Игровые технологии на уроках физики

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии


В соответствии с ФГОС основного общего образования современному обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут в различных ситуациях самостоятельно принимать решения.

Одним из условий реализации требований ФГОС является обеспечение для участников образовательного процесса возможности развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов через организацию учебной и внеурочной деятельности.

Физика - объективно трудный учебный предмет. Физику нельзя просто выучить, ее надо понимать. Для формирования у обучающихся познавательного интереса, активизации учебной деятельности, повышения эмоционального уровня усвоения знаний на уроках физики я использую игровые технологии.

Использование игровых технологий при обучении физике позволяет:

  • проводить уроки в нетрадиционной форме;
  • раскрывать креативные способности учащихся;
  • дифференцированно подходить к оценке учебных компетенций учеников;
  • развивать коммуникативные навыки учащихся;
  • обеспечивать свободный обмен мнениями;
  • учитывать возрастные психологические особенности школьников;
  • организовывать процесс обучения в форме состязания;
  • облегчить решение учебных задач;
  • вовлечь всех учащихся в учебный процесс;
  • ощущать значимость результата каждым учеником в отдельности;
  • практически закрепить полученные знания;
  • способствовать формированию мотивационной сферы учащихся;
  • расширять кругозор детей;
  • формировать навыки совместной деятельности.

Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека и как метод обучения люди использовали ещё в древности.

Назначение дидактических игр - развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и др.) и закрепление знаний, приобретаемых на уроках.

При проведении уроков физики мною часто используется игровая технология. В ней дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры. Учебный материал при этом используется в качестве её средства. Урок при этом приобретает элемент соревнования, а успешное выполнение дидактического задания при этом связывается с игровым результатом. Дидактические игры позволяют обучающимся применять знания, умения и навыки, полученные ими в ходе учебного процесса в практической деятельности; развивать общеучебные и трудовые навыки.

Характерным для каждой дидактической игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о предмете или явлении в целом и о его существенных особенностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними и т.д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом дидактической игры является игровое действие. Внимание ученика направленно именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет обучающую задачу. Поэтому дидактические игры, проводимые на уроках, представляются обучающимся не обычным занятием, а интересным делом.

Типология педагогических игр обширна по характеру игровой методики. Наиболее часто из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

В играх обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Эго всегда приводит к повышению самоконтроля обучающихся, к четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации. В таких играх завоевание победы или выигрыша - очень сильный мотив, побуждающий обучающегося к деятельности.

Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока. Существуют определенные требования к организации дидактических игр.

  1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
  2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности обучающихся и их психологических особенностей.
  3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Выделяют следующие виды дидактических игр.

  1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности обучающихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
  2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
  3. Игры-соревнования, связанные с выявлением победителя. Здесь могут быть индивидуальные и коллективные победители. Такие игры включают все виды дидактических игр.
  4. Творческие игры, основанные на внесении элементов воображаемой ситуации, используемые с целью повторения и обобщения изучаемого материала. Примеры игр: «Суд над силой трения», «Защита темы».
  5. Игры, направленные на выполнение занимательного задания. Например, начертить на доске горизонтальную прямую с помощью сообщающихся сосудов, опустить яйцо в бутылку и т.д. Сюда же относятся сюжетные игры: «Физика за чайным столом», «Физика на рыбной ловле».
  6. Игры с раздаточным материалом: физическое лото, «Морской бой».

При разработке и проведении уроков с элементами игры учитываются и используются жизненный опыт обучающихся, межпредметные связи с биологией, экологией, математикой, астрономией, ОБЖ, историей.

На уроках с использованием игровых технологий используются разные формы работы с обучающимися: индивидуальная и коллективная, работа в паре или микрогруппе. Результаты познавательной игры подводятся с помощью самоконтроля, взаимоконтроля, контроля жюри или педагога.

Использование игровых технологий на уроках физики я считаю важным и необходимым, так как в применении игровых технологий у обучающихся формируются метапредметные УУД. А именно регулятивные - планирование, контроль, саморегуляция; познавательные - поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; коммуникативные - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

На своих уроках я провожу игры:

  • «Своя игра» по теме «Тепловые явления»;
  • Физическое лото;
  • «Суд над силой трения»;
  • Физический «Аукцион»;
  • Физический «Морской бой»;
  • Игра «Устами младенца» и другие.