Особенности подхода к обучению на уроках дополнительного образования в коррекционной школе

Разделы: Коррекционная педагогика


В коррекционной педагогике важной проблемой является принцип индивидуального подхода к школьникам в целях его дальнейшего совершенствования.

Особое внимание также уделяется и особенностям обучения на уроках дополнительного образования.

Одним из трудных вопросов перед учителем встает вопрос, как дифференцировать детей, по каким критериям выделять особенности детей в коррекционной школе на уроках по дополнительному образованию. В обычной жизни обучающиеся коррекционной школы разделены на классы, где они обучаются по программам I и II вариантов. На программы дополнительного образования они, как правило, записаны в одну общую группу, что является проблемой при проведении уроков и дальнейшей реализации принципа индивидуального подхода.

Отмечено, что учащиеся неоднородны по возможностям овладения умственными приемами деятельности на уроках. Так В.Т.Хохрина [1] исследуя вопрос об эффективности целенаправленной систематической работы над развитием у школьников общетрудовых умений в условиях фронтально-классной системы обучения, пришла к выводу о необходимости организации дифференцированного обучения детей в условиях класса. Наблюдения за деятельностью учащихся позволили ориентировочно разделить их на три группы по характеру проявления самостоятельности, активности, уверенности в оценке своих возможностей при выполнении трудовых заданий и главным образом по уровню развития общетрудовых умений.

Первую группу составили учащиеся, отличившиеся наибольшей самостоятельностью в выполнении заданий; ученики второй группы испытывали затруднения при ориентировке в задании и планировании, проявляли неуверенность в работе; в третью группу вошли учащиеся для которых были характеры непонимание задания и объяснений учителя, явная неспособность самостоятельно выполнять задания учителя.

Современные педагоги делят учащихся на три группы[2] по способам восприятия информации:

  • Аудиалы. Задания для которых нужно зачитывать в слух учителем для лучшего восприятия прочитанного. Аудиалы лучше воспринимают на слух при многократном повторении текста задания.
  • Визуалы. Задания предлагаются в виде записей. Это могут быть яркие, красочные карточки.
  • Кинестетики. Задания, направленные на манипуляцию с предметами.

Приведенные характеристики групп отражают самые существенные свойства и не охватывают индивидуальных различий учащихся. Однако это не является препятствием для практического осуществления индивидуального подхода. Своевременные выявления и учет даже основных различий учащихся значительно повышает уровень усвоения учебного материала на уроках дополнительного образования. По мере углубления своих знаний об особенностях школьников, учитель дополняет планируемые им меры индивидуализации обучения и получает возможность проводить его все более целенаправленно.

Список литературы

  1. Хохрина В.Т. Коррекционно-развивающая роль занятий с конструктором во вспомогательной школе. М., 1972.
  2. Сметанина Н.А. Дифференцированное обучение в школе VIII вида как средство снятия стрессообразующих факторов// Психологические науки: теория и практика: материалы II Междунар. науч. конфер. (г.Москва, март 2014 г.). - Т.О. - Москва: Буки-Веди, 2014. - С.73-75.-URL: