Творческий проект "Калейдоскоп моих увлечений"

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Выполнила ученица 5-го класса

Руководитель:
Черепанова Ю.А.,
учитель технологии

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1.1. Проблематизация

Тема моего по-настоящему творческого проекта связана с рукоделием. Я осваиваю разные виды ручного творчества уже не первый год. Это очень интересно и увлекательно, и время, свободное от учебы, пробегает незаметно. Моими верными помощниками стали не только мама и Интернет, но и моя любимая первая учительница.

Из учебников технологии я узнала, что материалы, из которых мастерят поделки, изготавливают вещи, называются конструкционными. Поделки из моей домашней коллекции выполнены из самых разных конструкционных материалов в техниках, не похожих друг на друга. Поэтому мое хобби немного напоминает разноцветные стеклышки из детского калейдоскопа. Я заинтересовалась, какой из конструкционных материалов имеет бо́льшую широту использования при изготовлении поделки.

Итак, цель работы - изучение возможностей различных конструкционных материалов при их использовании на практике.

Приступая к выполнению цели, я поставили перед собой следующие задачи:

  • классифицировать поделки из домашней коллекции в зависимости от вида материала, из которого они изготовлены;
  • составить описание поделок;
  • сделать вывод о конструкционном материале, имеющем бо́льшую широту использования;
  • подтвердить на практике правильность выбора, изготовив поделку;
  • подробно описать технику изготовления поделки.

Исходя из цели и задач моего проекта, я думаю, будет уместно назвать мою работу: «Калейдоскоп моих увлечений».

1.2. Этапы выполнения работы

  1. Описание поделок из домашней коллекции.
    1. Поделки из бумаги.
    2. Поделки из дерева.
    3. Поделки из природных материалов.
    4. Поделки из резиночек.
    5. Поделки из пластмассы.
    6. Поделки из текстильных материалов.
    7. Поделки из ниток.
    8. Поделки из ткани.
  2. Анализ возможностей конструкционных материалов.
    1. Составление сравнительной таблицы.
    2. Окончательный вывод о конструкционном материале, имеющем бо́льшую широту использования.
  3. Подтверждение правильности выбора. Изготовление подушки.
    1. Описание модели подушки.
    2. Последовательность изготовления диванной подушки. Технологическая карта изготовления подушки.
    3. Подбор необходимых материалов.
    4. Раскрой деталей подушки.
    5. Технологическая карта изготовления подушки.
  4. Рефлексия.
    1. Самооценка выполненной работы.

ТЕХНОЛОГИЯ

II. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП

2.1. Описание поделок из домашней коллекции

Осваивать разные виды декоративно-прикладного творчества я начала еще в детском саду. С тех пор в моей домашней коллекции сохранилось несколько поделок. За время обучения в школе моя коллекция пополнилась поделками более сложными и трудоемкими.

2.1.1. Поделки из бумаги

Бумага - послушный и пластичный материал. Из нее можно делать самые разные поделки: объемные и плоские, соединять детали с помощью клея и без него.

Больше всего меня заинтересовали изделия из бумаги в технике квилинг. Работы в этой технике получаются объемными и красивыми, а скрученной из полоски бумаги спиральке можно придать форму капельки, листочка, сделать ее плотной или слегка раскрученной. Поэтому квилинговые открытки, картинки получаются такими необычными и эффектными.

Поделки из бумаги сделать совсем не трудно, они получаются яркими и красивыми, но, к сожалению, недолговечными. Их нужно оберегать от смятия (Приложение 1).

2.1.2. Поделки из дерева

Этот конструкционный материал я освоила совсем немного. С ним работать трудно, нужно много сил, поэтому, мне кажется, он больше подходит для творчества мальчиков. А мне удалось освоить только выжигание по дереву, и это было очень интересно! Этой работе уже несколько лет, а выглядит она как новенькая. Дерево - очень практичный материал (Приложение 2).

2.1.3. Поделки из природных материалов

Для поделок в качестве природного материала я чаще использовала листочки деревьев, кустарников, сухоцветы. Но эти творения недолговечные и хрупкие.

Намного большей надежностью обладает скорлупа орехов, кедровых или грецких. И изделия получаются более прочные и долговечные, как, например, эта замечательная елочка! Чтобы сделать эту елочку, я покрасила скорлупу грецкого ореха в золотой цвет акриловой краской и наклеила на конус из бумаги. А разноцветные помпоны нашлись в шкафу. Таким образом можно сделать самые разные вещицы для украшения интерьера к празднику (Приложение 3).

2.1.4. Поделки из резиночек

Освоив плетение из резиночек с помощью Интернета, я очень увлеклась этим занятием. Мною были сплетены не только различные браслеты, но и маленькие фигурки животных, сказочных персонажей, животные, надевающиеся на карандаш или ручку, а также такие сувениры, как цветы в горшочке.

Не всегда все получалось, иногда резиночки разрывались, и работу приходилось начинать сначала. Но я не сдавалась и продолжала работать! Вознаграждением была похвала моих родных и благодарность учителя. Но со временем обнаружилось, что на солнце резиночки высыхают и растрескиваются. Поэтому свою сплетенную коллекцию мне приходится прятать от солнечного света (Приложение 4).

2.1.5. Поделки из пластмассы

Работать с пластмассой мне раньше не приходилось, осваивать этот материал я начала только в этом году. И первым моим изделием стала картина из мозаики. Дело это очень кропотливое, трудоемкое и требующее внимания. На полотно со слоем клея нужно приклеивать пластмассовые стразы. Каждый цвет страз обозначен буквой латинского алфавита. Стразы нужно брать не руками, а специальным приспособлением в виде палочки. Хитростей и сложностей здесь много, но в результате получается удивительная картина, которую остается только вставить в рамку и повесить на стену! Вот только остающимся после окончания работы стразам я еще не нашла применения, а выбросить их жалко (Приложение 5).

2.1.6. Поделки из текстильных материалов

С термином «текстильные материалы» я познакомилась, читая учебник «Технология». К текстильным материалам относятся все виды нитей и пряжи, а также ткани. Работать с этими материалами мне очень нравится!

2.1.6.1. Поделки из ниток

Нитки - материал многообразный и яркий. Они бывают разного качества: пушистые и гладкие, толстые и тонкие. Изделия из ниток можно выполнять в самых разных техниках и в сочетании с тканью.

На сегодняшний день мне удалось освоить плетение в технике макраме, вязание крючком, вышивание в ковровой технике и очень необычную технику вышивания - вышивание по пластмассовой канве. В технике макраме мною сплетены фенечка и пояс для наряда куклы Барби. Крючком связана лицевая часть игольницы. Эта поделка выполнена в сочетании с тканью. В ковровой технике вышита диванная подушка «Лилии» (Приложение 6).

А о вышивании по пластмассовой канве хочется рассказать поподробнее. Вышивание в этой технике - трудоемкая задача, мне кажется, еще сложнее, чем работа с мозаикой! А главное - требуется много времени и старания. Чтобы изготовить вот такой домик, нужно вышить отдельно друг от друга много деталей. Отдельные детали вышиваются разными способами. А затем завершающий этап - соединение всех частей в одно целое. И вот перед нами вознаграждение за труды - прекрасный домик-шкатулка! (Приложение 7)

Изделия из ниток очень практичны, долговечны и, пожалуй, не имеют недостатков!

2.1.6.2. Поделки из ткани

Ткани, также как и нитки, бывают самыми разными: плотные и тонкие, мягкие и жесткие, осыпающиеся и нет. С одними тканями работать приятно и просто, другие в обработке очень капризны. Но из любой ткани вещицы получаются красивыми, практичными и долговечными.

С тех пор, как я научилась шить на машинке, выполнять работу вручную стало неинтересно, да и изделия получаются более прочными. Из разноцветных лоскутков ткани, тесьмы и кружева мною пополнена коллекция одежды для Барби. Теперь я не ищу выкройки в Интернете, а придумываю модели сама (Приложение 8). И вот, что у меня получается!

Когда я выкраиваю детали для нарядов, у меня остается много красивых лоскутков. Их выбросить очень жалко, а сшить из них что-то уже не получится. Но если разложить их на чем-то, как стеклышки в калейдоскопе, и накрыть прозрачной тканью, похожей на стекло, то можно подарить и мелким обрезкам будущее, используя их как украшение.

2.2. Анализ возможностей конструкционных материалов

2.2.1. Составление сравнительной таблицы

Для того чтобы выяснить количество достоинств и недостатков разных видов конструкционных материалов, я решила составить сравнительную таблицу.

Материал

Простота изготовления поделки

Долговечность изделий

Практичность изделий

Использование отходов после изготовления поделок

Итог

Бумага

+

-

-

-

1

Дерево

-

+

+

-

2

Природный материал

+

+

-

-

2

Резиночки

-

-

+

-

1

Пластмасса

+

+

+

-

3

Нитки

-

+

+

+

3

Ткань

+

+

+

+

4

В результате ткань, как конструкционный материал, получила больше всего плюсов - 4.

2.2.2. Окончательный вывод о конструкционном материале, имеющем бо́льшую широту использования

Итак, по данным из таблицы видно, что ткань довольно проста в обработке, изделия из нее долговечны и практичны и из отходов можно при желании изготовить вещицу, которая точно будет в единственном экземпляре!

III. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП

3.1. Подтверждение правильности выбора. Изготовление подушки

Правильность своего выбора я решила подтвердить на практике. Детский калейдоскоп подсказал ответ. Разноцветные лоскутки я решила разложить на плотной ткани, а сверху накрыть лоскутком из прозрачной органзы, которая нашлась дома. Вот только, что можно украсить таким способом? Прихватку? Нет, потому что она нужна на кухне, чтобы брать горячее, а органза легко плавится. Сумочку? У меня нет опыта ее изготовления. А с вот диванной подушкой я уже работала. Решено, лоскутки послужат украшением диванной подушки!

3.1.1. Описание модели подушки

Дома нашлись большие лоскуты плотной ткани яркого оранжевого цвета. На лоскутках органзы в разных местах напечатаны принты в виде жирафов. Поэтому у меня возникла идея выполнить подушку в африканском стиле. Природа Африки разнообразна, в ней присутствуют краски разных оттенков: теплые и холодные. А значит, мне можно взять для поделки лоскутки разных цветов. Обрезки органзы не смогут закрыть всю поверхность, поэтому их придется сшивать. Шов будет смотреться некрасиво, поэтому его решено прикрыть тесьмой оранжевого цвета в тон ткани основы.

3.1.2. Последовательность изготовления диванной подушки. Технологическая карта изготовления подушки

Для изготовления подушки потребуется немало материалов. Бо́льшая часть необходимого нашлась дома. В магазине купили только синтепон и замок-молнию.

3.1.2.1. Подбор необходимых материалов

Прежде чем приступить к изготовлению подушки, нужно собрать все необходимое. Итак, мне понадобятся:

  • плотная оранжевая ткань для основы подушки;
  • прозрачная органза с принтом в виде жирафа;
  • оранжевая тесьма;
  • разноцветные лоскутки;
  • замок-молния;
  • нитки оранжевого и белого цвета;
  • портновские булавки;
  • ручные иглы;
  • портновские ножницы;
  • вспарыватель;
  • сантиметровая лента;
  • синтепон для набивки подушки (Приложение 9).

3.1.2.2. Раскрой деталей подушки

Для того чтобы выкроить детали подушки, я измерила диванную подушку, вышитую ковровым способом (Приложение 10). Получилось - 40 см. И так как подушка имеет квадратную форму, то длина и ширина будут равными.

  1. Откладываем 43 см (3 см - припуски на шов) в длину и ширину. Нижняя сторона подушки будет немного длиннее, чем верхняя, так как нужно добавить 5 сантиметров для вшивания замка-молнии. Чертим, таким образом, квадрат длиной и шириной 43 см и прямоугольник длиной 48 см и шириной 43 см (Приложение 11).
  2. Вырезаем (Приложение 12).
  3. Разрезаем нижнюю сторону на две части (Приложение 13).
  4. Выкраиваем детали из органзы, прикалывая ее на деталь передней половины подушки. Рисунок жирафа при этом располагаем посередине. Таким способом выкраиваем две половинки деталей из органзы. Располагаем принты в перевернутом положении в центре (Приложение 14).

3.1.2.3. Технологическая карта изготовления подушки

Вот какая замечательная подушка у меня получилась! (Приложение 15)

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

4.1. Рефлексия

Итак, мой проект завершен. Выполняя описание поделок, изготовленных в разных техниках, мне кажется, я доказала правильность темы проекта. Мои увлечения разнообразны и похожи на калейдоскоп.

Изучение возможностей различных конструкционных материалов было увлекательным занятием. Выполняя описание поделок, задумываясь над их свойствами, я делала для себя порой неожиданные выводы. Например, поделки из резиночек оказались и трудными в изготовлении, и недолговечными, хотя процесс их выполнения - очень увлекательная работа, и возвращаться к ней хочется снова и снова!

Сделать окончательный вывод о конструкционном материале, имеющем бо́льшую широту использования, очень помогла таблица, данные в которую я заносила, используя описание поделок. Оказывается таблица - очень полезная придумка! С ее помощью можно не только делать правильные выводы, но и решать различные логические задачи. Этому меня научила мама в ходе работы над проектом.

Подтвердить правильность выводов мне удалось, вновь вспомнив устройство детского калейдоскопа. Лоскутки на подушке напоминают разноцветные стеклышки, а органза - стекло, их закрывающее.

Но это не все. Я научилась выполнять на швейной машине параллельные строчки, прикалывая тесьму вместо вычерчивания меловой линии.
Работа над проектом потребовала много времени, усидчивости, терпения. Но результат стал наградой за труд!

Рукоделие остается моим любимым занятием, поэтому у меня в голове уже возникают новые идеи для творчества!

Библиография

  1. Burda. Шитье - мое хобби. - Издательство «Энне Бурда Гмбх & Ко, Д-77641, Оффенбург, Германия, 1997. - 224 с., ил.
  2. Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 192 с.
  3. Соколова С. Оригами: Игрушки из бумаги. - М.: «РИПОЛ КЛАССИК»; СПб.: «Валери СПД», 2001. - 400 с., ил.