Урок по окружающему миру во 2-м классе по теме «Красная книга. Редкие растения, звери и птицы нашего края»

Разделы: Начальная школа, Патриотическое воспитание

Класс: 2

Ключевые слова: окружающий мир, Красная книга


Любовь к большой Родине начинается с любви
к Родине малой: к своему селу, улице, к семье.

Ю.Нагибин

В Федеральном образовательном государственном стандарте начального общего образования заложены основы нравственно-патриотического воспитания посредством приобщения детей к традициям семьи, общества и государства, формирования представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях российского народа, отечественных традициях и праздниках.

Младшие школьники очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на инициативу, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. В этом возрасте происходит формирование духовной основы ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Только научившись любить свою малую Родину, можно говорить о любви к Родине, своему народу.

Академик Д.С.Лихачёв говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному посёлку, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Целенаправленное ознакомление подрастающего поколения с родным краем - это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины у детей связывается с местом, где они родились и живут. Моя задача, как учителя - углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, о малой Родине, показать всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в сердца детей искорку любви к Родине.

В своей работе над данной темой на уроках по окружающему миру, ставлю перед собой целый комплекс задач:

  • воспитание у учащихся любви и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, посёлку;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • развитие интереса к традициям Марийского края;
  • расширение представлений о родном посёлке;
  • развитие чувства ответственности и гордости за Родной Марийский край.

Цели:

Образовательные:

  • познакомить детей с некоторыми редкими животными и растениями нашего края, внесёнными в Красную книгу.

Развивающие:

  • развивать умение узнавать редкие виды животных и растений нашего края в природе. способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления, воображения учащихся.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, активную жизненную позицию по охране природных богатств.

Планируемые результаты:

Предметные: определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть представителей растительного и животного мира занесённых в Красную книгу

Метапредметные: познавательные: добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях

  • Регулятивные: использовать учебник и литературу при работе по предложенному плану
  • Коммуникативные: совместно договариваться о правилах поведения в природе и следовать им

Личностные: проявляют ценностное отношение к природному миру, осознают важность и необходимость Красной книги для сохранения редких и исчезающих видов животных и растений.

Оборудование:

  • Картинки с изображением морской коровы, сумчатого волка, странствующего голубя.
  • Карта Республики Марий Эл, Медведевского района.
  • Памятка Правила поведения в природе « 10 НЕ ».

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель. Ребята, посмотрите на картинки. Как вы думаете, что это за животные и птицы? (морская корова, сумчатый волк, странствующий голубь.)

- Это морская корова, сумчатый волк, странствующий голубь . К сожалению этих животных мы с вами можем увидеть только на картинках, хотя раньше они украшали природу нашей земли.

- А кто из вас знает что такое Красная книга? И как связаны животные на картинках с Красной книгой?

Ответы детей.

2. Сообщение темы занятия, цели

Два ученика читают стихи.

Леса топорщатся,
И степь клубится.
Жара изводит,
И снега блестят.
Богаты мы!
Но считанные птицы
Над считанными рощами
Летят.
Дрожит камыш
На считанных озёрах,
И считанные рыбы
Живут в реке.
И восковые
Считанные зёрна
Неслышно зреют
В малом колоске.
Над запахом таёжной земляники
Полночный филин
Ухает из тьмы.
Неужто внуки
Лишь по Красной книге
Узнают,
Как богаты были мы?!
(Р.Рождественский)

Учитель. - Начиная с 1600 г., на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем более половины из них - за последние 50 лет. За малым исключением, все эти животные вымерли по вине человека. К началу 20 века стало очевидным, что необходимо принимать специальные меры по охране и спасению животного и растительного мира.

В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Его главной задачей было выявление видов животных и растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека. Была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список, в который вошли животные и растения находящиеся на грани исчезновения. В этом списке нужно было указать причину такого состояния дел. Ученые решили назвать этот список Красной книгой.

Учитель. Существует Всемирная Красная книга, есть книги разных стран.

Несколько лет создавался материал для Красной книги Республики Марий Эл. В ней перечислены редкие растения, животные и птицы нашей республики, в том числе и нашего Медведевского района.

Для чего нужна Красная книга?

Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять.

- Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не жёлтой, синей?

- Правильно, красный цвет предупреждает нас: «Стой! Остановись! Не убивай животных, не губи растения! Ещё один неосторожный шаг и может быть поздно!»

- А как вы думаете почему Красная книга переиздавалась?

(Появились новые виды животных и растений, которые находятся на грани исчезновения).

Сегодня мы совершим небольшое путешествие по страницам Красной книги РМЭ и познакомимся с редкими растениями, животными и птицами нашего края, начнём создавать свою Красную книгу, послушаем прекрасные стихи о природе.

(на доске карты Республики Марий Эл и Медведевского района)

Учитель. Посмотрите на карту и скажите, что мы называем малой Родиной?

(Республики Марий Эл, Медведевский район, пгт.Медведево)

Перед вами карта Медведевского района, найдите на ней наш посёлок.

Это то место откуда ты родом- место где ты родился и вырос.

3. Знакомство с редкими растениями животными и птицами Республики Марий Эл. Составление своей Красной книги

Учитель. - Ребята, к сегодняшнему занятию вы должны были подготовиться заранее. Вам нужно было подготовить небольшие выступления о редких растениях, животных и птицах, встречающихся в нашей республике (материал предоставлен учителем) и найти изображения того растения, животного или птицы, о котором вы будете рассказывать.

Давайте заглянем на странички Красной книги Республики Марий Эл.

По ходу работы мы с вами будем заполнять нашу малую Красную книгу.

- Слушаем вас, ребята.

Выступления детей. Каждый вставляет свою картинку в Красную книгу класса.

Выдра речная

Выдра - это маленькое хищное животное, которому присущ половодный тип жизни. Относится она к семейству куньих.

Летяга обыкновенная

Белка-летяга по своему внешнему виду имеет сходство с обычной белкой. Отличия заключаются лишь в том, что у этого животного между передними и задними конечностями имеется характерная кожная складка, покрытая шерстью. Эта складка помогает белке-летяге планировать в воздухе среди деревьев. Хвост у белки-летяги выступает в роли руля, а также тормоза.

Лебедь кликун

Одна из рано прилетающих птиц. Гнёзда строят неподалёку от своих старых гнёзд. Лебеди - заботливые родители, защищающие гнёзда птенцов. Трубный голос лебедя кликуна слышен иногда за несколько километров.

Болотная сова

Название своё получила в связи со средой обитания: на открытых болотах, вдоль топких берегов рек, прудов и озёр. Болотные совы относятся к наиболее полезным видам птиц, поскольку питаясь почти исключительно грызунами, уничтожают их в больших количествах.

Филин

Доверчивая птица. Легко уживается в соседстве с человеком. Мощный и сильный хищник, имеет прекрасное зрение и слух. Охотится в сумерках и ночью. Питается полёвками, воробьями, ежами, утками.

Усатая синица

Красивая птица. В сооружении гнезда, насиживании и воспитании птенцов принимают участие оба родителя. Питаются насекомыми, зимой - семенами. Очень подвижные птицы, не сидящие ни минуты на одном месте.

Колонок

Колонок - небольшой хищный зверек, из семейства куньих, по своему внешнему виду очень похож на хорька, ласку и европейскую норку, которые являются его ближайшими родственниками.

Бурозубка крошечная

Бурозубка крошечная - это млекопитающее похожее на маленькую мышь. Название свое крошечное животное получило от слова «бурый», так как верхушки зубов у создания действительно отличаются этим необычным цветом.

4. Физминутка

А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать.
(Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте)
В класс пора мне возвращаться,
Чтобы снова заниматься. (Дети садятся за парты)

В нашей республике создан Государственный природный заповедник «Большая Кокшага». Создан он для сохранения и восстановления диких видов животных, для создания благоприятных условий для перелётных и местных видов птиц, для охраны растений.

Дети читают стихи.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы -
Опустеют все поляны,
И не будет красоты.
Я должен над цветами наклониться,
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

Зверобой продырявленный

Листья этого растения интересны тем, что на свету выглядят, как - будто в дырках.

Кубышка

Душистая водяная красавица.

Кувшинка белая

Белоснежная, но только в воде. Сорванная она поникает и закрывается зелёной чашечкой.

Чилим водяной орех

Ещё его называют: плавающий орех, рогульник. Предпочитает илистые грунты. Чилиму грозит исчезновение из-за загрязнения водоёмов, высыхания озёр.

Ландыш

Лекарственное растение. Имеет красивые цветы с нежным ароматом.

Венерин башмачок

Одна из красивейших орхидей. Распашка земель, сбор на букеты и пресаживание в сады приводят к исчезновению этого нежного цветка с таким поэтическим названием.

5. Составление памятки Правила поведения в природе

Учитель: Мы с вами говорим о том, что охрана растений и животных - проблема государственная, а мы с вами можем помочь природе?

- Давайте поработаем в парах и составим правила поведения в природе.

Дети читают стихи.

Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
- Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
- Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу - всего лишь гость,
Здесь хозяин - дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверюшкам,
Приготовь для них кормушки.
- И тогда любой зверек -
Будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба -
Скажет: «Ты - мой друг! Спасибо!»

Беседа о правилах поведения в природе.

Правила поведения в природе 10 «НЕ»

  1. Не загрязняй природу, забирай с собой мусор
  2. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и лягушек
  3. Не бери лишнего у природы
  4. Не разоряй муравейники
  5. Не ломай ветки деревьев и кустарников
  6. Не разводи костры под деревьями
  7. Не шуми в лесу
  8. Не рви в лесу и на лугу цветы
  9. Не разоряй гнёзда птиц
  10. Не уноси домой детёнышей диких животных

6. Подведение итогов занятия

Молодцы! Ребята, я думаю что вы запомнили как нужно вести себя в лесу! Природа - это ещё и красота. Я думаю, что вы будете беречь природу, не будете наносить ей ран, любить свою малую Родину.

7. Рефлексия

  • Понравился ли вам наш сегодняшний урок?
  • Считаете ли вы его полезным для себя? Почему?
  • Хотите ли вы продолжить нашу Красную книгу?

Литература

  1. Воспитываем патриотов России // Адаменко С. Народное образование - 2005. - № 4. - С. 23.
  2. Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческим знаниям // Начальная школа / Вершинин Н.Я. - 1998. - №10. - с 9
  3. Красная книга Республики Марий Эл: Редкие и исчезающие виды животных / Авт.-сост. Х.Ф.Балдаев. - Йошкар-Ола: Изд-во Марийского полиграфкомбината, 2002. - 164 с.
  4. Патриотическое воспитание в школе. /Агапова И., Давыдова М. - М.: Айрис-пресс, 2002.