Урок технологии: «Черчение и графика». Программа КОМПАС 3D на уроках технологии

Разделы: Технология


Пояснительная записка

От современного учителя требуется не только знание преподаваемого предмета, но и знание возможностей компьютерных технологий и умение применять их во время учебного процесса.

Во многих учебных заведениях преподавание черчения ведется с использованием традиционных технологий. Наряду с ними можно применять и современные компьютерные технологии, т.к. в дальнейшем, при обучении в технических ВУЗах, да и не только в них, знание программ 3D моделирования упрощает задачу обучения.

Одной из таких программ является система КОМПАС 3D компании АСКОН. Компания АСКОН разрешила бесплатно использовать свои продукты в общеобразовательных учебных заведениях. Использование программ 3D моделирования на уроках черчения позволяет учащимся получить дополнительные знания, умения и навыки, развить пространственное воображение, и не является альтернативой традиционным формам обучения предмету.

Самой большой проблемой использования программ 3D моделирования на уроках является недостаток времени, отведенного на изучение курса черчения в 9 классе. Этот недостаток можно компенсировать тем, что учащиеся могут в самостоятельном режиме начать изучение программы КОМПАС 3D, используя различную литературу, в том числе и ресурсы сети Интернет.

Для реализации данной формы обучения требуется, конечно же, чтобы учитель сам умел работать в программе моделирования и был обеспечен доступ к достаточному количеству компьютерной техники во время уроков.

Наиболее удачными видами уроков могут быть семинары и практикумы, во время которых обязательна демонстрация возможностей и отработка практических навыков работы непосредственно в программе КОМПАС 3D.

Изучение программы КОМПАС 3D можно включить в планирование по черчению, как одну из тем.

Примерное планирование данной темы (7 часов)

Тема 1. Знакомство с программой КОМПАС 3D. Создание и редактирование эскиза.

Изучаются способы создания эскиза с помощью простейших инструментов рисования, построение сопряжений, усечение кривых, задание размеров.

Тема 2. Операция «Выдавливание» и «Вырезать выдавливанием».

Изучается создание объемного тела путем применения операции «Выдавливание» и свойства данной операции, а также удаление объема при помощи операции «Вырезать выдавливанием» и свойства данной операции.

Тема 3. Практическая работа «Применение операций «Выдавливание» и «Вырезать выдавливанием».

Практическая работа по созданию моделей с применением соответствующих операций.

Тема 4. Операция «Вращение» и «Вырезать вращением».

Изучается создание объемного тела путем применения операции «Вращение» и свойства данной операции, а также удаление объема при помощи операции «Вырезать вращением» и свойства данной операции.

Тема 5. Практическая работа «Применение операций «Вращение» и «Вырезать вращением».

Практическая работа по созданию моделей с применением соответствующих операций.

Тема 6. Создание чертежа в программе КОМПАС 3D.

Изучается методика создания чертежа из созданной модели.

Тема 7. Практическая работа «Создание чертежа детали».

Закрепление навыков работы с программой КОМПАС 3D по созданию модели и чертежа.

План-конспект урока черчения классе

Цель:

  1. Совершенствовать навыки создания моделей в программе КОМПАС 3D.
  2. Изучить методику создания чертежа в программе КОМПАС 3D из созданной модели.

Техническое и материальное обеспечение: Компьютеры с установленной программой КОМПАС 3D, мультимедийный проектор, раздаточный материал (карточки-задания).

Тип урока: Семинар-практикум.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Практическая работа (карточки-задания). Создание детали по чертежу в соответствии с указанными размерами.
  4. Демонстрация методики создания чертежа из созданной модели.
  5. Закрепление.
  6. Домашнее задание.

1. Организационный момент. (2 мин)

Проверить наличие учащихся в классе, готовность к уроку (тетрадь, ручка).

2. Актуализация опорных знаний. (5 мин)

Повторить основные операции по созданию объема (выдавливание, вращение) и удалению объема (вырезать выдавливанием, вырезать вращением). При повторении для демонстрации используется компьютер и проектор.

3. Практическая работа. Создание детали по чертежу в соответствии с указанными размерами. (12 мин)

Задание. Создать модель по чертежу в соответствии с указанными размерами. Выполняется учащимися самостоятельно.

Этапы выполнения задания:

1. Проанализировать форму модели, определить габаритные размеры, определить основные элементы детали, обсудить алгоритм построения детали.

    1. Модель состоит из двух элементов: основание сложной формы с двумя отверстиями и цилиндра, в центре детали имеются отверстия;
    2. Длина основания - 90 мм, ширина - 50 мм, высота - 50 мм;
    3. Последовательность построения: основание, цилиндр, отверстия.

2. Запустить программу КОМПАС 3D.

3. Выбрать Файл - создать - деталь.

4. Выбрать конструктивную плоскость XY, создать эскиз.

5. Создать эскиз основания детали.

6. Применяя операцию выдавливания на 15 мм, создать основание.

7. Выбрав плоскость на поверхности основания создать эскиз для цилиндра - окружность диаметром 40 мм.

8. Применяя операцию выдавливания, создать цилиндр высотой 35 мм.

9. Выделить плоскость на торце цилиндра и создать эскиз для отверстия - окружность диаметром 30 мм.

10. Применяя операцию вырезать выдавливанием на расстояние 20 мм, создать отверстие.

11. Выделив кольцо в верхней части цилиндра создать эскиз для второго отверстия диаметром 14 мм.

12. Применяя операцию вырезать выдавливанием через все, создать отверстие.

Изготовление модели завершено.

См. продолжение статьи