Методические рекомендации для специалистов и родителей по организации коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды (КРППС) для детей со сложной структурой дефекта

Разделы: Коррекционная педагогика


В связи с недостатком разработок методических рекомендаций по созданию коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды для детей со сложной структурой дефекта, проживающих в стационарных учреждениях системы социальной защиты населения, возникла необходимость в обобщении и систематизации опыта совместной работы дефектолога и психолога на примере ГБУ ЦСПР «Формула роста» в организации данной среды.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей"…«организация для детей-сирот обеспечивает в соответствии с возрастом и особенностями развития детей наличие развивающего, обучающего, игрового и спортивного оборудования и инвентаря, издательской продукции, мебели, технических и аудиовизуальных средств воспитания и обучения, отвечающих требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, требованиям к безопасности продукции, установленным законодательством Российской Федерации, а также специального медицинского оборудования для организации медицинской реабилитации детей в медицинских организациях (п.39). В организации для детей-сирот обеспечивается возможность детям иметь индивидуальное пространство для занятий и отдыха, личные вещи в свободном беспрепятственном доступе, в том числе одежду, игрушки, книги и другие вещи, которые могут храниться в комнате детей или других помещениях, отведенных под проживание группы, а также их сохранность. Приобретение личных вещей для детей осуществляется по возможности с участием детей (п. 40) Организация воспитания детей строится с учетом их индивидуальных особенностей. Режим дня, обеспечивающий рациональное сочетание воспитательной и образовательной деятельности, а также общественно полезного труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания детей в организации для детей-сирот и учитывает участие детей в проведении массовых досуговых мероприятий, включая личное время, предоставление возможности самостоятельного выбора формы проведения досуга с учетом возраста и интересов детей (п. 41). [2]

При планировании и создании коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды в стационарном учреждении системы социальной защиты населения необходимо обеспечить реализацию следующих направлений:

  • коррекционно-развивающий потенциал пространства игровой комнаты, материалов, оборудования и инвентаря для развития и воспитания детей с ОВЗ создается с учетом индивидуальных особенностей и уровня двигательной активности каждого ребенка;
  • возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
  • охрана и укрепление здоровья воспитанников;
  • возможность внедрения и применения различных коррекционно-развивающих программ. [4]

КРППС - это пространство «…здание и прилегающая территория, в котором осуществляется образование обучающихся с умственной отсталостью, соответствующее общим требованиям, предъявляемым к соблюдению санитарно-гигиенических норм образовательного процесса; к обеспечению санитарно-бытовых и социально-бытовых условий; к соблюдению пожарной и электробезопасности; к соблюдению требований охраны труда; к соблюдению своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта и др. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения процесса образования должна быть отражена специфика требований к организации временного режима обучения; техническим средствам обучения; специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, компьютерным инструментам обучения, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся с умственной отсталостью». [3]

Основные принципы конструирования КРППС в учреждениях социальной защиты населения основаны на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования - это:

  • принцип личностно-ориентированного подхода к ребенку с ограниченными возможностями здоровья (создание специальных условий для оказания различных видов помощи и поддержки детям, имеющим проблемы в развитии, обучении и социализации).
  • принцип дифференцированного подхода - обеспечивает разнообразие содержания программного материала, предоставляя детям с умственной отсталостью возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
  • принцип деятельностного подхода - строится на признании того, что развитие личности ребенка определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
  • принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей воспитанников.
  • принцип коррекционной направленности образовательного процесса.
  • принцип поэтапности и ступенчатости (осуществление коррекционно-педагогической и реабилитационной работы с постепенным нарастанием ее интенсивности: от простого к сложному, с одного вида деятельности на другой).
  • принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью на всех ступенях коррекционно-педагогического процесса.
  • принцип активной социализации - переноса усвоенных знаний, умений и навыков, отношений, сформированных в условиях учебной ситуации в различные жизненные сценарии.
  • принцип профессиональной ответственности педагога (специалиста).
  • принцип междисциплинарного взаимодействия (диалектическое единство, сочетание правовой, медицинской, социальной, психолого-педагогической реабилитации).
  • принцип партнерства, межведомственного взаимодействия (вовлечение самого ребенка и всех заинтересованных субъектов в успешную реализацию процессов его реабилитации и социализации).
  • содержательно-насыщенный - включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • трансформации - обеспечивать возможность изменений КРППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
  • полифункциональности - обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих КРППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
  • доступности - обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • безопасности - все элементы КРППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

Определяя наполняемость КРППС, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития детей с умственной отсталостью ФГОС определяет пять обязательных коррекционных курсов: сенсорное развитие, предметно-практические действия, альтернативная коммуникация, двигательное развитие, коррекционно-развивающие занятия. Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия произведений детской художественной литературы, фольклора и музыки и др.).

В то же время, следует помнить о том, что пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, не должны быть архаичными и однообразными, их назначение должно нести информацию о современном мире предметов и явлений, игровые пособия должны быть яркими, с различной фактурой материалов, что способствует активизации поисково-исследовательской деятельности ребенка. [4]

Структура образовательных направлений с учетом их взаимодополнения

КРППС может включать следующие функциональные модули:

  1. «Игровая зона»
  2. «Двигательная зона»
  3. «Сенсорная зона»
  4. «Речевая зона»
  5. «Зона самообслуживания»
  6. «Уличное пространство»

Общая характеристика функциональных модулей.

  1. Функциональные модули ориентированы на возрастные группы с 4 до 18 лет;
  2. Каждый функциональный модуль должен охватывать все образовательные области (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, моторное развитие, сенсорное развитие и развитие санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания).
  3. Организация пространства должна соответствовать количественному наполнению Перечней функциональных модулей в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников. [4]
  4. Количественное наполнение каждой из позиций перечня функциональных модулей должно соответствовать требованиям устройства и организации специальных помещений по принципу предлагаемого количества, с учетом наполняемости групп.

Разработанный подход позволяет сформировать естественную, комфортную, уютную обстановку с рационально организованной и насыщенной КРППС в зависимости от вида функционального модуля учреждения и с учетом разнообразных потребностей различных возрастных групп. Состав формируемого оснащения включает оборудование и методическое обеспечение для проведения психолого-педагогической диагностики детей; осуществления коррекционно-развивающей работы, включая игротерапию, музыкальную терапию, сенсорную стимуляцию и консультативной работы с родителями и воспитателями.

Для организации КРППС в домашних условиях родителям также рекомендуется ознакомиться с коррекционно-образовательными программами в учреждении, которое посещает ребенок, для соблюдения принципа единства семейного и общественного воспитания. Что в дальнейшем, поможет соблюдению и продолжению в семье индивидуального образовательного маршрута ребенка.

Литература

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]// Официальный интернет-портал правовой информации:[сайт]. [2014]. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 01.08.2014; П 1.2-1.6, ПП. 3.2.5, Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)// Российская газета. - 2013. - 25.11 (№ 265).
  2. Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей"
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт для умственно отсталых обучающихся, утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 №1599
  4. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А.Карабанова, Э.Ф.Алиева, О.Р.Радионова, П.Д.Рабинович, Е.М.Марич. - М.: Федеральный институт развития образования, 2014. - 96 с.