Детская журналистика как средство повышения социально-коммуникативного и речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета.

Информационные технологии дают новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях, строить конструктивный диалог.

ФГОС дошкольного образования одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования определяет, что «ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и чувства, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения». Для успешного речевого развития дошкольников необходимо создать условия, в которых они могли бы рассказать о том, что интересного произошло в группе или дома, поделиться своими впечатлениями, высказать свое мнение.

Возникает необходимость создать особую образовательную среду, востребованную дошкольниками для развития речи.

Возникает необходимость создать особую образовательную среду, востребованную дошкольниками для развития речи. Одним из средств создания такой среды является внедрение в практику работы развивающей технологии «Детская журналистика».

С помощью данной технологии главным участником педагогического процесса становится ребенок, получающий информацию непринужденно, в игровой интересной для него форме.

Мы считаем, что реализация проекта «Детская журналистика» с детьми старшего дошкольного возраста позволит повысить уровень речевого развития детей, разовьет умение ставить вопросы, самостоятельно высказываться и рассуждать.

Представляя проект «Детская журналистика» мы хотим показать, как данная технология внедрялась в практику работы нашей группы.

Тип проекта: информационно-познавательный.

Срок реализации: сентябрь 2021-май 2022.

Участники проекта: педагоги, дети, родители старшей группы.

Принципы реализации проекта:

  • систематичности в работе по воспитанию положительного отношения к журналистике, к средствам массовой информации;
  • гуманизма, уважительного отношения к себе и окружающим;
  • терпимого отношения к мнению собеседника;
  • интеграция всех образовательных областей;
  • сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.

Планируемый результат: овладение детьми связной диалогической и монологической речью через изучение основ профессии журналиста, жанров журналистики.

Методы:

  • моделирование ситуаций;
  • наблюдения;
  • развивающие игры;
  • тренинговые упражнения;
  • импровизации;
  • рассматривание рисунков и фотографий;
  • рассказы детей;
  • беседы, обсуждение.

Периодичность проведения занятий: 1 раз в неделю.

Ход реализации проекта

Технология содержит два основных блока: познавательный и деятельностный.

Во время реализации познавательного блока мы обсудили с детьми особенности профессии журналиста и необходимые для работы атрибуты После чего в группе был создан центр «Центр журналистики». В него входят такие атрибуты, как фотоаппарат, блокноты, микрофоны, образцы журналов, схемы.

В период реализации деятельностного блока мы обсуждали создание газет, журналов. Ребята сами придумывали рубрики. При выборе рубрик мы рассматривали детские газеты, журналы, а потом придумывали свои.

Этапы реализации проекта

1 этап «Организационно-подготовительный»

Направления работы:

  1. Познакомить с профессией журналиста, особенностями его творческого труда.
  2. Посмотреть познавательные фильмы о журналистике, виртуальные экскурсии в редакцию, типографию газеты.
  3. Познакомить детей с детскими журналами и газетами.
  4. Познакомить с различными видами и жанрами журналистики, показать их особенности.
  5. Провести игры и упражнения, способствующие коммуникативному развитию детей.

Организационно-подготовительный этап предполагает изучение следующих жанров журналистики:

  • Интервью.
  • Заметка (в презентации представляется структура).
  • Репортаж (в презентации представляются отличительные признаки репортажа).
  • Рецензия (в презентации представлен план написания рецензии).
  • Статья (В презентации представлена структура статьи и примеры детских статей).

2 этап «Деятельностный»

Выполнение творческих заданий:

  • Интервью (друг с другом, со сказочными персонажами, с родителями).
  • Репортажи (в презентации представляются примеры детских репортажей, созданных в рамках реализации проекта).
  • Заметки (в презентации представляются примеры заметок, созданных ребятами, в рамках реализации проекта).
  • Рецензия (в презентации представляется пример рецензии на рассказ «Мишкина каша» Н.Носова, созданный ребятами).
  • Статья (в презентации представляются примеры детских статей)
  • Выпуск газеты (в презентации представляются газеты, разработанные детьми в рамках проекта).

Этапы издания детской газеты (журнала):

  • Предложение детям выпустить собственную газету (журнал).
  • Распределение детей на микрогруппы по интересам.
  • Придумывание названий для колонок будущей газеты.
  • Сбор материала, его анализ.
  • Издание газеты (журнала).
  • Презентация готового продукта.

Итоги проекта

Не смотря на то, что проект еще реализуется, можно сделать вывод о том, что главная цель нашей проектной деятельности - овладение детьми связной диалогической и монологической речью через изучение основ профессии журналиста и ее жанров, оказалась вполне решаема.

В процессе работы над созданием газет у ребят развились коммуникативные способности: новыми полученными знаниями и умениями они делились со своими сверстниками, помогали им.

Проектная работа объединила весь образовательный процесс единой целью. В ходе работы над проектом у детей проявились качества творческой личности благодаря разнообразной деятельности: изучению и поиску нужного материала; отбору необходимого текстового и иллюстративного материала; сочинительству; рисованию и аппликации; организации выставки газет.

На данный момент ребятами выпущены газеты: Новогодний переполох, С Днем защитника Отечества, Мамин день - 8 марта. К выпуску планируется газета, посвященная будущим выпускникам.

Результат:

Проект способствовал формированию компетентностей:

  • социальной компетенции (ребята умеют взаимодействовать с окружающими людьми, знают навыки работы в группе, способны брать на себя ответственность и пр.),
  • коммуникативной компетенции (ребята хотят вступать в контакт с окружающими; умеют организовать общение, стараются слушать собеседника, эмоционально сопереживать, проявляют эмпатию, знают нормы и правила, которым необходимо следовать при общении с окружающими).
  • информационной компетенции (ребята учатся самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее с помощью выпусков газеты (журнала).
  • когнитивной компетенции (ребята овладевают креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности и пр.).
  • эмоциональной компетенции (ребята учатся организации взаимодействия себя с другими людьми и управлению этим взаимодействием).

Формирование вышеназванных ключевых компетенций у воспитанников способствует социально-коммуникативному и речевому развитию, позволяет решать реальные проблемы, с которыми дошкольник сталкивается в разных ситуациях.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализации проекта «Детская журналистика» является продуктивной, позволяет не только влиять на социально-коммуникативное и речевое развитие старших дошкольников, но и качественно изменить сам поход к обучению и воспитанию.

Для выступления на педагогических чтениях разработана презентация, содержащая результаты входящей и промежуточной диагностик, фотоматериалы, образцы дидактических материалов, образцы детского речевого творчества, выпуски газет.