смотрим на список слов. И видим, что это ЕЛЬ.

ОТВЕТ: ЕЛЬ

Приложения 1-7

Приложения 2, 3, 4, 6

3. Подведение итогов мастер-класса

При систематическом применении на уроках информатики задач прикладного содержания, развивающих функциональную грамотность учащихся, школьники поймут:

  • универсальность математических методов и их роль в изучении окружающего мира;
  • методы построения математических моделей для описания процессов в различных контекстах;
  • полезность приобретенных знаний и навыков для применения их в альтернативных ситуациях;
  • важность овладения широким спектром коммуникативных навыков;
  • полезность применения информационно-коммуникационных технологий.

Чтобы научить учиться ученика необходимо мотивировать на этот процесс обучения. Считаю, что уроки информатики учащимся нравятся, это заметно по проценту качества успеваемости по данному предмету, начиная с 5 класса до 9 класса. В старших классах это менее заметно, так как уровень сложности практических заданий увеличивается и требования изменяются.