Методическая разработка классного часа «Великие научно-технологические достижения нашей Родины и родного края. История и современность»

Разделы: Классное руководство, Конкурс «Здесь Родины моей начало…»


Форма проведения: классный час.

Класс (возраст обучающихся): 5 класс (12 лет).

Каждый учитель стремится воспитать и укрепить в своих учениках чувство патриотизма, духовности и гражданственности.

Учитель объясняет ребятам как важно для Отечества, для нашего народа быть сплоченными, преданными Родине, быть ответственными за нее, как наши предки.

Гордость за свой народ, глубокое чувство любви к Родине, готовность защищать её в трудную минуту, преклонение перед подвигом героев - все эти качества воспитываются и прививаются в детстве.

Михаил Васильевич Ломоносов говорил: «Народ, который не знает своего прошлого, не имеет и будущего». Не научив ребенка ценить историческое прошлое Родины, нельзя воспитать в нем патриота.

Мы должны объяснить ребятам какой великой силой обладают наши вековые традиции, нравственные ценности, духовные устои.

Ученные внесли огромный вклад в развитие России. Каждый из них уникален. Но всех их объединяет одаренность, трудолюбие и искренняя преданность своему делу и Родине.

Блестящие достижения - это пример верности призванию и гражданскому долгу. Ими гордится наша страна!

Ребята осознают, что Санкт-Петербург - это не только «музей под открытым небом», но и один из крупнейших научных центров России. Именно в Санкт‑Петербурге Указом Императора Петра Великого была создана Российская академия наук, открыто первое светское высшее учебное заведение России - Академический университет. Высшую школу и науку Северной столицы прославили великие ученые (как Д.Бернулли, Л.Эйлер, Б.С.Якоби, А.Б.Нобель, М.И.Ломоносов, Д.И.Менделеев, И.П.Павлов, А.С.Попов, Ж.И.Алферов и многие другие, чьи имена вошли в золотую сокровищницу мировой научной мысли.

Осознавая достижения предков, ребята уверенно идут по дороге знаний с чувством гордости за Родину, свой город. Они надеются, что в будущем тоже прославить Родину, город, свою школу.

Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

Цель: воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Задачи:

  • изучение многовековой истории науки в России и родного края;
  • расширение исторических знаний об ученых нашей великой Родины и их открытиях;
  • формирование чувства принадлежности к Родине, любви и преданности к своему Отечеству, путём вовлечения в интеллектуальную деятельность;
  • стимулирование интереса и способности к самостоятельной исследовательской деятельности по истории науки в России и родного края;
  • развитие смекалки, эрудиции, умения высказывать свои мысли, логически рассуждать, применяя свои знания на практике;
  • развитие интереса к поисковой деятельности и желание больше узнать о науке и отечественных ученых;
  • развитие творческих способностей, логического мышления студентов;
  • формирование умения сотрудничать в коллективном творческом деле;
  • объединение детей и взрослых для совместной деятельности;
  • научить видеть достижения России и испытывать глубокое чувство гордости за Родину.

Планируемые результаты: В процессе проведения мероприятий, направленных на духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников, формируются качества личности: чувство патриотизма, любови и верности к России, чувство гражданской ответственности за свои дела и поступки.

  • Личностные: формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, уважение к своему народу, принятие ценностей; воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.
  • Коммуникативные: развивать умения договариваться при распределении на группы, формировать навыки сотрудничать со сверстниками, взрослыми при подготовке мероприятия; уметь высказывать свое мнение.
  • Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с целью и поставленной задачей; осуществлять контроль в ходе выполнения деятельности; уметь оценивать достигнутые результаты своей работы.
  • Познавательные: осуществлять поиск информации и подготовку материалов для составления выступления по теме с использованием энциклопедий, электронных справочников, литературы по истории отечественной науки, строить сообщения в устной форме и письменной форме, развивать речь.

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)

Планируя воспитательную работу с классом, придерживаюсь общешкольной задачи «духовно-нравственного воспитания и патриотического воспитания школьников» и преемственности в системе мероприятий, направленных на осознание неповторимости Родины, её судьбы, на изучение исторических и культурных корней родного города, формирование гордости за славу предков и современников. В результате воспитания мы получаем ребят, знающих свою историю, чувствующих сопричастность к развитию страны, становящихся гражданами готовым защищать, любить и улучшать свою Родину.

Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора

Классный час по теме «Великие научно-технологические достижения нашей Родины и родного края. История и современность».

Тематические классные часы, раскрывающие общую тему являются коллективными творческими делами класса с презентацией творческого продукта.

Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов;

  • технология деятельностного подхода;
  • технология проектного обучения с использованием ИКТ;
  • технология коллективного творческого дела;
  • объяснительно-иллюстративный метод.

Формы работы:

  • Индивидуальная, работа в группах - "Обучение сообща" (использую в работе коллективную подготовку выставки, сбор материалов для презентаций)
  • Словесные формы - классные часы, собрания, беседы, встречи c интересными людьми, игры-путешествия, создание творческих работ.
  • Наглядные формы - стенды «Великие научно-технологические достижения нашей великой Родины», «Ученные Санкт-Петербурга».

Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия

  • кадровые - классный руководитель
  • информационные - информационный стенд.
  • материально-технические - презентации, фотографии, книги, газеты с информацией об отечественных ученых и их открытиях.
  • социальные ресурсы - вовлечение родителей.

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей

Классный час рассматривается, как результат коллективной творческой добровольной подготовки, которая проводится в несколько этапов.

  • На первом этапе подготовки ведущая роль учителя. Учитель - ученик.
  • На этапе сбора материала (помощь родителей) и подготовки сообщений ученики проявляют самостоятельность и активность. Ученик - учитель.
  • На этапе проведения классного часа учитель берет на себя главную роль, как ведущий, ориентируясь по времени и плану занятия. Учитель - ученик. Учитель использует подводящий диалог, направляет детей на обобщения и выводы.

Этапы подготовки и проведения мероприятия

Подготовительный этап

Форма подготовки

Мероприятия

Сроки проведения

Классный час

Представление презентации
«Уникальные научно-технологические достижения нашей великой Родины. История и современность»
Викторина

Февраль

Распределение класса на подгруппы по темам мини-проектов (тематические блоки)

Обсуждение с учителем объема информации. Подготовка выступающими своих проектов (репортажей).

Выступление с проектами (репортажами),
оформление стенда.

Основной этап

I. Организационный момент. Мотивация. Включение всех учащихся в деловой ритм

- (учитель) Ребята, мы продолжаем серию классных часов о нашей Родине.

Сегодня мы поговорим про уникальные научно-технологические достижения нашей великой Родины и родного края.

Презентация

Слайд №2

- (учитель) Мы смотрим кино, летаем на самолетах, звоним по телефону на другой конец света. Когда-то всё это было лишь мечтой. Мы не мыслим комфортной жизни без научных достижений. Сегодняшние мероприятие мы посвящаем науке, открывающей нам бесконечный мир радости познания, творчества и мечты.

Радио, телевидение, первый искусственный спутник, цветная фотография и многое другое вписано в историю русских изобретений.

Россия всегда была родиной огромного количества первооткрывателей. Русские люди внесли значимый вклад в мировую копилку изобретений и открытий, причем во всех сферах жизни.

Санкт‑Петербург - это не только «музей под открытым небом», но и один из крупнейших научных центров России.

Именно в Санкт‑Петербурге Указом Императора Петра Великого была создана Российская академия наук, открыто первое светское высшее учебное заведение России - Академический университет. Высшую школу и науку Северной столицы прославили великие ученые (как Д.Бернулли, Л.Эйлер, Б.С.Якоби, А.Б.Нобель, М.И.Ломоносов, Д.И.Менделеев, И.П.Павлов, А.С.Попов, Ж.И.Алферов и многие другие, чьи имена вошли в золотую сокровищницу мировой научной мысли.)

Кто может назвать наших ученных?

  • (ученик) И.П.Павлов, А.С.Попов.
  • (учитель) Правильно, дети. С момента основания научно-образовательная деятельность города не останавливалась ни на минуту, даже в период Великой Отечественной войны. Во время военных действий в городе шла активная деятельность не только по разработке и созданию нового вооружения, развитию промышленности, но проводились научные исследования, ставились эксперименты, совершались открытия.

II. Актуализация знаний. Введение в тему

(Учитель нацеливает и подводит детей к необходимости дальнейшего изучения отечественной науки, наших ученых, формулирует и сообщает, чему они должны научиться, что узнать).

- (учитель) 8 февраля - это день российской науки! И сегодня мы отправимся в удивительный мир науки и открытий нашими ученными! А потом проведем увлекательную викторину!

Представим, что мы корреспонденты. Как вы думаете, какая цель нашей общей работы на классном часу?

- (ученик) Сегодня мы узнаем о наших ученных и подготовим репортажи для телевидения на тему: «Уникальные научно-технологические достижения нашей великой Родины»

III. Постановка учебной задачи. Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели.

- (учитель) Ребята сегодня мы получили много новой информации об уникальных научно-технологических достижениях нашей великой Родины, истории и современности.

Ребята, а как вы думаете, что на понадобится как корреспондентам для подготовки программы про русскую науку? И для оформления нашего стенда?

- (ученик) Собрать материалы и подготовить доклад или проект.

- (учитель) С чего начнем?

- (ученик) Нужно определиться с темой репортажа.

- (учитель) Правильно. Для того чтобы наш репортаж получился полным и охватывал всю российскую науку, нам необходимо воссоздать полную картину события, чтобы читатель или зритель мог наглядно представить себе, как происходило событие, стать его очевидцем.

Для этого нам необходимо распределим класс на подгруппы по темам мини-проектов (тематические блоки): 1) Наука в допетровской России; 2) Наука во времена Петра I; 3) Золотой век российской науки; 4) Советская наука; 5) Современная наука; 6) Ученые Санкт-Петербурга.

IV. Реализация построенного проекта учебной деятельности

- (учитель) Михаил Васильевич Ломоносов говорил: «Народ, который не знает своего прошлого, не имеет и будущего».

Как вы понимаете эти слова?

- (ученик) Без прошлого нет настоящего, а значит и будущего.

- (ученик) Мы изучаем прошлое и еще больше любим нашу страну.

- (учитель) Так же Михаил Васильевич Ломоносов говорил: «Только в бодром горячем порыве, в страстной любви к своей родной стране, смелости и энергии родится победа. И не только и не столько в отдельном порыве, сколько в упорной мобилизации всех сил, в том постоянном горении, которое медленно и неуклонно сдвигает горы, открывает неведомые глубины и выводит их на солнечную ясность.»

А как вы можете объяснить эту цитату?

- (ученик) Каждый гражданин который любит свою Родину, стремится улучшать её.

- (учитель) Верно! Наша родина гордится своей историей. И знать ее должен каждый.

(Выступления по группам).

- (учитель) А теперь давайте послушаем репортажи (доклады) наших корреспондентов!

Молодцы, вы собрали много материала и картинок по докладу. Давайте ими оформим наш стенд!

Посмотрите какой замечательный стенд у нас получился. Это труд всех вас. Спасибо всем корреспондентам за интересные сведения о нашей науке. Вы бы хотели поделиться с друзьями и родственниками о том, что сегодня узнали русских ученых? Что бы вы им рассказали?

(ответы детей)

Вот и заканчивается наше путешествие в уникальные научные открытия нашей Родины, но не остановится история. Нас ждут новые встречи. Наука не стоит на месте, каждый день российские ученные совершают открытия в различных областях.