Внеклассное мероприятие по литературе "Родная природа в творчестве уваровских поэтов"

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Краеведение, Конкурс «Здесь Родины моей начало…»

Классы: 5, 6


Уварово моё - хочу тобой гордиться,
Уварово моё - ты воздуха глоток!
Ты сердце поневоле заставишь чаще биться
У тех, кто к малой родине любовь свою сберёг.
З.А.Уварова

Цель: создание благоприятных условий для развития социально значимых, ценностных отношений обучающихся к малой родине, к окружающим людям и жизни в целом

Ключевой вопрос / основная идея:

Как место, где родился и жил, влияет на человека, почему большинство людей помнят и любят свою малую родину?

Малая родина ассоциируется с детством, самым беззаботным периодом в жизни, и если у человека было счастливое детство, то родина остаётся в сердце навсегда в самых лучших воспоминаниях.

Планируемые результаты:

  • Личностные: формирование ценностного отношения к творчеству поэтов-земляков через поэтическое слово, развитие личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами; формирование восприимчивости к разным видам искусства, традициям и творчеству поэтов-земляков, понимания эмоционального воздействия искусства.

Метапредметные УУД:

  • Коммуникативные: формирование умения воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения.
  • Регулятивные: формирование умения ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
  • принимать себя и других, не осуждая.
  • Познавательные: выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления.

Предметные:

  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
  • формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
  • восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
  • извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею.

Ресурсы: интерактивная доска с колонками, альбомные листы, карандаши, маркеры.

Дидактические средства: презентация, видеоролик, музыкальный фон.

Ход мероприятия

Учитель: Здравствует, ребята. Тамбовская земля богата талантами. Здесь, на уваровской земле, прошло детсво замечательного русского художника Василия Дмитриевича Поленова в имении бабушки в Ольшанке, в Ивановке Уваровского района написал свои лучшие произведения Сергей Васильевич Рахманинов. Нет у нас высоких гор и тёплых морей, только бескрайние поля и леса да неглубокие речушки. Но эта земля вдохновляла многих. И сейчас наш город богат талантливыми людьми. Сегодня у нас с вами встреча с замечательными поэтами - вашими земляками. А познакомиться с их творчеством вам помогут ваши одноклассники. Они занимались исследованием творчества поэтов Уваровской земли и сегодня поделятся с вами своими открытиями. Но вы будете не просто слушателями. Мы с вами создадим карту наших ассоциаций. Во время знакомства с творчеством поэтов предлагаю вам зарисовывать свои мысли и чувства. Постарайтесь фиксировать каждую значимую для вас информацию в образах, можно использовать любую графику и ключевые слова. Итак, поэзия….

Замечательный литературовед, филолог Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «...понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена». Действительно, ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в тесной связи со своей родной страной и малой родиной.

Музыкальный фон

Ученик 1: Первый сборник стихотворений уваровских поэтов вышел в свет в апреле 2010 года. «Тамбовщины вишнёвая столица» - так называют родной город уваровские поэты. И этой строчкой из стихотворения Зои Уваровой они озагла­вили свой первый коллективный сборник стихов. Это издание было посвящено юбилейным датам: 65 - летию Великой Победы и 310-летию поселения Уварово. В сборник вошли произведения более сорока человек разных возрастов и профессий. Каждый писал для души, стараясь выразить своё отношение к жизни. Но всех их объединило одно - любовь к поэзии. Алексей Евдокимов, инициатор идеи создания сборника, на презентации сборника отметил, что книги - это духовное завещание одного поколения другому. И напечатанные строки ещё не раз принесут кому-то душевные минуты удовольствия.

Ученик 2: Второй сборник также предваряет четверостишие Зои Уваровой:

Когда приходит вдохновение,
Тогда рождаются стихи,
И чувств высоких откровение
Затронет нерв другой души.

Отсюда и название нового сборника - «Чувств высоких откровение», вышедшего в 2012 году. Всего во втором сборнике собраны стихотворения 25 авторов, которых волнуют темы природы родного края. Уваровский писатель Алексей Васильевич Евдокимов так пишет о сборнике: «Оценка моя - самая высокая, превосходная и, может быть, не столь за поэтическое мастерство, следование законам стихосложения <...>, как за откровение поэтов<...>, за доверие к нам, читателям-почитателям. Они, поэты, верят, доверяют нам, надеются, что мы их поймём и вместе с ними разделим их думы, мысли, восторг и печаль, мимолётное уныние и веру в жизнь, восторг любви и грусть разлуки, обаяние природы, счастье материнства, верность и беспокойство за Отчизну».

Ученик 3: Третий сборник поэзии «Найди любовь в душе своей» презентован в марте 2015 г. В нём представлено творчество двадцати уваровских поэтов. Описывая красоту природы родного края, рассказывая о любви, взволнованно поднимая тему гражданственности, нравственности и духовности общества, авторы сборника пытаются дать лирический ответ на многие вопросы, которые ставит жизнь.

Ученик 1: Все стихи пронизаны любовью к неброской красоте родного края. В этих просторах, бескрайнем небе и тихих водах реки Вороны люди черпают силы. К реке, в поля и лес уходят, чтоб отдохнуть от городской суеты:

Как легко здесь полной грудью дышится,
Как спокойно думается здесь... (Ю.Бондурко)

Там каждый раз теряю я унынье... (Н.А.Гуреев)
И я стремлюсь скорей в поляны
От суетности прочь сбежать...(Ю.В.Иващенко)

Гладь реки в лесах, словно в короне,
Гонит прочь с души печаль и грусть... (Л.Ф.Колесников)

«Чистый воздух и покой» - вот что, по словам Л.Ф.Колесникова помогает человеку восстановиться, напитаться энергией родной земли и жить дальше, храня в сердце минуты единения с природой. Ароматы садов и полей пробуждают человека после сонной зимы, нет ничего милее сердцу уваровского поэта, чем деревца, которые нарядила весна:

А черёмуху - скромное деревце
Нарядила в платье невест...(Л.А.Новикова)

Ученик 2: Но весна - не только череда выходных. Для нашего края это ещё и начало огородных работ, ведь земля должна плодоносить, иначе она погибнет:

Весна - и праздник и заботы...
Передохнули огороды,
Коня гнедого ждёт соха. (Н.А.Гуреев)

Ученик 3: Лето связано с главной радостью уваровских ребятишек - рекой Вороной. Это отдых у реки, купание:

Милого края земная отрада!
Что ещё надо? Что ещё надо? ( Ю.В.Иващенко)

Для старшего поколения куда приятнее рыбалка:

Положу удилище в осоку,
Взгляд остановлю на поплавке... ( Ю.В.Иващенко)

А какое блаженство - в зной умыться чистой прохладной водой:

Опущу ладошки, зачерпну водицы,
И усталость сразу снимет как рукой. (Г.П.Меньщикова)

Совсем по-мальчишечьи задорно пишет А.Н.Пономарёв о любимой забаве всех ребят - велосипеде:

Виражи беру я с ходу,
В гору как с горы несусь.
<...>
Мне туман по утру стелет
В шины росную траву,
Мне бы только птицы пели,
Только б неба синеву.

Ученик 4: Больше всего стихов посвящено осени. Ранняя осень восхищает богатой палитрой красок, после синевы и всех оттенков зелени глаза радует «багрец и золото»:

Мне владеть до снежных вьюг и холода
Виданным - невиданным добром.
И бреду в берёзовое золото,
Тополей срываю серебро. (Ю.Бондурко)

А листочки на деревьях -
Рыжий, красный, золотой.
Не найду я слов сравненья
С этой чудной красотой. (Л.Д.Крутских)

Ученик 5: Поздняя осень у многих поэтов вызывает грусть, размышления о прожитом, ведь это очередная утрата: трава пожухла, листочки осыпались, синева неба пропала, вокруг серо и идёт дождик:

Дрожит на ветке неживой листок,
Из тёмной тучки дождик мелко сеет...(Л.Д.Крутских)

Голый лес, дерзким ветром разграбленный,
Под бугристыми тучами скорчился,
Богу молится ветками-граблями,
Чтобы дождь поскорее закончился. (Ю.Бондурко)

Своей грустью авторы наделяют и олицетворённых героев стихотворений:

Осень серой дымкой укрывает поле.
Белой рощи кроны заалеют вскоре.
Липа, что манила нас с тобой когда-то,
Тихо загрустила на краю заката. (Н.Я.Кривошеин)

О чём взгрустнула, роща золотая? (И.А.Тюгашкина)

Ученик 6: Поэты философски относятся к смене времени года. Но даже «умирание» природы не наводит на мысль о безысходности, поэты поддерживают природу, подбадривают:

Ну что же ты молчишь?
Скажи хоть слово,
Развей своей печали твёрдый ком.
Я жду, когда заговоришь ты снова
Есенинским певучим языком. (И.А.Тюгашкина)

Помолчу под липой, вспомню, как всё было,
О весне спою ей, чтобы не грустила.
Вновь апрель раскроет тёплые объятья,
И тебя нарядит в молодое платье. (Н.Я.Кривошеин)

Очень мудро об осени пишет иерей Владимир Крючков:

Верная осень - седая подруга,
Сколько же раз ты спасала от бед!
<…>
Сколько ночей неуютных, бессонных <…>
Ты согревала ладошками клёнов…

Ученик 1: Но поздняя осень с холодом, дождём и распутицей проходит, и на смену ей идёт зима-красавица:

Выпал снег, мороз на стёклах,
Крыша в белом малахае.
Щёки с улиц будто свёкла,
Вот зима и в нашем крае. (М.А.Евсеева)

Покидает небеса
Невесомая краса!
Медленно кружится,
На ладонь ложиться. <...>
Выбелили небеса
Ширь безмолвья и леса!
Одарили счастьем -
Сказочным ненастьем! (Т.Д.Кудрявцева)

Ученик 2: Видеть во всём только хорошее - удивительная черта наших поэтов-земляков. Нет ропота на снежные завалы, на холод, есть только восторг и радость от того, что всё в этом мире так разумно устроено, и после весенних работ, летней жары, осенних забот об урожае наступает время покоя и отдыха:

А мы сугробам белым очень рады!
Хрустим снежком, катаемся с горы.
Морозная зима, ты нам отрада,
Как отдых от обычной суеты. (Л.А.Новикова)

Ученик 3: В любое время года уваровская природа радует глаз и лечит душу:

День хрустально-прозрачен,
И в дрожащей тиши
Путь тоскою означен
К возвышению души. (Ю.В.Иващенко)

И долго среди трав упругих ходит
В родные дали вросшая душа. (Ю.В.Иващенко)

Ученик 4: Ещё одна тема, связанная с природой уваровского края, - воспоминания о детстве. Именно окружающая природа помогает поэтам вспомнить те времена, когда они были молодыми. Они выросли, а вокруг та же река, хоть и заросшая по берегам, та же роща, те же поля. Жизнь в Уварово меняется медленно, чело­веческая деятельность не сильно изменила природу, и, наверное, это хорошо, когда, приехав через много лет в родной город, ты угадываешь тропинки, любимые уголки и даже удивляешься, что пруд стал чище и красивее, что людям, живущим здесь, так же, как и тебе, дороги эти места.

Родные с детства виды с косогора,
Которые я в сердце берегу. (Н.А.Гуреев)

В ветках ивы песней робкой
Птица за сердце взяла,
И такой знакомой тропкой
Память в детство позвала. (Н.Я.Кривошеин)

Я по тропкам пройдусь, где всё с детства знакомо до боли,
В тишину с головой окунусь,
Есть святое для нас, и не надо мне более,
Лишь жила бы ты, родина малая - деревенская Русь! (А.К.Милосердов)

Ученик 5: Многих поэтов волнует сохранение окружающего нас богатства, сможет ли новое поколение оставить своим детям и внукам то, что получили в наследство от своих предков?

Поймите, люди, мы не можем допустить,
Чтобы исчезли реки, травы, птицы.
Ведь это нашим детям, внукам пригодится.
Пока не поздно, человек, остановись! (Л.С.Полякова)

Превратности прогресса - вот что меня тревожит.
Творение создатель своё не уничтожит,
Но мы, всего печальней, своими же руками
Жизнь на планете к гибели толкаем сами. (Т.Д.Кудрявцева)

Ученик 6: Уваровская земля выдержала испытание прогрессом. Химический завод, который должен был стать крупнейшим в Европе, много страданий принёс природе, хотя и благоустроил жизнь уваровцев. Многие боялись, что с развалом градообразующего предприятия исчезнет с лица земли и молодой город, но ведь село издавна стояло на этих кручах, эта земля видела мамонтов, кормила казаков, выдержала набеги кочевников, прокормит и согреет и нас, живущих сейчас на ней, а город будет жить, если люди будут сюда стремиться.

В стране города есть крупнее и краше,
Но где б я, друзья, не бывал,
Мне снилось родное Уварово наше,
О нём я всегда тосковал.
Гимн города Уварово (Н.И.Перов)

Ученик 1: Стихи о родном крае учат видеть красоту вокруг себя, воспитывают любовь к Родине, неравнодушное, трепетное отношение к окружающей природе, заставляют задуматься о жизни. Поэты - земляки, наделённые даром поэтизировать увиденное, воплощать чувства в слова, помогают понять читателю, что же так волнует душу при встрече с родной природой. Предлагаем вашему вниманию видеозарисовку, для которой мы озвучили несколько стихов наших земляков.

Слайд-фильм

Учитель: Давайте разместим ваши карты ассоциаций на доске. Если проанализировать всю информацию на ваших картах, то можно сделать вывод, что вы вместе услышали всё, о чём рассказывали ребята, но каждый из вас услышал и выбрал только то, что важно для него сейчас. Мы все непохожи друг на друга, но нас объединяет место, где мы родились.

Ученик 2: Уваровские поэты ценят неброскую красоту родного края. Глаз радуется синеве неба, прозрачным водам реки и отражённым в них берегам, белоснежным вишне, яблоне и черёмухе по весне, неяркой зелени лугов, пшеничным полям.

Ученик 3: Как и многим поэтам и художникам центральной полосы России, уваровским поэтам ближе всего осень как время сбора плодов, подведения итогов. Во всех стихах проходит мысль о том, что не глаза любят этот край, а сердце. Здесь поэт отдыхает душой, живёт в гармонии с самим собой, любой уголок рождает в памяти воспоминания о детстве.

Ученик 4: Ни один из поэтов не называет родные места захолустьем, не желает променять этот край на столицу или заграницу. И даже те, кто вынужден был уехать, с любовью вспоминают родные места. Эти чувства передаются и читателю.

Ученик 5: Поэты радуются любому времени года, стойко переносят дожди, ветра и вьюги, потому что понимают: главное - не внешний комфорт, а состояние души. Когда живёшь в согласии с собой, никакие печали не изменят душевного настроя.

Учитель: Тематика стихотворений уваровских поэтов богата. Не раскрыты ещё тема любви, тема Родины, много стихов о Боге. Глубока философская лирика. Я уверена, что взрослея, мы будем открывать с вами эти темы и лучше понимать, почему любовь к малой родине спрятана в глубине каждого сердца, и постараемся сделать так, чтоб этот огонёк не погас.

Список источников и использованной литературы

  1. Коровин В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература учебник часть 1 - М.: Просвещение, 2015 С.114-116, 271-272.
  2. Лихачёв Д.С. Краеведение как наука и деятельность - Киев, 1991. С.52-59.
  3. Тамбовщины вишнёвая столица (из поэтической тетради уваровцев) - Т., 2010.
  4. Чувств высоких откровение - Мичуринск, 2011.
  5. Найди любовь в душе своей - Тамбов, 2014.
  6. http://tambov.bezformata.ru/listnews/kulturi-na-tambovshine-gorod-uvarovo/13809521.
  7. http://www.top68.ru/culture/i-chuvstv-vysokikh-otkrovenie-9196.
  8. http://tvuv.ru/newsuv/aprel-2010/499-27-04-10-stihi
  9. http://tvuv.ru/newsuv/mart-2015/3273-17-03-15-najdi-lubov