Проект: "«Хор рук. Двигательное двухголосие» как ресурс развития музыкальных и творческих способностей детей подготовительной к школе группы»: «Поющие руки»" (совместная образовательная деятельность с детьми 6–7 лет в части формируемой участниками образовательных отношений)

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Пояснительная записка

Актуальность

Современные тенденции обновления дошкольного образования, новые подходы к реализации задач художественно-эстетического направления требуют от музыкального руководителя поиска наиболее эффективных методов для развития творческого потенциала ребёнка; художественного восприятия, наглядно-образного мышления, творческого воображения и художественного вкуса; самостоятельности и творческой активности; формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; создания оптимальных условий для развития уникальной личности ребёнка.

На первый план выходят инновационные методы и технологии, позволяющие вызвать в детях понимание и ощущение того, что музыка является неотъемлемой частью их жизни.

Одной из инновационных форм в работе «Художественно-эстетического развития» дошкольников является музыкально-педагогическая технология нашего современника Татьяны Анатольевны Боровик «Хор рук. Двигательное двухголосие».

Данная технология является одной из форм арт-терапии, арт-педагогики, музыкотерапии, как активная релаксация. Её применение в работе направлено на развитие музыкально-творческих способностей дошкольников, одной из наиболее актуальных современных задач музыкального развития ребёнка. Причиной стали непростые условия социума, в которых живут и развиваются современные дети. Современная рок и поп музыка, неэтичность на экранах, телевидение - всё это закладывает неверные эталоны и понятия о музыке, как искусстве, оказывает отрицательное воздействие на нравственные и эмоциональные стороны психики детей. Дети копируют красиво поющих и танцующих звёзд, не используя свой природный музыкальный дар, что становится решающим в становлении творческого развития ребёнка, его личности.

Мониторинг развития музыкально-творческих способностей показал, что у детей дошкольного возраста в той или иной степени отмечается скованность в мимике, движениях, неуверенность перед сверстниками, недостаточно развито чувство ритма, творческие проявления очень скудны, поэтому возникает противоречие: между сложившимися традиционными формами работы и необходимостью внедрения новых педагогических технологий, способствующих развитию музыкально-творческих способностей дошкольников.

Инновационная технология «Хор рук» соответствует требованиям предъявляемым ФГОС ДО - «…развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка…», позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира.

Актуальность работы в данном направлении заключается в поиске новых условий и форм организации музыкально-образовательной деятельности, что поможет развивать музыкально-творческие способности дошкольников.

Новизна данного проекта заключается в разработке условий оптимального построения образовательного процесса на основе интеграции музыкальной, музыкально-двигательной, художественной и игровой деятельности детей с использованием музыкально-педагогической технологии «Хор рук. Двигательное двухголосие», способствующей развитию музыкально-творческих способностей дошкольников.

Содержание проекта

Особенности развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста

Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б.Эльконин и др., основой музыкально-творческих способностей являются общие способности. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, лёгкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность. Если ребёнок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребёнок может быть одарённым и в других сферах: сфере социальных отношений, психомоторной, творческой, художественной, музыкальной сфере, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.

Говоря о формировании музыкальных способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать музыкальные творческие способности детей. Дошкольное детство, на наш взгляд, является благоприятным периодом для развития музыкальных творческих способностей, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, мы тем самым будем способствовать расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей музыкальной творческой деятельности. Обучение, включающее проблемные, поисковые творческие задания, раскрепощает творческие силы детей, развивает воображение, образное мышление, эмоции. В дошкольном возрасте ребёнок охотно пробует свои силы в различных импровизациях. Важно создавать для этого игровые проблемные ситуации, побуждать детей к вариативным самостоятельным действиям, развивать способность переноса усвоенного, применения в новых условиях, в свободной вариативной форме. Таким образом, творческие импровизации обогащают процесс обучения: и проблемные ситуации способствуют закреплению и свободному применению усвоенного, возникшего интереса к музыкальной деятельности. Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребёнка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребёнком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.

Описание технологии

В рамках проекта технология «Хор рук. Двигательное двухголосие» может применяться как на занятиях, так и на досугах и праздниках, с детьми и взрослыми на совместных мероприятиях, в зависимости от поставленных задач. Эта технология направлена на развитие двигательной фантазии детей, способствует развитию чувства ритма, развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия. Форма «двигательного двухголосия», заложенная в основе технологии, активизирует внимание и способности подражания, а также развивает слуховое восприятие и творческое воображение. Она является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков, способна считаться одной из форм развития ассоциативно-образного мышления, при условии, что некоторые исполняемые жесты бывают прокомментированы. Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущему любому ребёнку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не показывать личной инициативы. Именно данная форма предлагает каждому из детей попробовать себя в роли лидера. Пластическое соучастие с музыкой направлено на рецептивное восприятие музыки, когда музыкальная ткань и проживание образа при помощи пластических произвольных движений имеет своей целью гармонизацию психологических функций организма ребёнка. Погружение в программное содержание музыкального произведения, когда ребёнок представляет себя цветком, бабочкой, листиком, снежинкой и т.д. несёт огромный эстетический комплекс художественного погружения в мир, миросозерцание и понимание себя неотъемлемой и прекрасной частицей мира.

Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в которой все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих «дирижёров». «Первую двигательную партию» исполняет руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего ведущего - «дирижёра», «вторую» - другая (стоящая позади них), соответственно копируя движения стоящего ведущего - «дирижёра».

Алгоритм деятельности по ознакомлению с технологией «Хор рук.»

1. Начинать работу по данной технологии надо с «одноголосия», идя от простого к сложному, для того, чтобы детям проще было вникнуть в процесс. Музыкальный руководитель выполняет роль дирижёра, а ребята роль хора. Хор зеркально повторяет движения за дирижёром.

2. Место «дирижёра» можно предложить занять одному из детей.

3. После того, как дети с уверенностью будут справляться с «одноголосием», можно начать работу над «двухголосием». Здесь дошкольники делятся на две партии, где поначалу ведущими дирижёрами выступают один из детей и один взрослый.

4. Накопив опыт двигательных навыков, и справившись с застенчивостью, дети самостоятельно выступают в роли дирижёров всех партий.

5. Для более глубокого восприятия музыки и развития творческого воображения детей, используем дополнительные атрибуты, которые закрепляются на запястье детей либо перчатки, к которым можно прикрепить: снежинки, листья, цветы, бабочек, птиц и др. В зависимости от музыкального образа, темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции.

Описанная выше технология послужила основой для разработки моего инновационного творческого проекта по развитию музыкально-творческих способностей детей.

Тип проекта: творческий.

Срок реализации: август 2021 - май 2022г.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Участники проекта: дети подготовительной группы «Ёлочка», музыкальный руководитель, педагоги, родители (законные представители).

Цель проекта: Создание условий для развития музыкальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через методику «Хор рук. Двигательное двухголосие».

Задачи проекта:

Воспитательные:

  • Раскрывать творческий потенциал детей, содействовать проявлению самостоятельности дошкольников.
  • Прививать интерес к музыке через активное слушание.
  • Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  • Прививать художественный вкус.
  • Способствовать совместной работе воспитателей с детьми и родителями.

Развивающие:

  • Побуждать детей к активной двигательной импровизации.
  • Способствовать накоплению художественно-пластических и двигательных навыков.
  • Способствовать развитию мыслительной деятельности, внимания, памяти, слуха, фантазии, воображения, творческого мышления, чувство ритма, ансамблевой слаженности, слухового восприятия музыки.
  • Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса и музыкальности в целом.
  • Формировать у детей эстетическое восприятие окружающего мира и развитие эмоциональной сферы.

Образовательные:

  • Познакомить детей, педагогов и родителей с новой инновационной формой, которая подводит к пониманию двигательного двухголосия.
  • Повышать интерес детей к музыкальной деятельности.
  • Обогащать словарный запас и активизировать речь.

Для решения поставленных задач будут использованы следующие методы исследования:

  • содержательный анализ научных источников, учебно-методических материалов, касающихся развития музыкально-творческих способностей дошкольников;
  • применение технологии «Хор рук. Двигательное двухголосие» в образовательном процессе;
  • беседы с детьми;
  • анкетирование;
  • наблюдение педагогического процесса;
  • изучение продуктов детского художественного творчества.

Методологической и теоретической основой исследования являются подходы к проблеме развития способностей, разработанные зарубежными и отечественными психологами и педагогами (Венгер Л.А., Эльконин Д.Б., Выготский Л.С., Теплов Б.М.), психолого-педагогическая теория деятельности (Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Гальперин П.Я.), теория музыкального обучения и воспитания (Ветлугина Н., Зимина А., Картавцева М.Т.), музыкально-педагогическая технология «Хор рук. Двигательное двухголосие» (Боровик Т.А.).

В работе с детьми мы опираемся на следующие принципы:

1. Психологическая комфортность - создание условий, в которых дети чувствуют себя, как дома, ориентация детей на успех и, главное, ощущение радости, получения удовольствия от самой деятельности.

2. Творчество (креативность) - данный принцип предполагает максимальную ориентацию на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

3. Вариативность - принцип предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи. Этот принцип даёт свободу творчества и мне, как педагогу, помогает находить множество различных вариантов реализации требуемого содержания в работе с детьми.

4. Минимакс - данный принцип помогает учитывать индивидуальные особенности детей. Так один ребёнок возьмет минимум, а другой - возьмёт всё и пойдёт дальше.

5. Принцип значимости - значимость информации в образовательном плане.

6. Принцип посильности - задания должны быть посильными.

Ресурсная обеспеченность проекта:

1. Материально-техническое обеспечение проекта:

  • музыкальный центр,
  • ноутбук,
  • телефон (для фото и видео),
  • проектор для презентаций.

2. Материалы для продуктивной деятельности

  • демонстрационный материал «Времена года»,
  • дидактический материал: листья, капельки, снежинки, ёлочки, снегири, рукавицы, снежки, снеговики, облака, самолёты, мотыльки, цветы, кружки, блюдца, мочалки, полотенца, кораблики, голубые шарфы.

Учебно-методическое обеспечение проекта:

  • нормативные документы,
  • методическая литература по развитию музыкально-творческих способностей дошкольников,
  • календарно-тематическое планирование
  • конспект мастер-класса для педагогов: «Хор рук. Двигательное двухголосие»,
  • аудиотека музыкальных произведений для постановочных композиций.

Информационные ресурсы обеспечения проекта:

  • выход в Интернет,
  • электронная почта,
  • официальный сайт детского сада №97,
  • видеотека,
  • презентация проекта.

Организация педагогического процесса с детьми в рамках проекта реализуется один раз в неделю, по четвергам в первой половине дня (12.05-12.35). Проект долгосрочный, рассчитан на один год обучения для детей подготовительной группы «Ёлочка». Занятия проводятся в форме групповых занятий. Мальчики и девочки занимаются вместе. На изучение одной композиции отводится несколько занятий.

Этапы реализации проекта

1 этап - подготовительный (август - сентябрь (1-2 неделя) 2021г. (1,5 мес.)).

Цель: Разработать содержание и механизм работы со всеми участниками проекта.

Содержание деятельности

Ожидаемые результаты

1. Изучение инновационной технологии «Хор рук. Двигательное двухголосие», просмотр видеоматериалов

Определение оптимальных форм работы с участниками проекта, разработка модели взаимодействия

2. Изучение методической литературы по теме проекта

Владение основами методики

3. Разработать критерии педагогического оценивания музыкально-творческих способностей детей

Разработаны критерии педагогического оценивания

4. Определение форм работы муз. руководителя с детьми, педагогами и родителями (законными представителями)

Систематизация деятельности всех участников проекта

5. Составление алгоритма взаимодействия всех участников проекта

Создание организованной деятельности детей, педагогов и родителей

6. Прослушивание и подбор музыкальных произведений

Создание музыкальной копилки

7. Разработать календарно-тематический план

Создание плана

8. Изготовление атрибутов для исполнения музыкально-творческих композиций

Изготовлены атрибуты

2 этап - практический (сентябрь (3-4 неделя) 2021 - апрель 2022г. (7,5 мес).

Цель: Апробирование выбранных форм работы с детьми, родителями (законными представителями) и педагогами на практике.

Содержание деятельности

Ожидаемые результаты

1. Проведение педагогического обследования детей подготовительной группы «Ёлочка»

Выявить уровень музыкально-творческих способностей детей

2. Слушание музыкальных произведений и их характеристика

Знакомство с новыми музыкальными произведениями

3. Знакомство детей с новой музыкальной технологией «Хор рук. Двигательное двухголосие»

Новые музыкальные знания

4. Постановка музыкальных композиций, «Осенняя фантазия», «Прилетели Снегири», «Снежный вальс», «Снеговики и снежки», «Юные авиаторы», «Цветочная феерия», «Танцующий сервиз», «Полезно-мыльный рок-н-ролл», «В добрый путь» и их презентация

Овладение элементарными навыками двигательного двухголосия

5. Работа с педагогами:
- анкетирование
- консультативная работа
- конкурс детских рисунков «Мы рисуем музыку»
- мастер-класс «Двухголосие руками» <Фото 13,14,15>
- участие в концертных номерах

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, путем овладения технологией «Хор рук. Двигательное двухголосие»

6. Работа с родителями:
- анкетирование
- консультации
- мастер-класс
- творческая мастерская по изготовлению атрибутов, используемых для «Хора рук»
- участие в концертной деятельности
- фотовыставка

Рост интереса родителей к образовательному процессу ДОУ. Повышение уровня компетентности родителей путём овладения технологией «Хор рук. Двигательное двухголосие»

7. Проведение педагогического обследования детей подготовительной группы «Ёлочка»

Выявить уровень музыкально-творческих способностей детей

3 этап - итоговый (май 2022г. (1 месяц)).

Цель: изучение результатов внедрения проекта.

Содержание деятельности

Ожидаемые результаты

1. Создание и презентация видеоролика «Поющие руки»

Продукт проекта

2. Изучение мнения всех участников проекта об использовании технологии «Хор рук. Двигательное двухголосие»

Повышение интереса и позитивное отношение детей, родителей и педагогов к данной технологии

3. Анализ содержания работы

Подведение итогов и определение перспектив дальнейшей работы по распространению накопленного опыта

Календарно-тематическое планирование: (см. Приложение 1)

Планируемый результат:

  1. Дети, педагоги и родители (законные представители) владеют элементарными навыками двигательного двухголосия с различными предметами.
  2. Дети станут активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезнет страх и неуверенность.
  3. Дети усвоят элементарные музыкальные знания, развивая музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой.
  4. Дети научатся импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе основанных на занятии движений, а также придумывать собственные, оригинальные движения.
  5. Музыкальный руководитель будет находиться в постоянном творческом поиске.
  6. Обогащена и пополнена развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала.

Используемая литература

  1. Боровик Т.А. Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель. 02-2004.
  2. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» 2006.
  3. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок: Монография. - М., 2012.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. М., 2011.
  5. Интернет ресурсы:
    1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/10/15/master-klass-znakomstvo-s-novoy-muzykalno-pedagogicheskoy-tehnologiey
    2. https://educontest.net/ru/25326/мастер-класс-технология-хор-рук/
    3. https://www.pdou.ru/categories/1/articles/2829