Открытый урок по теме "Умножение и деление степеней"

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: Умножение и деление степеней


Тип урока: объяснение нового материала.

Цели урока:

  • образовательные: научить умножать и делить степени;
  • развивающие: научить наблюдать, выводить закономерности, проводить рассуждения по аналогии;
  • воспитательные: воспитать интерес к математике, работать в парах.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер.

Задачи урока: сформировать навыки сложения чисел с разными знаками.

Образовательные задачи урока (формирование познавательных УУД):

  • познакомить учащихся со степенью с натуральным показателем;
  • тренировать способность к использованию выведенного алгоритма;
  • организовать деятельность учащихся по приобретению необходимых умений и навыков;
  • повторить и закрепить;

Воспитательные задачи урока (формирование коммуникативных и личностных УУД):

  • содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
  • прививать учащимся навыки организации самостоятельной работы;
  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

Развивающие задачи урока: (формирование регулятивных УУД)

  • развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей.

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация
  3. Историческая справка
  4. Формирование новых способов и действий
  5. Физкультминутка
  6. Закрепление ЗУН
  7. Самостоятельная работа
  8. Домашнее задание

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, учащиеся! (проверка наличия учеников и выполнение домашнего задания). Сегодня мы с вами продолжим работать со степенями. Внимательно посмотрели на интерактивную доску. Файл (index.ppt).

2. Актуализация

Учитель: Проведём небольшую разминку. Известно, что степени изучали многие учёные и один из них сказал следующую фразу

«Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь»

Ваша задача назвать фамилию учёного. Для этого нам помогут наши примеры на вычисления. Необходимо под каждым найденным ответом приписать соответствующую букву и расшифровать слово.

Примеры

Ответы

буквы

1

25

32

м

2

33

27

о

3

(-10)3

-1000

н

4

(-4)2

16

л

5

23+32

17

с

6

(-3)3-(-2)2

-31

в

Бланк расположения ответов задач:

32

27

-1000

27

16

27

-31

27

17

м

о

н

о

л

о

в

о

с

Расшифровка слова:

16

27

32

27

-1000

27

17

27

-31

л

о

м

о

н

о

с

о

в

Учитель: Какое ключевое слово мы разгадали?

Ученик: Ломоносов.

Учитель: Верно.

3. Историческая справка

Учитель: Рассмотрим историческую справку про степень и узнаем какие ещё учёные вложили свой интерес в развитие степени.

История возникновения степени числа

У математиков не сразу сложилось представление о возведении в степень как о самостоятельной операции, хотя в самых древних математических текстах Древнего Египта и Междуречья встречаются задачи на вычисление степеней.

Немецкие математики Средневековья стремились ввести единое обозначение и сократить число символов. Книга Михеля Штифеля «Полная арифметика» (1544 г.) сыграла в этом значительную роль.

Француз, бакалавр медицины Никола Шюке (около 1500 г.) смело ввёл в свою символику не только нулевой, но и отрицательный показатель степени. Он писал его мелким шрифтом сверху и справа от коэффициента.

У Рене Декарта в его «Геометрии» (1637) мы находим современное обозначение степеней а2, а3,... Немецкий ученый Лейбниц считал, что упор должен быть сделан на необходимости применения символики для всех записей произведений одинаковых множителей и применял знак а2.

4. Формирование новых способов и действий

Учитель: Тема нашего урока «Умножение и деление степеней».

Цели урока.

Рассмотрим следующие правила:

1. При умножении степеней с одинаковыми основаниями основание остается прежним, а показатели степеней складываются

am ·an = am+n

например:

а) а5 · а6 = а5+6 = а11

б)23 · 22 = 25+2 = 25 = 32

в) (-2)3 · 22 = (-2)3+2 = (-2)5 = -32

1. При делении степеней с одинаковыми основаниями основание остается прежним, а показатели степеней вычитаются

am : an= am-n,
где, m n, a ≠ 0

например:

а) х6 : х4 = х6-4 = х4

б) 34 : 32 = 34-2 = 32 = 9

в) (-3)4 : (-3)2 = (-3)4-2 = (-3)2 = 9

Степень с нулевым показателем не была определена и считают, что при а≠0

а0 = 1

например: 134 : 34 =134-4 = 130 =1

а1 = а

например:

501 = 50,

3∙34 = 311+4 = 35

5. Физкультминутка

Учитель: Проведём небольшую разминку. Выполняем гимнастику для глаз и рук.

Закрепление ЗУН

Учитель: Для закрепления новой темы решим задачи. Каждый ученик решает свой уровень трудности (ученики распределены по трём уровням: слабый, средний и повышенный).

Задачи

Отметки

«3»

«4»

«5»

403

+

+

+

414

+

+

+

416(а,б)

+

6. Самостоятельная работа

I вариант

II вариант

1) а5 · а813)

1) у9 : у54)

2) 57 : 55 (52)

2) 42 · 4 (64)

3) 219 : 214 (32)

3) 52 : 50 (25)

4) 33 · 30 (27)

4) 86 · 812 (818)

5) 65 · 69 (614)

5) 711 : 79 (49)

7. Домашнее задание

Задачи

Уровень учащихся

«I»

«II»

«III»

404

+

+

+

415

+

+

419

+

8. Дополнительное задание

1. В комнате находятся 2 собаки, 4 птички и 3 мухи.

Сколько лап у всех животных вместе? (34)

2. У Маши 3 брата и 2 сестры. Сколько братьев и сестёр у её брата Миши?

Решите пример, соотнесите результат с порядковым номером буквы в алфавите

Примеры

Ответы

буквы

1

25

2

(-3)3 - (-2)2

Решите пример, соотнесите результат с порядковым номером буквы в алфавите

Примеры

Ответы

буквы

1

33

2

23 + 32

Решите пример, соотнесите результат с порядковым номером буквы в алфавите

Примеры

Ответы

буквы

1

(-10)3

2

(-4)2