Проверочная работа по теме "Великая Отечественная война, 1941–1945 гг."

Разделы: История и обществознание

Классы: 9, 11

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Пояснительная записка

Проверочные задания для тематического и промежуточного контроля по теме «Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)». В зависимости от использования УМК может применяться в 9 или 11 классах. Возможно использование при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по истории.

Часть 1

1. Каковы были последствия просчетов высшего руководства СССР в подготовке к ВОВ?

  1. новый виток репрессий в стране
  2. для руководства СССР нападение Германии стало внезапным
  3. СССР оказался в международной изоляции
  4. резкая смена курса политики

2. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите год, к которому относятся описываемые события.

«Обстановка того времени оставалась для нашей страны весьма трудной. Под пятой фашистских оккупантов находились Прибалтика и Белоруссия, Украина и Молдавия, западные и южные области Российской федерации. Враг продолжал блокаду Ленинграда, держал крупные силы войск неподалеку от Москвы. Накопленные с большим напряжением стратегические резервы были израсходованы... Обстановку усугубил неудачный для наших войск исход боевых действий под Ленинградом, Харьковом и в Крыму».

  1. 1941 г.
  2. 1942 г.
  3. 1943 г.
  4. 1944 г.

3. Летчик, совершивший первый ночной таран на территории СССР:

  1. Н.Ф. Гастелло
  2. И.Н. Кожедуб
  3. А.И. Покрышкин
  4. В.В. Талалихин

4. В чем состоит вклад СССР в победу во Второй мировой войне?

  1. советские войска разгромили Квантунскую армию
  2. на Восточном фронте вермахт потерял % личного состава, танков, артиллерии, авиации
  3. незначительная часть решающих сражений Второй мировой войны произошли на советско-германском фронте
  4. на советско-германском фронте удерживалось около 14 сухопутных сил Германии

5. Прочтите отрывок из высказывания советского деятеля искусств и укажите его фамилию.

«Мне хотелось создать произведение о наших днях, о нашей жизни, о наших людях, которые становятся героями, которые борются во имя торжества нашего над врагом... Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека, о нашей прекрасной природе, о гуманизме, о красоте... Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу - Ленинграду - я посвящаю свою 7-ю симфонию».

  1. А.В. Александров
  2. С.С. Прокофьев
  3. А.И. Хачатурян
  4. Д.Д. Шостакович

6. Картину «Александр Невский» написал:

  1. А.А. Дейнека
  2. С.В. Герасимов
  3. П.Д. Корин
  4. М.И. Авилов

7. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

  1. Львовско-Сандомирская операция
  2. Ровно-Луцкая операция
  3. Ясско-Кишиневская операция
  4. Житомирско-Бердичевская операция
  5. открытие второго фронта союзными войсками в Нормандии

8. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические • события, в правильной последовательности в таблицу.

  1. план «Багратион»
  2. план «Цитадель»
  3. план «Оверлорд»
  4. план «Уран»
  5. план «Тайфун»

9.

  1. Сталинградская битва
  2. Берлинская операция
  3. Ялтинская конференция
  4. битва за Днепр
  5. операция «Кольцо»
  6. встреча союзных армий у р. Эльба

10. Кто из перечисленных полководцев был репрессирован и восстановлен в звании в ВОВ? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. А.В. Горбатов
  2. И.С. Конев
  3. К.К. Рокоссовский
  4. Ф.И. Толбухин
  5. К.А. Мерецков
  6. Р.Я. Малиновский

11. Установите соответствие между полководцами и их деятельностью: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
А) командовал парадом Победы 24 июня 1945 г.
Б) командовал прорывом «линии Маннергейма»
В) командующий дивизией в битве за Москву
Г) командующий войсками в войне с Японией

  1. А.М. Василевский
  2. И.В. Панфилов
  3. ГК. Жуков
  4. К.К. Рокоссовский
  5. С.К. Тимошенко

А

Б

В

Г

12. Установите соответствие между германскими военными и их деятельностью: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
А) Э. Роммель
Б) Ф. Паулюс
В) X. Гудериан
Г) В. Кейтель

  1. командующий германскими войсками в Сталинградской битве
  2. командующий германскими войсками в Африке
  3. подписал акт о капитуляции Германии
  4. шеф гестапо
  5. командующих бронетанковыми войсками в битве за Москву

А

Б

В

Г

13. Установите соответствие между советскими военными и их деятельностью: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
А) генерал, зверски замучен в концлагере
Б) самый результативный снайпер в ходе Сталинградской битвы
В) стрелок-автоматчик, закрыл своей грудью амбразуру немецкого дзота
Г) командир группы бойцов, оборонявший дом в центре Сталинграда

  1. А.М. Матросов
  2. Я.Ф. Павлов
  3. Д.М. Карбышев
  4. Л.М. Павлюченко
  5. В.Г. Зайцев

А

Б

В

Г

14. Ниже приведен перечень фамилий. Все они, за исключением одной, обозначают пионеров-героев.

  1. В. Котик;
  2. Космодемьянская;
  3. М. Казей;
  4. 3. Портнова;
  5. Л. Голиков;
  6. А. Чекалин.

Найдите и запишите порядковый номер фамилии героя, не являющегося пионером

Ответ:…………………

15. Ниже приведен перечень фамилий. Все они, за исключением одной, обозначают маршалов СССР.

  1. Ф.И. Толбухин;
  2. Л.А. Говоров;
  3. С.М. Буденный;
  4. А.В. Горбатов;
  5. Р.Я. Малиновский;
  6. К.Е. Ворошилов.

Найдите и запишите порядковый номер фамилии военного, не ставшего маршалом СССР.

Ответ:………………..

16. Ниже приведен перечень фамилий. Все они, за исключением одной, обозначают командиров партизанских отрядов в ВОВ.

  1. А.Н. Сабуров;
  2. П.М. Машеров;
  3. С.А. Ковпак;
  4. Д.Н. Медведев;
  5. Н.И. Кузнецов;
  6. А.Ф. Фёдоров.

Найдите и запишите порядковый номер фамилии партизана, не являющегося командиром партизанского отряда.

Ответ:…………………..

17. Ниже приведен перечень фамилий. Все они, за исключением одной, обозначают выдающихся летчиков в ВОВ.

    1. А.И. Покрышкин;
    2. В.П. Чкалов;
    3. В.В. Талалихин;
    4. Н.Ф. Гастелло;
    5. А.П. Маресьев;
    6. И.Н. Кожедуб.

Найдите и запишите порядковый номер фамилии летчика, относящегося к другому историческому периоду.

Ответ:…………………..

18. Напишите пропущенное слово.

- это программа «освоения» Восточной Европы, разработанная гитлеровцами до ВОВ, по которой предполагалось уничтожить до 40 млн. населения СССР, а остальных превратить в рабов и переселить в Сибирь.

Ответ:…………………..

19. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.

Участники событий

Дата

Событие

М.И.Кантария, И.А. Егоров

_______________(А)

водружение советского флага над Рейхстагом

___________________(Б)

25 апреля 1945 г

соединение союзных войск на р. Эльба

___________________(В)

_______________(Г)

бой у разъезда Дубосеково

___________________(Д)

22 июня -
20 июля 1941 г.

_____________________________(Е)

Пропущенные элементы:

  1. И.С.Конев, Н.Ф.Ватутин
  2. танковое сражение под Прохоровкой
  3. В.Г.Клочков, И.Е.Добробабин
  4. И.Н.Зубачев, Е.М.Фомин
  5. 7 ноября 1941 г.
  6. 16 ноября 1941 г.
  7. 2 мая 1945 г.
  8. оборона Брестской крепости
  9. Д.Эйзенхауэр

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е

20. Прочтите отрывок из сочинения историка.

«Рассредоточение советских войск обернулось их поражениями. Они не смогли разблокировать Ленинград; под Волховом была разбита 2-я ударная армия и взят в плен ее командующий генерал А.Власов. Самодурство и некомпетентность сталинского комиссара Л. Мехлиса привели к разгрому советских войск под Керчью, где в плен попало около 175 тысяч человек.

Катастрофа постигла наступавшие на Харьков войска Юго-Западного фронта под командованием С.Тимошенко. Сталин не внял предупреждению члена Военного совета фронта Н.Хрущева о том, что советским войскам грозит окружение, и не разрешил отступать. Дело закончилось их разгромом и пленением 200 тысяч человек.

Всего в немецкий плен попало 5,7 миллионов советских воинов, причем 3,4 миллиона -... Был издан приказ Ставки Верховного Главнокомандования № 270 от 16 августа».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведенном списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Член Военного совета фронта, о котором идет речь в тексте, после ВОВ был репрессирован.
  2. События, которые описываются в тексте, произошли в 1943 г.
  3. Приказ объявлял всех военных, попавших в плен «изменниками Родины».
  4. Блокада Ленинграда была окончательно снята в январе 1943 г.
  5. Войска Юго-Западного фронта потерпели поражение при наступлении на Харьков.
  6. Генерал А. Власов перешел на сторону противника.

Часть 2

21. Культура в годы Великой Отечественной войны СССР продолжала развиваться. Укажите не менее трех особенностей этого явления. Назовите не менее трех представителей искусства этого времени.

22. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «Государства-сателлиты Германии выступили против СССР, так как у них не было, возможности противостоять нацистскому режиму».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть ее. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:
1) ...
2) ...

Аргументы в опровержение:
1)…
2)…

Ответы к тематическому тесту

Часть 1

1 - 2
2 - 2
3 - 4
4 - 1
5 - 4
6 - 3
7 - 42513
8 - 54231
9 - 236
10 - 135
11- 4521
12 - 2153
13 - 3512
14 - 215 - 4
16 - 5
17 - 2
18 - Ост
19 - 793648
20 - 356

Часть 2

21. Особенности:

  1. возрождение патриотизма;
  2. ослабление гонений инакомыслящих;
  3. власть стремилась мобилизовать духовные силы народа. Представители искусства: А.А.Ахматова, Л.Русланова, Л.Утесов.

22. Аргументы в подтверждение:

  1. страны-сателлиты надеялись решить территориальные вопросы за счет СССР;
  2. страны Восточной и Центральной Европы изначально отрицательно относились к социалистическому строю в СССР.

Аргументы в опровержение:

  1. советско-финская война 1939-1940 гг.;
  2. отторжение у Румынии в пользу СССР Бессарабии в 1940 г.