Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Наш дом – Земля»

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология, Дополнительное образование


Направленность программы: естественно-научная.

Уровень программы: ознакомительный.

Возраст обучающихся: 5-6 лет.

Срок реализации программы: 1 год.

1. Пояснительная записка

1.1. Направленность программы

Рабочая программа кружка «Наш дом - Земля» имеет естественно-научную направленность (Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»).

Отличительной особенностью данной программы является частичное применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для детей, пропустивших занятие по уважительной причине.

Основные элементы системы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, используемые в работе: образовательные платформы ГМЦ, doshkolnik.ru, nsportal.ru, infourok.ru, YouTube.

1.2. Уровень освоения программы кружка «Наш дом - Земля»

Ознакомительный уровень освоения программы: соответствует региональным нормативным документам: Приказ ДОгМ №922 от 17.12.2014 года «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014/2015 учебном году»)

1.3 Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Актуальность программы «Наш дом - Земля» вызвана обострением экологической проблемы в стране и в мире, продиктована необходимостью интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования. К сожалению, многие дети экологически не воспитаны: не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей среде. Только экологическая культура людей может вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас: засоренность родного края, загрязнение водоёмов, воздуха, почвы, обедняются флора и фауна, вымирают целые виды животных и растений. Что в итоге сказывается на качестве жизни самих людей - появляются новые болезни или болезни «молодеют». Человечество в настоящее время должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания. Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировоззрения и предоставляет широкие возможности для экологического воспитания.

1.4. Цели и задачи программы:

Цель: формирование у детей осознанно-правильного, уважительного отношения к природным явлениям и объектам, экологической воспитанности дошкольников, способных осознавать проблемы окружающей живой и неживой природы, влияние человека на природные процессы.

Задачи:

Обучающие:

  • обогащать знания детей о природе, её многообразии;
  • формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы: животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы;
  • накапливать опыт гуманного отношения к растениям и животным;
  • учить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, устанавливая причинно-следственные связи между природными объектами;
  • обучать способам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Развивающие:

  • обогащать развивающую предметно-пространственную среду, направленную на формирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста;
  • развивать интерес и бережное отношение к объектам живой и неживой природы;
  • формировать желание вести здоровый образ жизни.

Воспитательные:

  • формировать эмоционально-ценностное, внимательное, бережное отношение детей к природе;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость, стремление к сохранению и улучшению окружающей природы;
  • воспитывать чувства ответственности.

1.5. Категория обучающихся, возраст

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

1.6. Срок реализации программы

1 год (30 часов).

1.7. Формы организации образовательной деятельности

  • Групповые занятия проводятся в старшей группе ДОУ, численный состав - 34 человека.
  • Индивидуальные и подгрупповые занятия проводятся для детей, не присутствовавших на кружке по уважительной причине.

1.8. Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительностью 25 минут. Программа рассчитана на 30 занятий. Общее количество - 30 часов.

1.9. Планируемые результаты (целевые ориентиры)

  • повышение интереса детей к объектам живой и неживой природы;
  • формирование негативной позиции к бездумному и безжалостному отношению к природе в целом;
  • осознание понимания взаимосвязи всех объектов природы;
  • формирование представления о том, что человек - это часть природы и должен стремиться бережно относиться к ней, охранять её и защищать;
  • формирование стремления к здоровому образу жизни, внимательному отношению к собственному организму и здоровью.

2. Формы контроля и оценочные материалы

Итоговая диагностика проводится в мае.

Высокий уровень - знания проявляются в полной степени

Средний уровень - знания имеются, но неполные и с небольшими ошибками

Низкий уровень - знания отсутствуют, либо выражены слабо.

Основные диагностические методы: наблюдение; проблемная (диагностическая) ситуация; беседа.

Формы проведения педагогической диагностики: индивидуальная; подгрупповая; групповая.

Методы итоговой аттестации: беседа, опрос, устное тестирование, практические задания.

Высокий уровень:

- Ребёнок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ и средой обитания. Знания носят обобщённый, системный характер.

- Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться.

- Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним.

- Понимает, что человек - это часть природы, относится к животным. Ориентируется в основных внутренних процессах человеческого организма.

- Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и окружающей средой.

Средний уровень:

- Ребёнок знает некоторые признаки живого, но не всегда правильно определяет объекты неживой и живой природы, не всегда устанавливает связи между состоянием живых существ и средой обитания. Знания носят несистемный характер.

- Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, но не всегда их придерживается.

- Ребенок знает представителей животного мира, разделяет их по видам. Но называет не основные их признаки. Проявляет интерес не всегда.

- Понимает, что человек - это часть природы, относится к животным. Но плохо ориентируется в основных внутренних процессах человеческого организма.

- Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и окружающей средой.

Низкий уровень:

- Ребёнок не знает основных признаков живого, плохо устанавливает связи между состоянием живых существ и средой обитания. Знания носят фрагментарный характер.

- Плохо ориентируется в правилах поведения в природе, редко старается их придерживаться.

- Ребенок знает представителей животного мира, но не разделяет их по видам. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания. Не называет их характерные признаки. Неэмоционален, не проявляет интерес к занятиям.

- Понимает, что человек - это часть природы, но не ориентируется в основных внутренних процессах человеческого организма.

- Не понимает взаимосвязь между деятельностью человека и окружающей средой.

3. Учебно-методическое обеспечение Программы

Приложение

Список литературы

  1. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). ВАКО, 2010.
  2. Журавлева Л.С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. - М., 2006.
  3. Ковиньк Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004.
  4. Комплексные занятия по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Подготовительная группа / Н.В.Лободина. - Волгоград: Учитель, 2011.
  5. Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А.А.Лопатина, М.В.Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.
  6. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н.Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2002.
  7. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2015
  8. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО
  9. «Фирма «Издательство АСТ». - 1998.