Формирование национальной картины мира на уроках гуманитарного цикла на основе эффективного использования «Педагогической мастерской»

Разделы: Русский язык, Литература


В Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации отмечается, что русский язык как государственный язык Российской Федерации является «стержнем, вокруг которого формируется российская идентичность, гражданское, культурное, образовательное пространство страны» [2], поэтому одной из главных задач на сегодняшний день остаётся формирование представлений о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории народа, языка и памяти.

Язык должен рассматриваться в контексте национальной культуры. Через образы-скрепы постигается национальная картина мира и духовные ценности народа, что позволяет преодолеть дробность, мозаичность знаний обучающихся. Обращение к текстам различной природы: текстам художественной литературы, художественным произведениям разных видов искусств, танцам, предметам старины, народным костюмам - помогает осознать культурный диалог между культурами разных эпох и разных искусств.

Урок-мастерская «В гостях у русского народного костюма» представляет модель интегрированного урока по развитию речи (русский язык - литература - изобразительное искусство). Урок построен в технологии «Педагогической мастерской» с использованием элементов технологии «Диалога культур» и технологии сотрудничества. Урок помог актуализировать

  • процесс духовно-нравственного становления ученика как личности, причастной к традициям своего народа;
  • самостоятельное проживание языковой картины мира (Я и народ) и приращение собственных ценностных смыслов, связанных с открытием нового в культуре русского народа через знакомство с народным костюмом;

и реализовать идею диалога на всех этапах:

  • общение между участниками мастерской на разных уровнях (ученик - ученик, ученик - книга (словарь), ученик - учитель);
  • обмен мнениями, творческими открытиями по теме;
  • внутренний диалог каждого участника (рефлексия);
  • диалог культур (связь литературы - истории - живописи - этнографии через язык).

Чтобы передать творческую атмосферу мастерской «В гостях у русского народного костюма», следует соответствующим образом оформить кабинет (репродукции картин русских художников с изображением героев в русских костюмах). На доске тема урока частично закрыта коллажем «В гостях … ». Перед началом мастерской обучающиеся выбирают один из семи предложенных цветных лепестков, чтобы организовать творческую группу. Таким образом формируется 4 группы по 7 человек (по желанию учеников). Работа начинается с выполнения эмблемы творческой мастерской - волшебного цветика-семицветика, который будет сопровождать весь урок.

Первый этап мастерской (индуктор) связан с жизненным опытом каждого: ученики вспоминают, где может встретиться такой яркий цветок. В качестве подсказки можно использовать фрагменты костюма: вышивку, орнамент головного убора, пояса. Обучающиеся догадываются, что ключевым выражением является «народный костюм» и самостоятельно формулируют тему творческой мастерской.

Особенность данной мастерской (подбор материала) - встреча необычных гостей-помощников. В течение всего урока обучающимся помогают Цветик-семицветик, Павлин и Словарь.

Для встречи первого гостя надо отгадать загадку:

Это что за чудо-птица?!
Не сова и не синица,
Не журавль и не дрозд…
Как раскрытый веер хвост…
Голубой, зелёный, красный -
Сколько же на перьях красок?
Точно важный господин,
Ходит по двору …? (павлин)

Павлин - птица не только нарядная, но и умная. Ученики должны предположить, что скрывает нарядный хвост Павлина. В хвосте спрятаны слова-синонимы к существительным «наряд, костюм». Каждая группа записывает на лепестках своего цветика-семицветика синонимы к слову «костюм» и получившийся вариант сравнивает с образцом. С помощью приёма «Павлин, помогай!» нахимовцы знакомятся с синонимами: одежда,костюм, туалет, платье, риза (поэтическое), одеяние, облачение, одёжка (просторечное).

Лексическое значение некоторых слов вызывает у обучающихся затруднение, и поэтому следующий этап - помощь Словаря. Творческие группы получают толковые словари под редакцией Д.Н.Ушакова («Большой толковый словарь русского языка»), Т.Ф.Ефремовой («Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный»), Л.И.Скворцова («Большой толковый словарь правильной русской речи») и находят лексическое значение незнакомых слов. Ученики продолжают работу над отбором языкового материала для «Словаря забытых слов в иллюстрациях», который был начат на уроке-мизансцене «Поверья «простонародной старины». Для того чтобы обучающиеся смогли объяснить, с какой целью русские писатели и художники использовали описание народного костюма, следует предложить отрывок из рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг» (обучающиеся знакомы с данным произведением).

Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нём была пёстрая ситцевая … с жёлтой каёмкой; небольшой новый …, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком … висел гребешок. … его с низкими голенищами были точно его сапоги - не отцовские.

Описание задания:

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Вставьте необходимые существительные, подходящие по смыслу.
  3. Найдите устаревшее слово и определите его лексическое значение. Решите, каким словарём вы воспользуетесь: Толковым или Словарём устаревших слов.
  4. Объясните, с какой целью писатель вводит в текст описание костюма.

Создавая условия для восприятия и понимания языкового материала, предлагаем задание с выбором конкретных слов, которые могут быть использованы при описании русского народного костюма.

П..джак

п..рчатки

к..кошник

по..с

с..р..фан

душ..грея

..тлас

..рнам..нт

п..льто

выш..вка

к..м..но

эп..леты

Описание задания:

  1. Выберите из предложенного списка только те существительные, которые помогут описать русский народный костюм.
  2. Запишите на своём цветике-семицветике слова, выделив орфограммы. При затруднении обратитесь к Орфографическому словарю.
  3. Составьте с двумя словами предложения и запишите.

При описании костюма поможет задание «Вслед за пословицей».

Для создания более полной картины предлагаем обратиться к русским пословицам, в которых пропущено ключевое слово.

  1. Даже конюх хорош в нарядном …
  2. … новое, да заплаты старые.
  3. Береги … снову, а честь смолоду.
  4. … чёрненько, да совесть беленька.
  5. Большое … в большое место несём.

Описание задания:

  1. Определите пропущенное слово в пословицах.
  2. Найдите в Этимологическом словаре историю возникновения данного существительного.

Но целевым эмоциональным состоянием участников мастерской является разрыв - внутреннее осознание им неполноты собственного знания. Разрыв урока - это кульминация любой мастерской. Что может поразить современного ученика? Приём «Смотри в корень» ставит вопрос, который носит неожиданный, парадоксальный характер: «Какое отношение имеет слово «рубль» к теме сегодняшнего урока»? После коллективного обсуждения, осознания сложности проблемы нахимовцы выходят на совершенно новую ступень понимания истории Слова: чтобы что-нибудь сшить, будь то рубаха или платье, нужно было «отрубить». Поможет открыть тайну слова «Этимологический словарь современного русского языка» под ред. А.К.Шапошникова.

Выявление глубинного смысла понятия «наряд, платье», создание условий для творческой импровизации - следующий этап мастерской (образная интерпретация содержания). Ученикам предлагается создать наряд для Матрёшки (работа в группе). В творческом задании «Собери Матрёшку» участвуют все обучающиеся, им предлагаются придумать платье (расписать красками) выточенные болванки будущей куклы. По окончании работы обучающиеся должны представить Матрёшку - продукт одновременно групповой деятельности (создание Матрёшки) и индивидуально-личностный результат (создание вкладыша для Матрёшки, создание эскиза орнамента фартука, пояса).

Для подтверждения мысли, что костюм использовался как важная художественная, историческая деталь, как средство выражения авторского отношения, как средство отражения культурной жизни народа, можно создать мини-описание русского народного костюма, используя креолизованный текст-задание. Подобный текст обладает яркостью, лаконичностью, четкой направленностью на адресата, что способствует погружению в эмоционально-позитивный контекст. В качестве креолизованных текстов могут выступить репродукции картин русских художников В.Тропинина, А.Венецианова, В.Васнецова, Г.Мясоедова, Г.Сороки.

При чтении заранее подготовленным учеником стихотворения М.Чехова «В деревне» участники мастерской «В гостях у русского народного костюма» рисуют образы «русской природы», «родного края», «русской крестьянки». К важному выводу обучающиеся приходят самостоятельно: русский народный костюм - отражение первоосновы русской культуры, олицетворение событий далёких лет. Мы не вправе забывать о наших корнях, традициях и обычаях, которые живут не только в русском костюме, но в русском Слове.

На заключительном этапе (рефлексия) участники мастерской становятся в круг, представляя русский хоровод, - символ связи одного поколения с другим.
Освоение родного языка на основе культурологического подхода способствует развитию универсальных учебных действий обучающихся, формированию уважительного отношения к духовным ценностям народа, более глубокому проникновению в тайны своего языка.

Только в совместной работе на основе системно-деятельностного подхода учитель и ученик смогут найти решения непростой задачи - научить и научиться работать со Словом. Успешно выполнить эту задачу возможно при условии овладения современными методами обучения (стратегиями работы с текстом, алгоритмом работы со словарями, системой проектных заданий и исследовательских задач).

Список литературы

  1. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000.
  2. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://government.ru/media/files/GG2TF4pq6RkGAtAIJKHYKTXDmFLMAAOd.pdf
  3. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. - М.: Мир и Образование, 2016.
  4. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция. - М.: ООО «Дом славянской книги», 2014.