«Откуда есть пошла Русская земля…»

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии

Класс: 6

Ключевые слова: урок-игра


«Гордиться славою своих предков
не только можно, но и должно».
А.С.Пушкин

Класс: 6 класс.

Название раздела: «Русь в IХ - первой половине ХII в.».

Роль и место данного раздела в курсе: раздел «Русь в IХ - первой половине ХII в.» изучается в курсе «История России» 6 класс - учебник «История России. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, П.С.Стефанович и др.]; под ред. А.В.Торкунова. - М.: Просвещение, 2021».

Цели и задачи урока:

  • Активизировать познавательный интерес учащихся к изучению истории своей страны.
  • Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Русь в IХ - первой половине ХII в.».
  • Способствовать сохранению исторической памяти.
  • Развивать коммуникативные умения и навыки учащихся (высказывать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваясь к мнению других ее членов).

Тип урока: обобщение, систематизация и контроль знаний.

Планируемые образовательные результаты:

1. Предметные:

  • Научатся:
    • актуализировать и обобщать знания по истории Древней Руси;
    • соотносить события истории Древней Руси по хронологическому признаку;
    • доказывать, что история России является частью мировой истории.
  • Получат возможность научиться:
    • соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников;
    • приобретут опыт анализа конкретных исторических фактов и событий;
    • высказывать собственное мнение, суждения.

2. Метапредметные УУД:

  • Познавательные:
    • самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель;
    • используют общие приёмы решения поставленных задач.
  • Коммуникативные:
    • участвуют в коллективном обсуждении проблем;
    • проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действий.

3. Личностные УУД:

  • Понимают значение исторических знаний для человека и принимают их.
  • Осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
  • Овладевают способами обобщения и систематизации знаний.
  • Оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, причины неудач.

Оборудование урока:

  • мультимедийная презентация «Откуда есть пошла Русская земля…»;
  • выставка книг «Время первых: первые русские князья»;
  • интерактивная карта «Русь в IХ - начале ХII в.»;
  • видеоролик песни «Я русский» (муз. и сл. Я.Дронова (SHAMAN)), (исп. Всероссийская хоровая акция) https://www.youtube.com/watch?v=NxcYLUgyBu8 (дата обращения: 07.01.2023);
  • грамоты и сувениры для награждения команд;
  • многофункциональная интерактивная панель с сенсорным экраном, планшеты.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения (по классификации Ю.К.Бабанского): словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, познавательная игра, самоконтроль.

Основные понятия и термины: государство, князь, дружина, дань, полюдье, уроки, погосты, христианство.

Форма проведения урока: дидактическая интеллектуальная игра.

Подготовка к уроку: За две недели до урока класс делится на две команды, в каждой из них определяется капитан. Команды придумывают свое название, готовят девиз, эмблему и получают домашнее задание.

Домашнее задание: Внимательно прочитайте историческую балладу «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина. Составьте иллюстрированный словарик исторических терминов и понятий упоминающийся в данном произведении.

Этапы урока-игры:

  1. Представление команд.
  2. Конкурс «Разминка».
  3. Конкурс «Словесные пазлы».
  4. Конкурс «Историческая карта».
  5. Конкурс «Черный ящик».
  6. Конкурс «Историческая задача».
  7. Конкурс «Домашнее задание».
  8. Конкурс «Историческая картина».
  9. Конкурс «Исторические ребусы».
  10. Конкурс «Русь изначальная».
  11. Конкурс «Историческая память».

Ход интеллектуальной игры

Организационный момент

Сегодня мы проведем повторительно-обобщающий урок в форме интеллектуальной игры «Откуда есть пошла русская земля…», где будет выявлена лучшая команда и награждены победители.

Объяснение правил игры: в игре принимают участие учащиеся 6 класса, разделенные на две команды. Каждая из команд в ходе игры будет работать над общими для всех заданиями, либо над специальными заданиями, объединенными общей темой и сравнительно одинаковыми по сложности.

Выявляется победитель (команда).

Ученики, активно принимавшие участие в интеллектуальной игре, получают оценки.

Жюри ведет подсчет баллов по пятибалльной системе за каждое задание, подводит итоги в конце игры и называет победителя.

Состав жюри интеллектуальной игры: администрация школы, родители учеников, учащиеся старших классов.

Интеллектуальная игра приобретает характер общественного смотра знаний.

Вступительное слово учителя: Вопрос о причинах образования государства интересовал наших предков еще много лет назад. Монах Печерского монастыря в Киеве Нестор в начале ХII века поставил вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля?». Ответ на этот вопрос мы и попытаемся найти на сегодняшнем уроке.

Этапы дидактической игры

1. Представление команд (название, эмблема, девиз)

За две недели до урока класс делится на две команды, в каждой из них определяется капитан. Команды придумывают свое название, готовят девиз и эмблему, используя инструменты образовательного ресурса LearningApps.org - «Доска объявлений» (текст, рисунки, аудио, видео).

2. Конкурс «Разминка»

На многофункциональную интерактивную панель с сенсорным экраном выводится изображение скульптурной работы М.М.Антокольского «Нестор-летописец».

«В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озарённый тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ».
(Н.Кончаловская)

Задание для команды №1:

  1. Кого запечатлел автор этой скульптуры, и чем он занят?
  2. Как называется труд, который пишет изображаемый скульптором персонаж и какое значение имеет для нас этот труд?

Задание для команды №2:

  1. Где и в каком веке писал свой труд герой этого художественного произведения?
  2. Как изображаемый персонаж объяснял причины образования государства?

Ответ:

Команда №1:

  1. Монах Нестор пишет летопись.
  2. «Повесть временных лет». Это был первый документ, в котором была записана история Древней Руси с самого ее становления, послуживший основным источником знаний для последующих исторических описаний и исследований.

Команда №2:

  1. В Киево-Печерском монастыре в ХII веке.
  2. Предпосылки образования государства восточных славян: развитие хозяйства (ремесла, торговли); появление городов, как торгово-ремесленных центров; образование крупных племенных союзов во главе с князьями; необходимость обороны от врагов.

Конкурс «Словесные пазлы»

Соберите на многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном из рассыпавшихся слов отрывок из летописи «Повесть временных лет» и укажите, когда произошло описываемое событие. Прочитайте и объясните смысл этого высказывания.

Задание для команды №1: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».

Задание для команды №2: «Если повадится волк к овцам, то выносит все стадо, пока не убьет его. Так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит».

Ответ:

Команда №1: IХ век (862 год). Легендарное призвание варягов.

Команда №2: Х век (945 год). Гибель князя Игоря.

Конкурс «Историческая карта»

Задание для команд №1, 2: Пронумеруйте участки пути «из Варяг в Греки» и покажите этот путь на карте.

Ответ команд №1, 2:

  • р. Нева -
  • Ладожское озеро -
  • р. Волхов -
  • озеро Ильмень -
  • р. Ловать -
  • волок до притоков Днепра -
  • р. Днепр -
  • Черное море -
  • Византия.

(Река Нева - Ладожское озеро - р. Волхов - озеро Ильмень - р. Ловать - волоком до притоков Днепра - р. Днепр - Черное море - Византия).

Задание для команды №1:

  1. Покажите на карте и назовите города, где стали княжить Рюрик с братьями.
  2. Какие племена присоединил к древнерусскому государству Олег?

Задание для команды №2:

  1. Назовите и покажите на карте столицу Древлянской земли.
  2. Какие племена присоединил к древнерусскому государству Святослав?

Ответ:

Команда №1:

  • Рюрик - Новгород, Синеус - Белоозеро, Трувор - Изборск.
  • Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей.

Команда №2:

  • Столица древлян - Искоростень.
  • При князе Святославе в состав Древнерусского государства вошли территории, где проживали вятичи, уличи, тиверцы.

Конкурс «Черный ящик»

По важнейшему торговому пути «Из варяг в греки» перевозили разные товары.

Внимание, «черный ящик»! Ответьте на вопрос: «Что в черном ящике?».

Задание для команды №1: Что везли русские купцы «из варяг в греки»?

1. Вопрос такого рода

Задам я пчеловоду,
Из чего его пчела
Слепила ловко закрома.
(Воск).

2. Загадаю Вам загадку,

Вкусный он и очень сладкий.
Быть здоровым помогает,
Его пчёлы собирают.
(Мёд).

Задание для команды №2: Что везли русские купцы из Царьграда на Русь?

1.

Кто-то жгучим обзывает,
Кто-то сладким называет.
Но в любом случае,
В ряду специй лучший он!
(Перец).

2.

Если нити шелкопряда
Применяют для наряда -
Мастер получает толк:
Превращая нити в …
(Шёлк).

Конкурс «Историческая задача»

Решите историческую задачу.

Задание для команды №1: Разность последнего года правления князя Святослава и последнего года правления князя Олега разделите на три. К частному прибавьте дату начала правления Рюрика. С каким событием связан полученный результат?

Ответ: (972 - 912) / 3 + 862 = 60 / 3 + 862 = 20 + 862 = 882,

где

  • 972 - последний год правления князя Святослава;
  • 912 - последний год правления князя Олега;
  • 862 - начало правления Рюрика;
  • 882 - образование Древнерусского государства.

Задание для команды №2: Сосчитайте, что было раньше и на сколько лет: открытие Америки викингами (примерно в 6508 г. от Сотворения мира) или легендарное призвание варягов на Русь (862 г. от Рождества Христова)?

Ответ:

Согласно византийской системе летоисчисления, от сотворения мира до Рождества Христова прошло 5508 лет.

6508 - 5508 = 1000 г. от Рождества Христова - открытие Америки викингами.

1000 - 862 = 138 лет

Легендарное призвание варягов на Русь произошло на 138 лет раньше открытия Америки викингами.

Конкурс «Домашнее задание»

Задание для команд №1, 2: Внимательно прочитайте историческую балладу «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина. Составьте иллюстрированный словарик исторических терминов и понятий упоминающийся в данном произведении.

Ответ:

  • Вещий - способный предвидеть, предсказывать будущее, мудрый.
  • Хазары - тюркоязычный кочевой народ, живший к югу от Руси.
  • Царьградская броня - воинские доспехи из Византии.
  • Кудесник - предсказатель, волшебник, колдун, чародей.
  • Перун - один из славянских богов, повелитель грозы и грома.
  • Волхвы - жрецы, волшебники, предсказатели.
  • Щит на вратах Царьграда - Царьградом на Руси в IХ-Х веках называли Константинополь, столицу Византии, которую осадили войска князя Олега, в результате чего греки заключили мирный договор в пользу русских. В знак победы над Царьградом Олег повесил свой щит на вратах этого города.
  • Дружина - первоначально княжеское войско, формировавшееся на добровольных началах и имевшее права самоуправления.
  • Князь - глава монархического государства у славян и некоторых других народов, позднее - дворянский титул. Первоначально князь являлся племенным вождем, предводителем племени.
  • Тризна - погребальный обряд у восточных славян в честь погибшего воина над его курганом, состоявший из песен, плясок, пиршества и военных состязаний в честь покойного.
  • Пращ - то же, что и праща - это древнее ручное оружие, которым метали камни.
  • Кинжал - холодное оружие с коротким клинком, заточенным с двух сторон.
  • Секира - старинное оружие в виде топора на длинной рукояти и др.

Конкурс «Историческая картина»

Задание для команды №1: Расскажите, какое историческое событие изображено на картине Б.М.Ольшанского «Слава Руси! Твой щит на вратах Царьграда!». В каком веке произошло изображенное событие? С каким русским князем это событие связано? Каков был главный итог похода на Царьград?

Ответ:

В лето 907 г. князь Олег совершил успешный поход на столицу Византии - Константинополь, или, как его называли русы, Царьград.

Город не сумел оказать должного отпора войску Олега. Греки лишь успели замкнуть гавань Золотой Рог цепью и преградить русским ладьям подход к городу. Сначала русская рать опустошила пригороды столицы, забрала огромные богатства, пленных, а затем, согласно летописи, ладьи были поставлены на колеса и направлены к стенам города. Когда ветер стал попутным, надулись паруса и корабли с поля подошли к городу. Увидали греки, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь».

И установил Олег дань воинам на две тысячи кораблей по двенадцать гривен на весло, а потом давать дань на русские города, подвластные ему. Выгодный договор предоставлял русским купцам право беспошлинной торговли в Константинополе, бессрочное содержание в городе и пользование византийскими банями.

Византийцы целовали крест в знак верности заключенному соглашению. Олег, согласно русскому обычаю, дал клятву на верность договору своим оружием, богом Перуном и скотьим богом Волосом. В конце церемонии, в знак победы, Олег повесил свой боевой щит на ворота Константинополя.

Таким образом, Русь продиктовала свои условия могущественной Византийской империи, и последняя вынуждена была принять их.

Задание для команды №2: Расскажите, какое историческое событие изображено на картине И.Е. Эггинк «Великий князь Владимир выбирает веру». В каком веке произошло изображенное событие? С каким русским князем это событие связано? Какое государство сыграло важную роль в принятии Русью православной веры?

Ответ:

В молодости князь Владимир был язычником. В 986 году к Владимиру стали приходить послы из разных стран с предложением своей веры, но князь не сразу переменил свою веру.

Так, пришли магометане из Болгарской земли и сказали ему: «Ты - князь мудрый и смышлёный, а не знаешь истинной веры. Прими нашу веру и поклонись Магомету. Мы веруем в Бога, а Магомет учит нас, что нельзя ни есть свинины, ни пить вина». Владимиру не понравилось запрещение пить вино, и он сказал: «Пить - веселие Руси, не можем без того быть».

За магометанами пришли послы от германского короля Оттона III, но Владимир им сказал: «Идите обратно: отцы наши не приняли вашего учения».

За немцами пришли евреи из земли Хазарской. Владимир выслушал их и затем спросил: «А где ваша земля?». «Бог разгневался на отцов наших, - ответили евреи, - и рассеял нас по разным странам». «Как же Вы других учите, - сказал Владимир, - когда сами отвергнуты Богом».

Прислали своего посла и греки. Греческий проповедник рассказал Владимиру о православной вере. Но князь Владимир сказал: «Немного подожду», и отправил своих послов в Византию в Царьград.

По возвращении в Киев послы передали князю, что видели в Царьграде, заключив свой рассказ такими словами: «Греческое богослужение лучшее. Мы не знали, где мы были - на Небесах или на Земле…». Так совершился выбор веры.

Конкурс «Исторические ребусы»

Задание для команд №1, 2: Отгадайте исторические ребусы:

Натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов.

Отряд воинов, объединявшихся вокруг князя, привилегированный слой общества.

Вождь племени у восточных славян, правитель государства или удельного княжества.

Исторические произведения ХI - ХVII вв., в которых повествование велось по годам.

Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани.

Народное собрание на Руси.

Ответ:

  • Дань.
  • Дружина.
  • Князь.
  • Летопись.
  • Полюдье.
  • Вече.

Конкурс «Русь изначальная»

Задание для команд №1, 2: Заполните таблицу «Первые русские князья», систематизировав и обобщив все сведения полученные на уроках.

Исторический деятель

Годы правления

Внутренняя политика

Внешняя политика

1

2

3

4

Ответ:

Первые русские князья

Исторический деятель

Годы правления

Внутренняя политика

Внешняя политика

1

2

3

4

Олег

882-912

1. Захват Киева в 882 г.
2. Объединение двух центров восточных славян - Новгорода и Киева.
3. Попытка объединить все восточнославянские племена.
4. Возникновение единого Древнерусского государства с центром в Киеве.
5. Расширение границ государства (подчинение северян, древлян, радимичей).

1. Укрепление внешнеполитических позиций государства.
2. Военные походы на Византию в 907-911 гг. Заключение выгодных для Руси мирных договоров с Византией.
3. Получение русскими купцами права на беспошлинную торговлю на византийских рынках, создание торговых колоний русских купцов.
4. Выплата дани Византией.

Игорь

912-945

1. Продолжение политики объединения восточнославянских племен. Покорение тиверцев и уличей.
2. Подавление бунта древлян.
3. Введение ежегодного регулярного сбора дани с подвластных племен - полюдье.

1. Заключение союза с печенегами в 915 г.
2. Походы на Царьград в 941 и 944 г.
3. Заключение военно-торгового договора с Византией в 944 г.
4. Основание русских поселений рядом с византийскими колониями в Крыму и Северном Причерноморье.

Ольга

945-964

1. Жестокая расправа с древлянами - месть за убийство мужа. Окончательное покорение древлян.
2. Установление размера дани и мет ее сбора.
3. Стремление сделать христианство государственной религией.

1. Курс на сближение с Византией.
2. Повышение международного авторитета Руси дипломатическими методами.
3. Война против Хазарии в союзе с печенегами.

Святослав

964-972

1. Покорение вятичей.
2. Завершение процесса объединения восточнославянских племен.

1. Разгром Волжской Булгарии и Хазарского каганата.
2. Покорение Дунайской Болгарии.
3. Переход к Руси земель, расположенных по нижнему течению Дуная.
4. Поражение в русско-византийской войне 970-971 гг.
5. Расширение и укрепление границ Древнерусского государства.

Конкурс «Историческая память»

Рюрик и первые русские князья укоренены в русскую культуру не только страницами школьных учебников, но и строками поэтов и писателей, именами кораблей и др.

«Рюрик, тот, что нами правил
В достославные года,
Впечатление оставил
У потомков навсегда…».

Задание для команд № 1, 2: Назовите известные Вам памятники культуры и произведения искусства, посвященные первым русским князьям.

Ответ:

  1. Памятник «Тысячелетие России» (скульпторы М.Микешин, И.Шредер);
  2. Памятник Рюрику и Олегу в Старой Ладоге (2015 г.);
  3. Бюст Рюрика на Аллее правителей России (З.К.Церетели) (2017 г.);
  4. Памятник варяжским князьям Рюрику, Олегу и Игорю в Норрчёпинге (Швеция);
  5. «Первая встреча князя Игоря с Ольгой» (худ. В.К.Сазонов);
  6. «Полюдье. Князь Игорь собирает дань с подвластных древлян под Искоростенем осенью 945 года» (худ. К.Лебедев, 1903 г.);
  7. «Призвание варягов» (худ. В.М.Васнецов, 1909 г.);
  8. Военные корабли «Рюрик», «Варяг»;
  9. Рюрику посвящена золотая коллекционная монета Банка России номиналом 50 рублей (2011 г.);
  10. «Рюриковичи. История первой династии» реж. М. Беспалый (докум. драма, 2019 г.);
  11. «Легенда о княгине Ольге» реж. Ю.Ильенко (историческая драма, 1983 г.);
  12. «Крещение Руси» реж. М.Беспалый (исторический фильм, 2016 г.);
  13. «Викинг» реж. А.Кравчук (историческая драма, 2016 г.) и др.

Итог урока

Изучению деятельности первых русских князей мы посвятили несколько занятий. На сегодняшнем уроке, который проводился в форме деловой игры, мы систематизировали и обобщили изученный материал. Интеллектуальная игра показала не только Ваши знания, но и умение применять их на практике. Вы продемонстрировали свои компетенции при анализе исторических событий, в работе с историческими документами и картами. Многие задания были проблемными, нетрадиционными, носили творческий характер. Но, проявив смекалку, Вы справились с ними.

«Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
А преданья старины
Забывать мы не должны».
Н.Кончаловская

Звучит песня «Я русский» (муз. и сл. Я. Дронова (SHAMAN)) в исполнении российских хоровых коллективов (https://www.youtube.com/watch?v=NxcYLUgyBu8) и школьников, принимавших участие в уроке-игре.

Рефлексия

(Для проведения рефлексии используется инструмент «Голосование» LearningApps.org).

Пройдите экспресс-опрос участников интеллектуальной игры «Откуда есть пошла Русская земля…».

Ответьте на вопрос: Ваше отношение к интеллектуальной игре «Откуда есть пошла Русская земля…»?

  • Ответ 1: Урок понравился.
  • Ответ 2: Не могу определиться.
  • Ответ 3: Урок не понравился.

Результаты голосования выводятся на многофункциональную интерактивную панель.

Домашнее задание: составьте синквейн по теме «Первые русские князья».

Жюри подводит итоги интеллектуальной игры.

Команда-победитель в интеллектуальной игре награждается почетной грамотой и сувенирами.

Библиографический список

  1. Гурьянова С.Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности школьников // Современные технологии: тенденции и перспективы развития: сборник статей III Международной научно-практической конференции (10 января 2022 г.). - Петрозаводск: МЦПН «Новая наука», 2022. - с. 15-24. DOI: 10.46916/12012022-2-978-5-00174-441-2.
  2. Набатова О.Г. Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала ХVI века: 6-7 кл.: Метод. пособие. - М.: Владос-Пресс, 2001. - 400 с.
  3. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по истории России. 6 класс. - М.: Вако, 2016. - 320 с.
  4. Энциклопедия для детей. Т. 5, ч. 1. История России и её ближайших соседей / Сост. С.Т.Исмаилова. - М.: Аванта+, 1996. - 670 с.
  5. LearningApps.org: [сайт]. URL: https://learningapps.org/ (дата обращения: 07.01.2023).
  6. Квестодел: [сайт]. URL: http://kvestodel.ru/generator-rebusov (дата обращения: 07.01.2023).