Проектная работа: "Основы самосбережения здоровья педагога"

Разделы: Профессия — педагог


Руководитель:
Васильева Елена Александровна

Введение

В организме человека заложены огромные потенциальные силы. Однако, они подвержены возрастной и средовой деформации. При разумном обращении с природными ресурсами человеческого организма можно значительно продлить его долголетие. Например, бытовало мнение, что мозг человека теряет силу к 45 годам. В настоящее время имеется немало фактов, что при соответствующем образе жизни, человеческий мозг обладает огромным продуктивным потенциалом и временной надежностью.

Чтобы плодотворно трудиться и интересно жить, надо действовать в соответствии с законами функционирования человеческого организма. Это - аксиома. В 1886 году Э.Геккель ввел в научный оборот термин "экология", обозначающий сумму знаний, относящихся к экономике природы. В наше время экология представляет научную отрасль знания, помогающего людям постичь законы взаимоотношения между живым организмом и средой его обитания.

В 1996 году мною введено в научно-практический оборот понятие «ортобиотика» - наука о здоровом образе жизни и технологиях самосбережения здоровья.

При внимательном ознакомлении с основными положениями оротобиотики не трудно установить органическую взаимосвязь между ней и экологией. Сохранение природы - не самоцель. Вне природы не может быть человека, как без человека природа обречена на вымирание временем. Ортобитика призвана помочь людям наилучшим образом жить в обществе, пользоваться благами природы, обеспечивать ее экологическую безопасность.

Таким образом, цивилизованная жизнедеятельность людей в социальной и природной среде, разумное использование ими своих генетических ресурсов - азбука построения ортобиоза и создания здоровье сберегающих технологий.

Здоровье человека не является неизменным. Оно нуждается в постоянной поддержке. Чем раньше это будет сделано, тем больше шансов продлить активную часть жизни людей, полноценно ими использовать отведенное генофондом и судьбой возрастное время.

Лучшие шансы в упреждении болезненных симптомов имеют те, кто уделяет должное значение самопознанию себя: знанию своей генетики и генеалогии, возрастных изменений, потенциала «внутренних ресурсов», влияния профессиональной деятельности и семейной жизни на состояние здоровья. Подобный анамнез, тщательно собираемый и оцененный врачами и психологами, является полезным информационным материалом для выстраивания образа жизни, наиболее соответствующего индивидуальным особенностям здоровья личности, ее природного и социального окружения.

1. Основными составляющими самосбережения здоровья педагога на сегодняшний день можно считать несколько направлений, в которых используются разные подходы к охране и профилактике здоровья: это
а) Медико-гигиенические, подразумевающих наличие контроля за гигиеническими нормами, соблюдение режима дня, здоровое и своевременное питание.
б) Физкультурно-оздоровительные, включающие в себя - дыхательные упражнения, ежедневные зарядки и закаливающие процедуры.
в) экологические - направленные на обеспечение безопасности жизнедеятельности.

Огромное значение в сбережении здоровья имеет имидж преподавателя, его умение правильно преподать себя в обществе учащихся. Вовремя и своевременно уйти от конфликта или предотвратить таковой, тем самым избежать стрессовую ситуацию. Основные принципы психологии здоровья, сформулированные известным врачом Николаем Михайловичем Амосовым:

  1. В большинстве болезней виноваты не природа и не общество, а только сам человек.
  2. Не надейтесь на медицину. Она неплохо лечит многие болезни, но не может сделать человека здоровым Она склонна преувеличивать слабости человека и могущество своей науки, создавая у людей мнимые.
  3. Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные, Заменить их ничем нельзя. Человек, к счастью, столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти всегда. Необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней.
  4. Для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физические нагрузки, ограничения в питании, закаливание, время и умение отдыхать.
  5. Природа милостива: достаточно 20-30 минут физкультуры в день, но такой, чтобы задохнуться, вспотеть и чтобы пульс участился вдвое. Если это время удвоить, то будет вообще отлично.
  6. Нужно ограничивать себя в пище. Поддерживайте вес как минимум рост в сантиметрах минус 100.
  7. Говорят, что здоровье - счастье уже само по себе. Это неверно: к здоровью так легко привыкнуть и перестать его замечать. Однако оно помогает добиться счастья в семье и в работе. Помогает, но не определяет. Правда, болезнь - она уж точно несчастье.

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

2. Говоря о здоровье, мы будем рассматривать его в концепции ортобиоза (здорового образа жизни), которая отталкивается от единства трех его составляющих: физического, психического и духовного здоровья. Идеи Мечникова И. с 90-х годов прошлого века разрабатывались доктором философских наук, академиком Шепелем Виктором Максимовичем. Его исследования легли в основу разработок кафедры в этом направлении (Шепель В.М. «Ортобиотика: слагаемые оптимизма». М. 1996 г.).

Ортобиотика как наука представляет собой технологию сбережения человеческого здоровья и жизненного оптимизма через включение внутренних резервов самого человека, а так же через задействование различных источников и ресурсов, предоставляемых внешней средой. Эта наука интегрирует в себя знания, способствующие укреплению, физического, психического и духовно-нравственного здоровья людей.

  • Под ФИЗИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ обычно понимается естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.
  • Под ПСИХИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ понимается такое состояние психической сферы человека, которое обеспечивает адекватную регуляцию его поведения в социуме.
  • Под ДУХОВНЫМ ЗДОРОВЬЕМ принято понимать наличие у человека таких моральных принципов и норм, которые помогают сознательно относиться к труду, родине, другим людям, овладевать сокровищами человеческой культуры, познавать законы строения вселенной.

Единство физического, психического и нравственного здоровья предполагает их взаимопроникновение и взаимозависимость. На практике это означает, что, позитивно воздействуя на один из видов здоровья, можно улучшить остальные.

Понимание здорового образа жизни в рамках ортобиотики не исчерпывается гигиеническими нормами. Скорее акцент делается на обретении человеком самоценности личной жизни, которая в свою очередь включает в себя и формирование философии отношения человека к своему здоровью, и практические навыки самоконтроля и саморегуляции, а также помогает овладевать методами самоактуализации своей личности.

Долгое пребывание в состоянии нереализации базовых потребностей ведет к стрессу. Вообще, стресс - это нормальная реакция мобилизации организма на неблагоприятные условия. А вот дистресс - это реакция со знаком минус, характеризующаяся развитием пессимизма, как мировоззренческой позиции, а также потерей концентрации внимания и энергии в процессе обучения и деструктивными поступками. Учебный стресс, по сути, и является одним из вариантов дистресса.

Итак, мы определили три основных группы здоровье сберегающих мероприятий:

  • физическое укрепление - рекреация
  • душевное переживание - релаксация
  • духовное возвышение - катарсис

Рекреация, релаксация и катарсис образуют каркас здорового образа жизни при условии правильно подбора соответствующих мероприятий, т.е. с учетом возраста, состояния здоровья, природно-климатических факторов, экономических возможностей, особенностей социальной среды. Естественно, при обязательном согласовании с врачами и прохождения регулярной медицинской диспансеризации.

Итак, рекреация, релаксация и катарсис - слагаемые здорового образа жизни. Чем гармоничнее они представлены в ортобиозе человека, тем предпочтительнее его шансы в эффективном самовыражении своих личностных и деловых качеств. Отсюда повышенная полезность познания "формулы самосбережения здоровья" и ее умелое практическое соблюдение.

«Формула самосбережения» представляется в виде дроби, в знаменателе которой время суток минус время сна, а в числителе - сумма времени, использованного на рекреацию, релаксацию и катарсис:

К/ сбер. = Время рекреации + Время релаксации + Время катарсиса =
______________________________________________
= 1/6 Время суток - Время сна

При числовом определении коэффициента самосбережения физиологическая норма сна (шесть часов) была принята за постоянную величину во временном режиме образа жизни. Если вычесть из времени суток время сна, то получается, что на активную деятельость приходится 18 ч. Данное время состоит из трехкратного шестичасового цикла. Это подтверждает существование многоразовых шестичасовых циклов в функционировании нашего организма. Поэтому в течение каждогошестичасового цикла, кроме сна, необходима его подзарядка (подпитка) в виде комплекс мер по рекреации, релаксации и катарсису, выполняемых в течение одного часа.

Функциональное значение релаксации.

В наше время - время высоких скоростей движения, быстрой смены условий жизни, переизбытка информации, рыночного эгоцентризма - люди становится менее чувственными, но более чувствительными. Таковы реальные последствия изменения образа жизни, которые таким образомтрансформировались в нравственности и психике людей за последнее столетие.

3. Релаксация - это снятие эмоционального негатива, освобождение от угнетающих душу человека переживаний, совестливое самоочищение. Психотравмирующие ситуации - спутники нашей жизни. Такие ситуации часто вызывают дистрессовые состояния, которые ведут к патологическим сдвигам в человеческом организме.

Практическое значение релаксации - не прикрывать человека зонтиком от всего, что творится на «белом свете» а научить управлять своими эмоциями, жить в ладу со своей совестью. В конечном итоге, посредством релаксационных усилий осуществлятеся отладка сенсорного механизма, который является пусковым механизмов введения в оборот «внутренних ресурсов» человека. Релаксация - этот мощное средство активизации мыслительной деятельности людей, а потому их личностной самореализации.

Самоактуализация - это базовая духовная потребность личности, которая заключается в непрерывной реализации своих потенциалов

Существуют проверяемые параметры уровня самоактуализации личности (самопонимание, аутосимпатия, контактность, психологическая гибкость, креативность; ктоме того, такие люди толерантны не только на уровне поведения, но, прежде всего, мышления).

Заключение

Положительное прочувствование поступков, уверенность в «завтрашнюю радость» - необходимое условие для воспроизводства положительной энергетики в человеке. Той самой энергетики, благодаря которой нормально функционируют внутренние органы человека, а его менталитет обретает ресурс для активной мыслительной деятельности.

Здоровье сберегающие технологии - один из видов человековедческих технологий. Эффект их применения зависит от общего уровня человековедческой компетентности тех, кто занимается их проектированием, созданием и особенно внедрением, а также непосредственных пользователей здоровье сберегающими технологиями. При этом важно отметить, что, чем лучше пользователь здоровье сберегающими технологиями владеет набором таких человековедческими технологиями как «личного обаяния», межличностного общения, упреждения и преодоления конфликтов, профессионального честолюбия и.т. д., тем выше эффективность использования здоровье сберегающих технологий.

Сбережение здоровья решающим образом зависит от того, насколько пользователь здоровье сберегающими технологиями сумеет создать разумный режим личной жизни. Как это делали А.В.Суворов, Л.Н.Толстой, И.П.Павлов и другие выдающиеся личности, составляющие гордость нашего Отечества. Они не имели каких-то особых условий жизни, но увлеченные возвышенными целями, сумели выстроить такой образ жизни, при котором время их земного существования оказалось продолжительным, а поставленные перед собой цели - достижимыми.