Внеклассное мероприятие "Иркутск в годы Великой Отечественной войны"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Краеведение, Патриотическое воспитание, Конкурс «Здесь Родины моей начало…»

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Пояснительная записка

Иркутск в этом году отмечает свой юбилей 360 лет. Город который мы любим, гордимся и необходимо сохранять и беречь в памяти наших детей те дни которые ушли, но показали на сколько наши земляки крепки характером, на сколько мы любим и чтим свою родину. Поэтому тема Великой Отечественной войны в воспитательном, образовательном процессе имеет важнейшую роль. Ценой миллионов жизней люди нашей страны остановили фашизм, подарили мир и свободу будущим поколениям. Победить удалось благодаря мужеству, массовому героизму воинов советской армии на поле боя, непреклонной воле к победе и пламенному патриотизму партизан и участников подполья в тылу захватчиков, трудовому подвигу работников тыла, объединённым усилиям наших соотечественников всех национальностей и вероисповеданий. И сегодня самая главная задача - сохранить историческую память о героическом подвиге советского народа, о его единстве перед лицом неприятеля, о вкладе иркутян в борьбе с фашистскими захватчиками.

Данная тема заслуживает особого внимания со стороны учителей, образовательного учреждения. При проведении внеклассного мероприятия совместно с учащимися о героическом подвиге жителей г. Иркутска, учащиеся так ответственно подошли к его подготовке, так активно готовили презентации и доклады, цели и задачи были полностью выполнены.

С использованием данной разработки может быть проведен как урок, так и внеурочное занятие. Данная разработка помогает в интересной форме расширить знания учащихся о малой Родине, воспитывать чувство уважения и любви к родному городу, привлечь к творческой и исследовательской работе. При составлении разработки были использованы презентации учащихся 8 класса. В рамках подготовки к уроку были задействованы материалы школьного музея боевой славы. Обучающимся было предложено провести беседу с родственниками, посмотреть семейные архивы и фотографии, фронтовые письма, награды, медали и другие реликвии, подготовить сообщение о жизненном пути своего родственника во время Великой Отечественной войны, а также подготовить сообщения и презентации о трудовом и военном подвиге иркутян

Материал может использоваться как учителями истории, так и классными руководителями города.

Цель - создать условия для воспитания у обучающихся патриотических чувств к Родине, гордости за героическое прошлое нашей Родины, уважения к участникам Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • воспитание у обучающихся благодарной памяти о людях, победивших фашизм;
  • формирование личностного отношения обучающихся к проявлениям героизма и самопожертвования во имя Родины наших соотечественников;
  • формирование гуманистических качеств личности.

Основой урока будет ответ на вопрос: «Почему так важно помнить о подвиге нашего народа и иркутян в Великой Отечественной войне?»

Предметные результаты:

  • умение определять хронологические рамки событий;
  • знать особенность основных событий, определять итоги;

Метапредметые результаты

Познавательные УУД:

  • умение оперировать понятиями, сопоставлять факты, выбирать основания и критерии для классификации;
  • умение создавать, применять и преобразовывать материал в схемы, обобщать и анализировать учебный материал.

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно планировать учебную деятельность;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений.

КоммуникативныеУУД:

  • умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
  • умение аргументированно высказывать свою точку зрения.

Личностные результаты:

  • оценивает жизненные ситуации;
  • понимают роль и значение происходящих событий.

Особенности организации учебной деятельности

Важным условием достижения педагогических задач является организация урока таким образом, чтобы фронтальная, групповая и индивидуальная работа взаимодополняли друг друга. При подготовке и проведении занятия необходимо учитывать возрастные и образовательные возможности обучающихся.

Оборудование и наглядность:

  • Школьный музей боевой славы
  • Мультимедийное оборудование
  • Презентации учащихся.

Предварительная подготовка:

  • класс делится на группы;
  • каждая группа получает задание - найти в СМИ, литературе, семейных источниках информацию о трудовом подвиге иркутян; о героях-соотечественниках г. Иркутска и Иркутской области; о родственниках участвовавших в Великой Отечественной войне;
  • обработать данные и представить ее классу

«Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой»

Ход урока (занятия)

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

- Этот год юбилейный год для нашего родного города Иркутска, городу исполняется 360 лет. Многое было за это время и хорошее и плохое. Мы должны чтить и помнить о ратных подвигах наших земляков.

- Ребята, скажите, пожалуйста, что вы чувствуете при просмотре экспозиции музея боевой славы? Какие у вас возникают ощущения? Ассоциации?

- Данная экспозиция была создана в честь окончания Великой Отечественный войны.

22 июня 1941 года наша страна подверглась нападению нацистской Германии, началась Великая Отечественная война, унёсшая жизни почти 26 миллионов наших соотечественников.

Включение видеоролика «Сообщение Левитана о Великой Отечественной войне»

Мужчины сражались на фронте, женщины спасали жизни раненых в госпиталях, а дети и старики встали у станков и не покладая рук трудились в тылу для обеспечения фронта всем необходимым. В тылу врага действовали партизанские отряды, куда целыми семьями уходили жители оккупированных деревень и городов. Мужчины преклонных годов и юноши непризывного возраста уходили в народное ополчение.

Эта участь не обошла стороной и Иркутск - город, находящийся в глубоком тылу. На момент начала Великой Отечественной войны Иркутск представлял из себя не самый стратегически важный город с населением чуть больше 240 тысяч человек. Однако по ряду показателей мы занимали важное положение. В городе действовал крупный центр телеграфной связи - один из 16-ти в Советском Союзе и 12-й из них по мощности. Станция обеспечивала связь не только для Иркутской области, но и Республики Бурятия и нынешнего Забайкальского края. Впоследствии через Иркутск проходили железнодорожные и авиационные эшелоны с помощью от союзников по системе ленд-лиза.

На пределе своих возможностей в годы ВОВ работала и иркутская промышленность. На начало войны в городе действовали не менее 20 мелких, средних и крупных предприятий. Но львиную долю промышленной продукции давали два тогдашних гиганта - завод тяжелого машиностроения имени Куйбышева (ИЗТМ) и Иркутский авиационный завод (ИАЗ).

Вопреки расхожему мнению, даже при самых тяжелых положениях на фронте, из тыловых городов, в том числе из Иркутска, не забирали всех желающих идти на войну. Несмотря на небывалый патриотический подъем, военкоматы придерживали особо ценных специалистов на местных производствах, прежде всего с инженерным образованием - будь доброволец хоть трижды здоров. Но некоторые особо рьяные всеми правдами и неправдами все же сбегали на передовую.

Несмотря на политику удержания ценных сотрудников на местах, люди убегали на фронт. Регулярно эшелоны с иркутскими призывниками продолжали уходить на передовую. Из-за этого с каждым годом в Иркутске все больше ощущался кадровый голод. Поэтому сперва к станкам возвращали пенсионеров, а затем ставили детей. В те времена в СССР детей ограждали от многочасового рабочего труда только до 13 лет. А затем и юношей, и девушек привлекали к работе. Причем в военное время - наравне со взрослыми. Сейчас я предлагаю послушать выступление ребят подготовивших презентацию о родном городе в годы Великой отечественной войны.

Выступление учащихся с презентацией «Иркутск в годы Великой Отечественной войны»

Слово учителя: О движении немцев на восток поэтично отозвался советский поэт Демьян Бедный:

То не звери с диким воем
В бурный ринулись поток.
Это Гитлер строй за строем
Гонит "фрицев" на Восток.

Здесь, где окна все - бойницы,
Здесь, где смерть таят кусты,
Здесь, глотнув чужой землицы,
Одураченные "фрицы"
Превращаются в кресты.

Гибель сволочи немецкой
Не чье-либо колдовство.
Это Армии советской
Боевое торжество!

Выступление Виноградова Никиты с презентацией «Мой прадед - солдат Великой Отечественной войны»

Слово учителя: Мы живем с вами в замечательном городе. Мы гордимся своим городом. Нам есть чем гордиться.

Выступление учащихся с презентацией «Белобородов Афанасий Павлантьевич»

Слово учителя: Предлагаю вам просмотр видеоролика «От героев былых времен».

Представьте, что хорошо знакомый тебе дошкольник спрашивает: «Почему надо уважительно относиться к ветеранам Великой Отечественной войны?». Постарайся максимально искренне, точно и подробно описать свои мысли и чувства, чтобы ответить на этот вопрос.

3. Поведение итогов

Просмотр экспозиции музея боевой славы.

Учебные пособия

  • Иркутсковедение. Сборник адаптационных и учебных программ по курсу «Иркутсковедение» для детей дошкольного возраста и 3-9 классов, «История Сибири…» для 10-11 классов, Иркутск. Утверждены ГКМС, протоколы № 4 от 16.09 2010 г., регистрационный номер №1831, 1844, 1845, дата регистрации 10.09.2010.
  • История Земли Иркутской: Учебное пособие для старшей школы/Под ред. З.И. Рабецкой - Иркутск, 2002.
  • Методическое пособие для учителя (электронное) Сост. Винник О.Н.
  • Томилова Т.П. «Иркутск. Памятники. Люди». Учебное пособие. Методическое пособие для учителя.

Информационно- техническое обеспечение

  • Методическое пособие для учителя (электронное) Сост. Винник О.Н.
  • DVD-плеер, телевизор, компьютер.
  • Презентации.
  • Интернет-ресурсы

Фотоприложение