Урок-исследование по природоведению в 5-м классе по теме "Почва" для обучающихся с нарушениями интеллектуального развития (умственной отсталостью)

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 5


Образовательная область: «Природа».

Предмет «Природоведение»: учебник «Природоведение» 5 кл./ для специальных коррекционных школ VIII вида, авторы: И.В.Романов, Р.А.Петросова. - М. Дрофа, 2010, рабочий лист, оборудование для опытов.

Целевая аудитория - 5 класс с нарушениями интеллектуального развития (умственной отсталостью).

Цель: способствовать формированию представлений обучающихся о почве, как о верхнем плодородном слое земли.

Задачи урока:

  • Обучающая: познакомить учащихся с понятием почва, её составом .
  • Развивающая: развивать универсальные способы действий учащихся, обеспечивающих самостоятельное открытие новых знаний.
  • Воспитывающая: воспитывать правильное отношение к природе; интерес к земле.

Планируемые результаты: БУД

  • Личностные: развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса природоведение; навыков взаимодействия в коллективе (умение сотрудничать),
  • Познавательные: понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, схематической; переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической форме в словесную; способность осуществлять логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; умение наблюдать и сопоставлять.
  • Регулятивные: способность организовывать свою деятельность - умение принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности; осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении новым знанием; осуществлять контроль и оценку результатов.
  • Коммуникативные: умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками; выражать в речи свои мысли и действия; осуществлять совместную деятельность в малых группах
  • Предметные: называть конкретный предмет окружающей действительности - почву; устанавливать простейшие связи между почвой и человеком, между обитателями почвы (растениями и животными)

Цель: способствовать формированию представлений обучающихся о почве, как о верхнем плодородном слое земли, развивать универсальные способы действий учащихся, обеспечивающих самостоятельное открытие новых знаний.

Задачи урока:

  • Обучающие: познакомить учащихся с понятием почва, её составом , выделить главное свойство почвы - плодородие.
  • Развивающие: развивать универсальные способы действий учащихся, обеспечивающих самостоятельное открытие новых знаний.
  • Воспитывающие: воспитывать правильное отношение к природе; интерес к земле.

Ход урока

Психологический настрой на урок

Я умею думать, я умею рассуждать
Что полезно для работы, то и буду выполнять.

Мозговой штурм «Закончи предложение»

  1. Планета на которой мы живем ….
  2. Без Солнца на Земле не было бы ….
  3. Смена дня и ночи это вращение Земли вокруг ….
  4. Смена времён года это вращение Земли вокруг ….
  5. Дождь, снег и град это ….
  6. Состояние воздуха у поверхности земли ……..
  7. Скопление капель воды высоко над поверхностью земли…..
  8. Переход воды из жидкого состояния в газообразное………….

- Отгадайте загадку:

Бьют меня ногами,
Режут грудь ножами.
Каждый хочет растоптать.
А я с подарками опять. (Земля)

- У слова "земля" есть несколько значений. А какие это значения, вы узнаете самостоятельно, если внимательно посмотрите на слайд.

Какие значения имеет слово Земля? (Земля - это земной шар, суша, почва.)

- Земля-кормилица, земля-поилица. Родная мать - земля. Так уважительно и ласково зовем мы нашу родную землю.

- О какой земле будем говорить? (Почве)

Сегодня объектом нашего изучения будет почва. (запись темы урока)

Запишите тему урока в вашем рабочем листе.

Наша цель узнать:

  • что такое почва?
  • из чего состоит почва?

Итак, что такое почва? Понятно ли вам это слово?

- Где мы можем найти значение непонятных слов?

Значение непонятных слов можно найти в словаре, справочнике или в учебнике. (Дима и Таисия нашли значение слова почва в словарях).
Найдите и прочитайте, что такое почва?

Сформулируем правильное определение и запишем значение слова почва в рабочий лист (задание №1). Почва - это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.

- Что такое плодородие? Разберите слово плодородие по составу. Плодородие - способность почвы рождать плоды (овощи и фрукты, зерновые)

Физминутка: игра «Живое - неживое»

Роза, небо, песок, лиса, берёза, Солнце, стул, голубь, машина.

Почему же почва плодородна? Затрудняетесь с ответом?

При помощи опытов выясним, из чего состоит почва. Будьте внимательны и наблюдательны, ведь многие тайны природы помогли раскрыть человеку именно опыты.

Работаем с заданием №2 в ваших рабочих листах и заполняем схему-помощницу «Состав почвы».

Исследовательская лаборатория: "Состав почвы"

Работаем в парах, договоритесь, кто будет докладывать о результатах опыта.

Опыт 1

- Возьмём бумажную салфетку. Придавите салфетку плотно к почве.

- Что вы увидели на бумаге? (Влажное пятно)

- Сделайте вывод! (В почве есть вода)

Опыт 2

- Возьмём стакан с водой.

- Бросим небольшой комок сухой почвы.

- Что вы заметили?

- Сделайте вывод! (В почве есть воздух.)

Опыт 3

Опыт закладывается заранее (Журахов)

- Я взял стакан с водой и почвой, взболтал и дал отстояться.

- Что видите на дне стакана? (На дне стакана образовался слой песка и слой глины)

- Сделайте вывод! (В почве есть песок, глина)

Опыт 4

- Рассмотрите почву. Какого она цвета? Запомните это. Черный цвет почве придаёт перегной. Понюхайте почву. - Она имеет приятный или неприятный запах? (неприятный запах придает почве перегной)

Дежурный словарь. Запомните новое слово! Перегной - это перегнившие остатки умерших растений и животных. Перегной главная часть почвы. Чем больше в почве перегноя, тем выше урожай

- Из перегноя образуются полезные вещества (минеральные соли) необходимые для роста растений. (показ солей на поверхности почвы в цветочном горшке, запись)

- Мы исследовали почву. При помощи схемы-помощницы ответим на вопрос - Что входит в состав почвы? (В состав почвы входят: вода, воздух, песок, глина, минеральные соли.)

Самостоятоятельное добывание знаний

- Прочитайте второй абзац параграфа №22. Есть ли в прочитанном тексте новые для тебя сведения? (единое целое из живой и неживой природы) Какие?

- Учёный-почвовед Докучаев Василий Васильевич называл почву «мёртвый-живой организм». А почему, вы узнаете сами.

Объединитесь в пару с рядом сидящим исследователем, договоритесь, кто будет докладывать о результатах работы.

- Рассмотрите рисунок в учебнике на стр 75. Назовите друг другу животных, которых можно увидеть в почве.

Ответьте на вопрос: почему почву называют «мёртвый-живой организм».

(В почве живут черви, жуки, кроты, слизни, насекомые, землеройки)

Воспользуемся нашими знаниями о почве и решим кроссворд.

Кроссворд «Почва»

  1. Слой земли, на котором растут растения.
  2. Одна из составных частей почвы.
  3. Вещество, повышающее плодородие почвы.
  4. Основное свойство почвы.

- Продолжим работу в парах. Сравните содержимое ваших стаканов. Чем они отличаются? Какая почва содержит больше перегноя.

- Проверим знания, полученные о почве, опытным путём.

Я приготовила отросток комнатного растения. Обсудите в парах, какая почва будет полезнее для растения, в какой горшок посадим отросток.

Сегодня на уроке мы проделали очень большую работу, пришла пора подвести итог.

Итог урока

- Что такое почва?

- Что входит в состав почвы?

- Назовите самую главную часть почвы?

Д/З. Cоставить рассказ-размышление на тему «Почвы вдруг не стало».

Определите, насколько хорошо вы усвоили тему урока при помощи лестницы знаний. (оценивание работы обучающихся)

Спасибо за урок, пусть почва под вашими ногами всегда остаётся твёрдой! Так говорят, когда человек становится уверенным в чём-либо.

Рабочий лист