Лесные пожары (Урок ТРКМ)

Разделы: ОБЖ, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: пожар, лесные пожары


Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности.

Класс: 7.

Место урока в теме: 1 из 3 уроков данной темы.

Тип урока: изучение нового материала, закрепление ранее изученного.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.

Приемы: рассказ-предположение, инсерт, синквейн.

Продолжительность урока: 45 минут.

Цель: Формирование у учащихся представления о лесных пожарах и причинах возникновения пожароопасных ситуаций в лесу.

Задачи:

  • Обобщить знания о лесных пожарах и изучить основные причины их возникновения.
  • Содействовать формированию понимания проблемы опасности природных пожаров для экологической обстановки региона.
  • Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
  • Расширять кругозор учащихся.

I. Организационный момент (1 мин.)

Учитель: Добрый день! Я рада встрече с вами, желаю хорошего настроения и творчества на уроке.

II. Стадия вызова (14 мин)

На фазе вызова учащимися обозначена тема урока и использован прием «Рассказ-предположение»

Учитель: На предыдущих уроках мы познакомились с опасными природными явлениями, происходящими на территории России.

Учитель стимулирует учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме.

Учитель: Назовите опасные природные явления, характерные для Иркутской области.

Ученики: Землетрясения, наводнения, сильные морозы, паводки и т.д.

Учитель: Внимание, вопрос! В какой природной зоне расположена наша область?

Ученики: Наша область расположена в зоне лесов.

Учитель: Какое, по вашему мнению, самое распространенное опасное природное явление, происходящее ежегодно и наносящее неоценимый ущерб природе, экономике и угрожающее жизни и здоровью людей? Это явление возникает весной при наступлении сухой и ветренной погоды.

Ученики: Пожары.

Учитель: Какому опасному явлению будет посвящен сегодняшний урок?

Сформулируйте предлагаемые варианты для обозначения темы.

Ученики: «Огонь и лес», «Природные пожары», «Опасность в лесу», «Лесные пожары» и т.д.

Учитель: Выберем одну из тем, предложенных вами и запишем в тетрадях сегодняшнее число и тему урока «Лесные пожары».

Прошу прослушать следующие строки, их автор В.Шефнер:

Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра...

А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер
И, сыпля искры, посреди поляны
Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес вошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.

Итак, что же такое, по вашему мнению, природные пожары? Каковы причины их возникновения? Для ответа на эти вопросы предлагаю вам написать рассказ-предположение по ключевым словам: костер, туристы, ветер, гроза, лес, опасность, искра.

Учащиеся пишут рассказ, опираясь на личный опыт и полученные ранее знания.

По завершении работы заслушиваются несколько рассказов (по желанию детей). Возможно, что учащиеся озвучат ошибочные или противоречивые суждения. Важно способствовать бесконфликтному обмену мнениями. На данном этапе работает правило: «Любое мнение учащегося ценно». Учитель помогает ученикам разрешить возможные заблуждения.

Учитель: Каковы основные причины загорания лесов?

Заслушиваются ответы учеников.

III. Стадия осмысления. (20 мин.)

На фазе осмысления проходит самостоятельная работа учащихся по приобретению нового знаний, поиск истины, поддержка устойчивого интереса к теме урока через прием «Инсерт»

Учитель: Ребята, а сейчас обратимся к информационным листам (листы находятся на партах учащихся). Прочитайте текст, делая пометки карандашом на полях:

  • «V» - уже знал;
  • «+» - новое;
  • «-» - думал иначе;
  • «?» - не понял.

По окончании чтения текста самостоятельно заполняем таблицу «Инсерт» (таблица находится в информационном листе).

«V» - уже знал

«+» - новое

«-» - думал иначе

«?» - не понял, есть вопросы

После заполнения таблицы ребята приступают к обсуждению в классе, обращая внимание на графу «?».

Обсуждение проходит под руководством учителя.

На стадии осмысления для тех, кто работает с опережением, можно предложить следующие задания:

  1. Группа туристов остановилась в лесу на привал у ручья. Все устали, и руководитель принял решение развести костер и приготовить ужин. Какие основные правила необходимо соблюдать, останавливаясь в лесу на отдых?
  2. Прогуливаясь по лесу, вы почувствовали порывы горячего воздуха и увидели задымленность, идущую от почвы. Какие предположения вы можете сделать? И как безопасно поступить в данной ситуации?

Ответы учеников, выполнивших эти задания, сдаются учителю без оценивания для анализа на следующем уроке.

Учитель: Сделайте первоначальные выводы о причинах лесных пожарах.

IV. Рефлексия (10 мин)

На фазе рефлексии оценивается деятельность учащихся, уровень принятия новой информации, проходит обмен мнениями и логический переход к новым темам через приём «Синквейн».

Учитель: Наш урок подходит к завершению. Подведем итоги. Что нового узнали сегодня на уроке? Какая информация была интересна и полезна? - Что вызвало у вас трудности?

Заслушиваются ответы учащихся.

Выставление оценок за урок.

Учитель: В заключении задание - составить синквейн по теме урока. Заслушивание составленных синквейнов и оценивание учащимися.

Например:

Огонь
Беспощадный, неукротимый,
Губит, угрожает, загрязнет.
Берегите лес - наше богатство!
Опасность.

Учитель: Мы постоянно говорим о том, что пожар легче предотвратить, чем тушить. На следующем уроке мы познакомимся с профилактическими мерами по предупреждению лесных пожаров и поговорим о способах их тушения.

Домашнее задание: используя дополнительную литературу или СМИ, подготовить сообщение, содержащее статистику или обзор причин лесных пожаров по районам нашего региона.