Достижение предметных результатов на уроках математики с помощью ментальных карт

Разделы: Математика


Когда мы говорим о качестве предметных результатов обучения математике, то по умолчанию полагаем, что говорим о хорошем качестве. Мы понимаем, что качество может быть и плохим, но достижение такого качества никто не считает своей целью. Оно может получиться при стечении некоторых неблагоприятных обстоятельств, которых лучше избегать. Изложения нового материала учителем, как правило, сочетаются с применением средств наглядности: демонстрация картин, схем, рисунков, применение карточек с дозированной помощью, с образцами решения задач; управление самостоятельной работой учащихся и т.д.

Поэтому возникает вопрос, а как же лучше записывать информацию, для того, чтобы она легко запоминалась, а сам процесс ее восприятия не утомлял. В восьмидесятые годы прошлого столетия не было учителя, который не знал бы о методике «опорных конспектов», связанной с именем Виктора Федоровича Шаталова. В своей работе я применяла элементы методики Шаталова. Работа по методике Шаталова - это колоссальный труд, она требует очень большой подготовки к уроку. Я 40 лет проработала в сельской школе. Нагрузка - 27-30 часов, параллелей нет. Всегда думала о том: как хорошо бы было найти готовые опорные сигналы. Несколько лет назад я наткнулась на очень эффективный метод запоминания материала - составление ментальных карт, о котором я и хочу рассказать подробнее. В настоящее время появилась возможность приобрести готовые ментальные карты. Я стала применять к работе с опорными конспектами (ОК) Шаталова не только алгоритм, разработанный автором, но и технологию ментальных карт - майндмэппинг). Их также называют интеллект-карты (ИК).

Важным признаком опорного конспекта должен стать его привлекательный внешний вид, соответствующий требованиям современного дизайна. Существующие компьютерные программы, текстовые и графические редакторы позволяют успешно решать эту задачу. В работе с ментальными картами я стараюсь использовать алгоритм действий, составленных В.Ф. Шаталовым.

Этап/ Действия

  1. Преподнесение детальных знаний/ Педагог читает обширные лекции по теме или предмету.
  2. Преобразование обширных знаний в сжатые/ Учитель повторяет лекции, опираясь на плакат с опорными символами.
  3. Повторная детализация знаний/ Ученики в домашних условиях проводят анализ материала, пользуясь учебниками и обязательно опорными схемами.
  4. Сжатая проверка опорного конспекта/ Учитель не расспрашивает тему в деталях, а предлагает написать ранее изученную схему всего на 1 лист. По времени этот вид работы займет 12 минут. Учитель после беглой проверки сортирует ответы стопками, в соответствии с отметками «5», «4», «3», не исправляя ошибок.
  5. Подробная проверка знаний/ Ученики, используя свои схемы, выходят к доске и отвечают.
  6. Оценка/ К концу урока каждый ребенок может получить минимум одну отметку. Тем, кто не понял или не ответил, «2» не ставится, а возле его фамилии остается «пробел», который обязательно должен быть заполнен позже, когда ученик улучшит успеваемость.
  7. Многократное повторение материала/ На последующих уроках учитель многократно повторяет пройденный материал, закрепляя и углубляя понимание. В итоге нет заучивания и страха что-либо забыть.

Этот алгоритм не является однозначным для учащихся всех возрастов. Я уже много лет преподаю математику в 7-11 классах. В 7 класс ко мне приходят учащиеся от другого учителя. В 7-8 классах не даю материал большими блоками. В этом учебном году столкнулась с учеником 7 класса, который не смог бегло прочитать текст на ментальной карте. (алгоритм решения линейного уравнения). Пришлось читать 3-4 раза. После нескольких прочтений дома он читал текст бегло. При решении уравнений у доски брал с собой карту, хотя я и не требовала этого. Таким образом, помимо математической грамотности формируется и читательская. Самые слабые ученики принимают активное участие в работе на уроке. Часто ученик отвечает теоретический материал по ментальной карте своему соседу по парте. Осуществляется работа в паре. Важным в своей работе я считаю создание ситуации успеха у слабоуспевающего ученика.

Ментальные карты - это особая техника визуализации мышления, построенная на создании эффективных альтернативных записей. В принципе, этот метод позволяет отобразить процесс общего системного мышления. Ментальные карты были приобретены мной с целью подготовки учащихся к ОГЭ. Поскольку при подготовке к итоговой аттестации используется система повторения, эти же ментальные карты можно использовать с 5 по 9 класс. Методика ментальных карт была разработана психологом Тони Бьюзеном в конце 50 г. XX века. Советы по созданию ментальных карт Тони Бьюзена можно найти в интернете. В основном я использую готовые ментальные карты. В старших классах иногда даю задание в группах по составлению ментальной карты по советам Тони Бъюзена. Вот тогда они выглядят очень интересно. Одну из карт я предлагаю в приложении 1. Имеющиеся у меня в наличии ментальные карты, не соответствуют советам Тони Бъюзена. Я бы их всё-таки, назвала опорными сигналами. Но их создатели называют их ментальными картами. Пример такой карты в приложении 2.

Приёмы использования ментальных карт на различных этапах урока.

1. Актуализация знаний.

На данном этапе использую один из приёмов:

  1. Сжатая проверка опорного конспекта. Учитель предлагает воспроизвести изученную схему всего на 1 лист (для сильных учащихся).
  2. Устный ответ по ментальной карте (для средних и слабых учащихся).

Карта дается учащемуся в «полу готовом» виде: на ней указывают все связи, логические цепочки, но не отражены некоторые элементы, которые и должны восполнить учащиеся. Это получается карта-тест. У нее двойное назначение:

а). Проверка знаний учащихся по изученной теме;

б). Фиксация в памяти важнейших связей между элементами знаний, отображение в сознании структуры знания, которая изначально в карте задается учителем.

В данном случае очевидно преимущество интеллект-карт перед обычным тестом. Отвечая на вопросы обычного теста, в сознании учащегося вопросы теста не предстают в виде некоторой целостной системы, он не фиксирует связи между ними, воспринимает каждый вопрос как изолированный элемент теста.

2. Первичное усвоение новых знаний.

Учитель подробно объясняет материал.

Преобразование обширных знаний в сжатые. Учитель повторяет тему, опираясь на плакат с опорными символами. Ко многим ментальным картам прилагаются ссылки на видеоуроки, на которых идёт объяснение материала конкретно по ментальным картам. Изучение нового материала или систематизация знаний в ходе урока может сопровождаться совместным составлением интеллект- карты учителем (на доске) и учащимися (у себя в тетрадях). При этом уделяется большое внимание ассоциативным и логическим связям между элементами карты. Таким образом, при совместном составлении карты развивается логические мышление учащихся

Первичная проверка понимания. Первичное закрепление.

Выполнение заданий и решение задач при помощи алгоритма или теоретического материала, содержащегося на карте.

Информация о домашнем задании.

  1. Ученики в домашних условиях проводят анализ материала, пользуясь учебниками и обязательно опорными схемами.
  2. Самостоятельное составление ментальной карты.

При самостоятельном составлении интеллект-карты развивается не только логическое, но и творческое мышление учащихся. Составление карты - творческий процесс. Цель такой работы - зафиксировать, сделать более сильными связи между элементами знаний ученика, структурировать знания и опыт учебной деятельности, усовершенствовать «сетевую» структуру знаний. Выполняя интеллект-карту, учащийся совершенствует, развивает вербальную сеть, ментальное пространство. В чём же преимущество использования ментальных карт перед другими видами деятельности?

  1. Ментальные карты улучшают память. Карты используют такие возбудители памяти, как цвета и изображения. Мозг запоминает их легче, чем простой текст. Кроме того, ментальные карты помогают ученикам связать новые элементы информации с существующими знаниями.
  2. Ментальные карты развивают креативность. Существует очень мало техник, настолько способствующих развитию творческих способностей, как ментальные карты. Они используют изображения и ключевые слова для создания новых ассоциаций в человеческом мозгу.
  3. Ментальные карты помогают повысить запоминание информации. Человеческому мозгу такая подача информации «ближе». Именно так устроено наше сознание: в нем каждое понятие связано с одним или несколькими другими; поток человеческой мысли не имеет линейную структуру (как текст), он многомерен (диаграммы связей ближе к понятию многомерности, чем текст, таблицы, иллюстрации). Запомнить информацию становится проще. Эффективность запоминания повышается на 32%.
  4. Ментальные карты задействуют оба полушария мозга. Карта памяти вынуждает задействовать оба полушария (включается наглядно-образноемышление, раскрывается творческая жилка, развивается логика). Это помогает мыслить яснее, нагляднее, рождать новые мысли, идеи, ассоциации, помогает посмотреть на ситуацию с другой точки зрения, увидеть полную картину. В начале своего доклада я говорила о качестве предметных результатов. В 2021-22 году качество ОГЭ по математике составило 50%, ЕГЭ-100%. Но это не главное моё достижение. Главное то, что ученики перестали бояться математики. Математика как предмет перестала быть «скучной» для учеников с ярко выраженным гуманитарным складом мышления (или тех, кто думает о себе в духе «цифры и формулы - это не моё…»).

Список литературы

  1. Блох А.Я. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ.-мат. спец. - М.: Просвещение, 1987. - 416 с.
  2. Бьюзен Тони. Карты памяти. Используй свою память на 100%. М., 2007 г.
  3. Интернет-ресурс: http://www.shatalovschools.ru