Рабочая программа "Развитие речи". 1-й дополнительный 5-й класс. Вариант 2.2. 2-е отделение

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Коррекционная педагогика

Ключевые слова: развитие речи


1. Пояснительная записка

Рабочая программа по развитию речи разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших учащихся, воспитанников и программы формирования универсальных учебных действий.

Программа построена с учетом общих закономерностей и специфических особенностей развития слабослышащих и позднооглохших учащихся, воспитанников, типичных трудностей, возникающих у них при изучении предмета «Развитие речи».

Целью реализации адаптированной рабочей программы «Развитие речи» является развитие у слабослышащих и позднооглохших учащихся, воспитанников социальной (жизненной) компетенции, целенаправленное формирование словесной речи (в письменной и устной формах), речевого поведения, расширение жизненного опыта, социальных контактов как со слышащими детьми и взрослыми, так и с лицами, имеющими нарушения слуха.

«Развитие речи» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания, поэтому решают важнейшие задачи начального обучения:

  • формировать первоначальные навыки чтения и письма в процессе овладения грамотой;
  • развивать устную и письменную коммуникацию, способность к осмысленному чтению и письму;
  • развивать практические речевые навыки построения и грамматического оформления речевых единиц;
  • осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
  • развивать способность пользоваться письменной и устной речью для решения задач, связанных с реализацией социально - бытовых, общих и особых образовательных потребностей;
  • формировать умения понимать содержание художественного произведения, работать с текстом;
  • формировать интерес к чтению;
  • развивать способность к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка;
  • развивать слухозрительное и слуховое восприятие устной речи, ее произносительной стороны, использовать сформированные умения в процессе устной коммуникации;
  • формировать у учащихся, воспитанников «житейские» понятия, развивать их мышление, развить устную и письменную речь в условиях предметно-практической деятельности, формировать умение работать в коллективе;
  • создать основу для развития речевой деятельности учащихся, воспитанников, для дальнейшего освоения системы основополагающих элементов научного знания и деятельности по получению, преобразованию и применению новых знаний.

Программа предусматривает развитие речи в условиях педагогически организованного общения (коммуникативная система) ученика с окружающими его людьми (учителем, товарищем, воспитателем и др.). Используя потребность слабослышащих и позднооглохших детей в общении, педагог (учитель, воспитатель) формирует у него общепринятое средство общения - словесную речь. В процессе овладения коммуникацией (общением) школьник осваивает язык, который становится для него средством общения, обучения, познания, мышления. Обучение языку осуществляется всеми педагогами, участвующими в учебном процессе, в условиях различных видов деятельности в классе и интернате, в урочные и внеурочные часы.

Обучение слабослышащих и позднооглохших учащихся, воспитанников языку осуществляется в соответствии с принципами коммуникативной системой обучения (С.А.Зыкова). В образовательной деятельности реализуется комплексный деятельностный подход к формированию речи как средства общения с учетом индивидуальных особенностей школьников. Это означает, что речевое развитие осуществляется в условиях организации разных видов деятельности при одновременном формировании лексической, грамматической, фонетической сторон словесной речи.

Сущность работы заключается в формировании речи как средства общения. Воспитание речевого поведения, являющееся центральной задачей обучения учащихся, воспитанников в младших классах, предполагает формирование речевой активности школьника, желания и умения вступать в контакт с окружающими, воспринимать информацию и реагировать на нее на основе словесной речи. Продуктивность общения словесными средствами определяется не только пониманием школьниками того или иного слова, фразы, но и умением пользоваться ими в разных условиях коммуникации.

Возможность реализации программы в режиме дистанционного обучения

Реализация рабочей программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий осуществляется при наличии у учащихся персонального компьютера/ноутбука/планшета, телефона типа смартфон - устройства, имеющего выход в Интернет.

Информационно-коммуникативные средства, используемые при реализации рабочей программы: мессенджеры Viber, WatsApp; сервисы Яндекс, Mail, электронная почта, СМС - сообщения.

Формы занятий:

  • Чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату.
  • Веб-занятия - дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей Интернет.
  • off-line консультации, которые проводятся с помощью электронной почты.

2. Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Развитие речи»является основойформирования познавательных, коммуникативных и регулятивных учебных действий. Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности, развития познавательной деятельности (предметно-практического, наглядно-образного, словесно-логического мышления). Формирование языковых обобщений и правильного использования языковых средств в процессе общения, учебной деятельности. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей. Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения продуктивными и непродуктивными способами словоизменения и словообразования, связью в предложении, моделями различных конструкций предложений. Развитие связной речи: формирование умения планировать собственное связное высказывание.

Учебный предмет «Развитие речи» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

  • умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • овладение различными формами связной речи (диалогическая и монологическая), видами (устная и письменная) и типами или стилями (сообщение, повествование, описание, рассуждении);
  • умение анализировать неречевую ситуацию, выявлять причинно-следственные, пространственные, временные и другие семантические отношения;
  • стремление к более точному выражению собственных мыслей; умение задавать вопросы;
  • умение выбирать и адекватно использовать языковые средства связной речи;
  • умение использовать (при необходимости) дактилологию как вспомогательное средство;
  • воспитание потребности в словесной речи, формировании речевого поведения на основе интенсивного развития нарушенной слуховой функции.

Приоритетными направлениями в обучении младших школьников языку являются формирование речевой деятельности и развитие языковой способности, речевого поведения. Усвоение учащимися, воспитанниками грамматической структуры языка в 1 дополнительных - 5 классах осуществляется в основном в процессе практического овладения ими речью. С расширением практики речевого общения и овладением слабослышащими и позднооглохшими учащимися, воспитанниками умением использовать знакомый материал в разных ситуациях улучшает грамотность их высказываний. Факторами, интенсифицирующими развитие разговорной и связной речи учащихся, воспитанников на уроках, является использование педагогически организованной предметной и практической деятельности, целенаправленное обучение планированию речевых высказываний, использование коллективной групповой деятельности детей, соблюдение дифференцированного подхода к учащимся, воспитанникам, реализация комплексного подхода к речевому развитию (одновременно протекающая работа над всеми сторонами речи, внутрипредметные и межпредметные связи).

В содержание программы «Развитие речи» входят развитие разговорной и связной (устной и письменной) речи, работа над словарным составом и грамматическим строем языка, а также формирование произношения. На специальные грамматические упраж­нения и работу над словарем выделяется часть уроков, по формированию грамматического строя речи. Развитие речевой деятельности слабослышащих и позднооглохших учащихся, воспитанников - это интегрированная система обучения, в которой каждый учебный предмет имеет общие и специфические задачи в отношении обучения языку, меняющиеся в зависимости от года обучения.

3. Описание места учебного предмета

Учебный предмет «Развитие речи» относится к предметной области «Филология». На изучение предмета в 1дополнительном - 5 классах отводится:

1 доп. класс

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

4 ч/неделю

4 ч/неделю

3 ч/неделю

3 ч/неделю

3 ч/неделю

3 ч/неделю

132 ч/год

132 ч/год

102 ч/год

102 ч/год

102 ч/год

102 ч/год

672 часа

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

В процессе изучения предмета «Развитие речи», у учащихся, воспитанников формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках «Развития речи», учащиеся, воспитанники получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения, по другим школьным предметам.

«Развитие речи» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся, воспитанники знакомятся произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся, воспитанников начальных классов.

Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно - нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока развития речи, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • принятие и освоение социальной роли учащегося, воспитанника, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении (умение адекватно оценивать свои силы; пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами и другими личными адаптированными средствами в разных ситуациях; пользоваться специальной тревожной кнопкой на мобильном телефоне; написать при необходимости sms-сообщение и другое);
  • овладение начальными умениями адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; владение речевыми средствами для включения в повседневные школьные и бытовые дела, навыками коммуникации, в том числе устной, в различных видах учебной и внеурочной деятельности).

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • желание и умения вступать в устную коммуникацию с детьми и взрослыми в знакомых обучающимся типичных жизненных ситуациях при решении учебных, бытовых и социокультурных задач; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; готовность давать оценку событий, поступков людей, излагать свое мнение;
  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты:

  • овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач, включая коммуникацию в сети Интернет;
  • сформированность умения начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
  • сформированность умения уточнять непонятое в ходе коммуникации со взрослыми и сверстниками; понимание высказывания, выраженного не только знакомыми, но и незнакомыми речевыми средствами, иной структурой фразы, в новых условиях общения; умение выбирать адекватные средства коммуникации в зависимости от собеседника (слышащий, глухой, слабослышащий);
  • овладение умением использовать дактилологию как вспомогательное средство;
  • овладение умением получать и уточнять информацию от собеседника в ходе коммуникации на основе словесной речи на знакомые ребенку темы, извлекать значимую информацию из общения, соотносить его цель и результат.

6. Содержание учебного предмета

Уточнение и обогащение словаря

Слова, выражающие поручения, приказания. Слова, обозначающие предметы, действие, местоположение, направление, временные отношения, качество предметов и действий окружающего мира. Слова, обозначающие детенышей животных, виды трудовой деятельности, профессиональные занятия и профессии, детенышей животных, характеризующие предмет по материалу, веществу, принадлежности лицу или животному, отношению к месту или группе лиц. Слова с общим корнем, обозначающие предмет и его качество, лицо и производимое им действие: действия, различающиеся по завершенности и незавершенности и др. Слова, обозначающие сравнение признаков предметов, оттенки цветов, с эмоционально-экспрессивной окраской, выражающие морально-этическую оценку, нравственные понятия, с переносным значением, образные выражения.

Слова, выражающие отрицание и неопределенность (отрицательные и неопределенные местоимения и наречия). Слова и словосочетания, выражающие отношение говорящего к тому, о чем он говорит (вводные слова и словосочетания). Слова, придающие высказыванию различные смысловые и эмоциональные оттенки (междометия и частицы).

Развитие связной речи

Понимание и употребление в речи побудительных предложений, организующих учебный процесс; повествовательных предложений, организующих учебный процесс; повествовательных нераспространенных и распространенных предложений; предложений с отрицанием; предложений с обращением; предложений с однородными членами и обобщающими словами, с прямой речью; сложных предложений с придаточными причинами, цели, времени, места.

Овладение краткими и полными ответами на вопросы. Составление вопросов устно и письменно. Составление диалогов в форме вопросов и ответов с использованием тематического словаря. Составление и запись рассказов повествовательного характера о труде, играх, учебе, увлечениях детей и др. (по сюжетным картинкам, с помощью вопросов); составление сюжетных рассказов по готовому плану (в форме вопросов, повествовательных предложений). Составление плана сюжетного рассказа под руководством учителя в форме вопросов, повествовательных предложений. Введение в рассказы элементов описания.

Понятие об изложении. Изложение под руководством учителя, по готовому и коллективно составленному плану. Выражение связи между частями текста и предложениями с помощью слов «вдруг, потом, однажды, вокруг, неожиданно и т.п.». Составление рассказов (сочинений) с элементами описания внешности, характера человека, с элементами рассуждения (с помощью учителя). Подробный и сжатый рассказ (сочинение) по картинке и серии картинок. Построение устного ответа по учебному материалу (специфика учебно-деловой речи).

Речевой этикет

Устное и письменное составление текстов приглашения, поздравления. Выражение приветствия, благодарности, извинения, просьбы. Слова, используемые при знакомстве.

Текст

Определение темы и основной мысли текста. Выделение частей текста. Озаглавливание текста и его частей. Сочинения по картинке, серии картинок на темы, близкие учащимся по их жизненному опыту, а также на основе наблюдений за природой, экскурсий и т.п. с предварительной коллективной подготовкой. Определение в тексте основной мысли, не сформулированной прямо. Составление в определенной последовательности вопросов с целью выяснения причины, обстоятельств, времени, места событий (расспрашивание). Работа над композицией составляемого рассказа (начало, середина, конец). План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся, воспитанников

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Методические пособия для учителя

  1. Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей / Л.М.Быкова - М.: «ВЛАДОС».

Литература для учащихся

Учебники:

  1. Рау Ф.Ф., Кац З.Г., Морева Н.А., Слезина Н.Ф., Букварь (в 2 частях) Акционерное общество «Издательство «Просвещение».
  2. Зикеев А.Г. Русский язык. Развитие речи (для слабослышащих и позднооглохших обучающихся) (в 2 частях) 1 дополнительный класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение».
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык 1 класс. Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА».
  4. Рамзаева Т.Г. Русский язык 2 класс (в 2 частях). Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА».
  5. Рамзаева Т.Г. Русский язык 3 класс (в 2частях). Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА».
  6. Рамзаева Т.Г. Русский язык 4 класс (в 2частях). Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА».

Печатные пособия

Иллюстрации: «Школа», «В классе», «Семья», «Игрушки», «Времена года», «В саду, в лесу, в огороде», «Человек», «На улице», «Одежда», «Животные».