Пионеры – герои Великой Отечественной войны (для детей подготовительной группы)

Разделы: Работа с дошкольниками, Патриотическое воспитание

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа, Великая Отечественная война 1941-1945 гг., пионеры-герои


Цель: расширить знания детей об участниках, героях Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • Обобщить знания детей о деятельности школьников во время войны.
  • Обобщить полученные знания детей о том, как защищали нашу Родину дети-пионеры в годы Великой Отечественной войны.
  • Развивать речь, мышление.
  • Воспитывать в детях чувство патриотизма, уважение к подвигам пионеров-героев в годы Великой Отечественной войны, гордость за их героические поступки.

Ребёнок читает стихотворение Павла Железнова:

«Юные герои войны»

В суровые годы великих сражений
Советские люди планету спасли,
Но шрамы тяжелых военных ранений
Навеки остались на теле земли.
…Ветры в походные трубы трубили,
Дождь отбивал барабанную дробь…
Ребята-герои в разведку ходили
Сквозь чащу лесов и болотную топь…
А нынче в разведку идут следопыты,
Туда, где когда-то ровесники шли…
Не будут, не будут, не будут забыты
Ребята - герои родимой земли!
…И кажется, снова в борьбе и в походе
Сегодня в рядах своих верных друзей
Голиков Лёня, Дубинин Володя,
Котик, Матвеева, Зверев, Казей.
В мирные дни, побеждая и строя,
Помнит Отчизна года боевые.
Славьтесь в веках, пионеры-герои!
Славьтесь, товарищи, вечно живые!

Дети ставят портреты, возлагают цветы.

Здороваются с гостями, садятся на стульчики.

Ведущая (Воспитатель): Ребята! Посмотрите на нашу группу. Что изменилось в ней?

Ответы детей:

- Появился уголок памяти пионерам-героев Великой Отечественной войны.

- Появилось маскировочное покрытие, на котором расположены черно-белые фотографии ВОВ. Мы видим с вами котелок, флягу, каску и ремень генерал-майора Масловского Михаила Спиридоновича.

Я неоднократно видела, как мальчишки играют в войну.

Сценка

Ребёнок 1: - Олег! Вставай. Вставай. Кругом измена. Все в плену. Командир убит. Помощник контужен. Я ранен четырежды, ты трижды. Держи знамя (сует ему полотенце). Бросай бомбы! (снимает и сует ему сандалии). Трах-ба-бах! Отобьёмся!

Ребёнок 2: (мрачно) За такие дела можно и по шее.

Ребёнок 1: (обнимает друга) Отбились. За геройские дела представляю тебя к ордену. (Хлопает по груди). Олег! А что если бы надвинулись танки, орудия? Мы бы с тобой как?

Ребёнок 2: Тогда и подумали!

Ребёнок 1: Что там придумывать? Собрали бы отряд и всю жизнь до самой смерти нападали бы на немцев, не сдались бы никогда. Никогда!

Ребёнок 2: - Так им и надо! (убегают)

Ведущий (Ребёнок): Вот из таких, как Егор и выходили в войну пионеры-герои.

Мальчишки Великой Отечественной войны! Вы слышите нас?

Голоса: Слышим! (Свет гаснет и зажигается, на сцене 3 мальчика). Кто звал нас?

Ведущий (Ребёнок):

Мы юное поколение - 21 века.
Хотим говорить с вами.

Витя: (Ребёнок) Но ведь нас уже нет. Я погиб в 44 году.

Марат: (Ребёнок) Я тоже.

Володя: (Ребёнок) А я в 45.

Ведущий (Ребёнок):

Знаем. Но герои не умирают.
Вы в нашей памяти.
В наших сердцах!

Володя: (Ребёнок) Я, Володя Дубинин, ходил в разведку. Сам напросился. Выбрался через свой тайный лаз. Долго сидел в овражке. Я хотел взорвать каменоломни, где находились немцы. Но раздумал. Поднимется тревога, меня поймают, а товарищи под землей погибнут. На счету каждая минута, немцы возле лаза караулят.

Ведущий (Ребёнок): Но ты же их обманул и спас подземный гарнизон.

Володя (Ребёнок) - Я выполнил свой долг!!!

Ведущий (Ребёнок) обращается к Вите Коробкову: - Я знаю, как ты молчал на допросах. Скажи, трудно было в последнюю минуту?

Витя: (Ребёнок) Трудно. Но я остался верен партизанской клятве.

Марат: (Ребёнок) Я тоже. Я, Марат Казей, не вернулся из разведки. Случилось так, что мне пришлось отбиваться от фашистов. Лес был близок, но в него я попасть не мог, не было прикрытия. Со мной 2 гранаты. Я целюсь в офицера. Бью короткими очередями. Более 10 фашистов уложил. И только теперь понимаю, что они хотят взять меня живым. Кричат: «Рус, сдавайся!» Швырнул первую гранату, снимаю предохранитель со второй. Живым не достался.

Володя: (Ребёнок) - Пора! (все уходят, садятся на стульчик).

Ведущая (Воспитатель):

Грозное, страшное слово - война.
В жизни страшней не найти.
Жжёт, убивает, рушит она все на своем пути.

Мы хотим рассказать вам про мальчишек, тех, кто в 10-14 лет, когда ступило на нашу землю проклятое фашистское войско, заменили своих отцов и братьев, взявших в руки винтовки.

Они не знали друг друга. Сражались в разных партизанских отрядах и бригадах, но судьба их сроднила. Все были смелые, отважные, мужественные. Все отдали жизнь за Родину!

В годы войны много детей принимало участие в партизанском движении. Это Володя Дубинин, Зина Портнова, Витя Коробков, Леня Голиков, Марат Казей и много, много других ребят. Вы видите портреты юных героев войны. Я попрошу вас вспомнить, что вы знаете о них?

Да, не только мальчики проявили себя в годы войны, но и девочки. Все они стойко выносили тяготы военной жизни. И на пытках в немецких застенках держались достойно, как, например, Зина Портнова.

Ребёнок рассказывает про Зину Портнову

Зина Портнова

Ленинградская школьница, Зина Портнова в июне 1941 года приехала с младшей сестрой Галей на летние каникулы к бабушке в деревню. Ей было пятнадцать... Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

Сначала она устроилась подсобной рабочей в столовой для немецких офицеров. И вскоре вместе с подругой осуществила дерзкую операцию - отравила более ста гитлеровцев. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. 13 января 1944 года Зину Портнову расстреляли.
За стойкость и героизм девочка посмертно отмечена высоким званием - Герой Советского Союза.

Ребёнок рассказывает про Леню Голикова

Леня Голиков

Когда началась война, и фашисты заняли село Лёни, он не захотел трудиться на гитлеровцев и бросил работу. Не раз бродил Леня по лесу в поисках партизан, мечтая попасть в отряд. Вместе со сверстниками он подобрал однажды на месте боя несколько винтовок, похитил у фашистов два ящика гранат. Все это они потом передали партизанам.

Смелый партизан из автомата убил генерала, в штаб бригады доставил его китель и захваченные документы. В числе документов были: описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и другие ценные данные разведывательного характера".

16-летний партизан пал смертью храбрых в бою Псковской области.

Ведущая говорит СПАСИБО!

А теперь я вам расскажу про пионера-героя Валю Котика

Валя Котик

Валя Котик к началу войны перешёл в шестой класс, ему было 11 лет.

Он был партизаном-разведчиком. Внёс свой в клад в подрыв 6 железнодорожных эшелонов и склада боеприпасов. Будучи в дозоре, заметил карателей, собиравшихся устроить облаву на отряд. Убив офицера, он поднял тревогу, а партизаны успели дать отпор врагу. В бою был смертельно ранен, ему было всего 14 лет.

Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза!

Портрет Вали Котика ставится на постамент и возлагаются цветы
к портрету.

Ведущая (Воспитатель): Ребята! Вы хотите быть похожи на них?

Ответы детей:

Ведущая (Воспитатель): А теперь давайте отдохнём!

Физминутка.

Цель: Снятие мышечного напряжения. Коор­динация речи с движением, развитие тонкой моторики.

Воспитатель говорит слова, дети выполняют определенные движения.

Все военные мы здесь,
Отдадим друг другу честь.

Стоят по стойке «смирно», отдают честь.

А потом быстрей, быстрей,
Топай, топай веселей.

Начинают маршировать на месте.

Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем.

Поднимают и опускают руки через стороны вверх.

Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем.

Руки перед грудью, рывки руками, с поворотом туловища вправо, влево.

Мы присядем десять раз
Мышцы не болят у нас.

Руки на пояс, приседания.

Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно!

Прыжки на двух ногах, на носочках.

Мы колени поднимаем -
Шаг на месте выполняем.

Маршируют на месте, высоко поднимая колени.

Ведущая (Воспитатель): До войны почти каждый из них жил в своей семье, окруженный заботой и лаской родителей и не думал о том, что будет завтра. Они были детьми, живущими в своём мире, имевшими свои тайны, надежды, мечты. В годы ВОВ дети герои участвовали в военных действиях наравне с взрослыми солдатами, им приходилось стрелять, выполнять различные задания и поручения.

Наше испытание - «Кроссворд».

Я буду зачитывать загадки, а вы называете правильный ответ.

  1. Как называется военный корабль? (Крейсер).
  2. За неё и умереть нестрашно (Родина).
  3. Специальность пехотинца? (Стрелок).
  4. Слухач и стукач в армии (Радист).
  5. Исход битвы в вашу пользу (Победа).

На экране отображаются загадки и правильные ответы к ним.

Слово «Победа» означает «Мир».

А что значит слово МИР?

Ответы детей:

  • Мир - это когда не идет война,
  • Мир - это когда мы не боимся пролетающего над нами самолёта,
  • Мир - это когда мы можем спокойно гулять, учиться, радоваться солнцу и мирному небу.

Ведущая (Воспитатель):

Люди! Покуда сердца стучатся,
Помните.
Какой ценой завоёвано счастье,
Пожалуйста, помните!

В честь всех погибших на войне, умерших от болезней и ран, пропавших без вести, объявляется минута молчания.

Ребёнок читает стихотворение «Война не место для детей»

Война - не место для детей!
Здесь нет ни книжек, ни игрушек
Разрывы мин и грохот пушек,
И море крови и смертей.
Война - не место для детей!
Ребенку нужен теплый дом
И мамы ласковые руки,
И взгляд, наполненный добром,
И песни колыбельной звуки,
И елочные огоньки,
С горы веселое катанье,
Снежки и лыжи, и коньки,
А не сиротство и страданье!

Ведущая (Воспитатель): Голубь это птица мира!

Ребята, на столах у нас лежат бумажные голуби, прикрепите на плакат,
на котором изображено голубое небо и светит яркое солнце.

Дети стоят возле воспитателя.

Рефлексия

Ведущая (Воспитатель): Мы сегодня вспомнили лишь несколько имен юных бойцов. Они были обыкновенными мальчишками и девчонками. Им хотелось жить. Но видеть свою Родину в рабстве у фашистов они не хотели. И они стали героями. Как вы думаете, какая сила двигала этими детьми, что заставило их переступить через страх смерти?

Примерные ответы детей:

- Они хотели отомстить за убитых родителей, за разоренный дом.

- Им было жалко людей, которых уничтожали фашисты.

- Они мстили за унижение своей страны, нации.

- Они хотели быть свободными людьми, а не рабами немцев.

- Ими двигала ненависть к фашизму.

- Любовь к своей стране давала им силы.

Ведущая (Воспитатель): Ребята! Давайте скажем нашим гостям «До свидания».