Технология научно-исследовательской деятельности учащихся – подготовка итоговых проектов и их защита

Разделы: Химия, Дополнительное образование


«Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность.»
Б.Шоу

Одной из форм организации деятельности учащихся является проектная и исследовательская работа, в процессе которой идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности. Технология проектной и исследовательской деятельности учащихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Из документов ФГОС СОО, п. 18.2.1 «Программа развития универсальных учебных действий на ступени среднего (полного) общего образования … должна быть направлена на формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования ,а также на формирование основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

Научно-исследовательская деятельность учащихся - одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Целью исследовательской деятельности является создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, развития их творческих способностей и логического мышления. Задачами исследовательской деятельности являются развитие у учащихся: познавательных интересов; умения проводить рефлексию; умения выделять главное; умения ориентироваться в современном информационном пространстве; умения самообразования; умения публично выступать; умения критически мыслить.

Для освоения навыков учебно-исследовательской работы на уроках химии основная нагрузка ложится на лабораторный практикум, который является сочетанием экспериментальной задачи, расчетной части и теоретической работы в виде формирования элементов научной гипотезы и выводов, и отражает основные этапы учебно-исследовательской деятельности.

При организации проектно-исследовательской деятельности выделяют следующие этапы (по И.Д.Чечель):

  1. Постановка цели: выявление проблемы, формулировка задач;
  2. Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов;
  3. Самообразование и актуализация знаний при консультативной помощи учителя;
  4. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей в группах;
  5. Исследование, решение конкретных задач;
  6. Обобщение результатов, выводы;
  7. Реализация исследования по определённой форме: проект, доклад и т.д.;
  8. Анализ успехов и ошибок(рефлексия).

Функции учителя при работе учащихся:

  1. Помогает ученикам в поиске нужной информации;
  2. Сам является источником информации;
  3. Координирует и корректирует весь процесс;
  4. Поощряет учеников разными способами.

При этом важным для формирования компонентов экологической культуры личности и компетенций учащихся является то, чтобы в проектно-исследовательской деятельности работа на первых порах проводилась в тесном взаимодействии учителя и ученика. По Л.С.Выготскому о зоне ближайшего развития: только то, что сегодня ребёнок делает вместе с взрослым, завтра он сможет делать самостоятельно.

В связи с этим первоначально любой проект задумывается, как коллективный учебный. В этом случае совместная с учителем деятельность в ходе работы над проблемой, над исследованием дает ученику возможность освоить новые знания, умения, навыки, способы деятельности, сформировать компетенции и усовершенствовать уже имеющиеся. И мы это практикуем на уроках Индивидуального итогового проекта (ИИП) и во внеурочное время.

Исследовательская и проектная деятельность целесообразна в учебно-воспитательном процессе только тогда, когда учащиеся достаточно свободно могут ориентироваться в определенной системе знаний, что повышает долю их самостоятельности. Исследовательский подход учащихся не следует отождествлять с научным исследованием ученых. Учащиеся в основном не выявляют новых научных мыслей, но познают, усваивают, "переоткрывают" их для себя. Занятия по проектно-исследовательской работе учащихся проводятся по следующему плану:

I. Введение (виды исследовательских работ, научно-практические конференции, конкурсы школьников).

II. Методология научного творчества (основные понятия научно-исследовательской и проектной работы, общая схема хода научного исследования, поиск информации).

III. Этапы работы в рамках научного исследования (выбор темы, составление плана научно-исследовательской работы, работа с литературой, понятийным аппаратом).

IV. Оформление исследовательской работы (структура содержания исследовательской работы, общие правила оформления текста научно-исследовательской работы).

V. Представление результатов научно-исследовательской работы (психологический аспект готовности к выступлению, требования к докладу, культура выступления и ведения дискуссии).

Выявление одарённости в области естественных наук, у нас в школе начинается ещё с начальной школы, когда во время предметной недели по химии учащиеся старших классов проводят для 3-4 классов интересные мероприятия, например, делают для них химическую сказку вместе с демонстрацией опытов по химии. Ребята, заинтересованные в изучении в дальнейшем этой науки с большим желанием отвечают на все поставленные вопросы викторины . В дальнейшем, вместе в классными руководителями, они выполняют мини-проекты по предмету «Окружающий мир» на темы «Химические вещества в моём доме», «Пища, которую мы едим», «Уход за комнатными цветами с помощью химических удобрений» и т.д. И уже в 7 классе, в пропедевтическом курсе мы более тщательно, с помощью, анкетирования выявляем одарённых, мотивированных учащихся, которые в дальнейшем будут более углубленно изучать естественные науки. Когда начинается курс химии с 8 класса,мы более тщательно отбираем детей, которые в дальнейшем будут заниматься наукой и выполнять проекты по предмету Химия. Работа открывается в начале учебного года со знакомства с химией и основными принципами исследовательской работы. На первых занятиях рассматриваются основные виды исследовательских работ, дается обзор научно-практических конференций и конкурсов школьников, даются основные понятия научно-исследовательской работы, схемы научного исследования, методов научного познания и поиска информации.

Одним из самых ответственных и важных моментов проектно-исследовательской работы является выбор темы исследования каждым учащимся. При определении тематики ученических исследований необходимо учитывать следующие критерии:

  1. актуальность темы, недостаточность ее изученности и важность в практическом отношении;
  2. соответствие интересам учащегося-исследователя;
  3. реальная выполнимость;
  4. возможность более глубокого осмысления общих закономерностей процессов, изучаемых избранной наукой;
  5. обеспеченность необходимым количеством различных источников;

Исследовательская работа на уроках химии позволяет:

  1. Актуализировать полученные на уроке знания;
  2. Активизировать познавательную деятельность;
  3. Перевести ученика в активный субъект учения - обучения;
  4. Формировать целостную картину мира, применения химических
  5. знаний в социуме;
  6. Осуществлять самостоятельный поиск и структурирование
  7. полученной информации;
  8. Формировать информационную компетентность;

Обучая учащихся синтезу, анализу, аналогии, знакомя их с основными методологическими принципами такого рода деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, анализ литературных и экспериментальных данных, теоретическое обоснование, выводы по достигнутым результатам), преподаватель подготавливает ученика к созданию самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации их творческого потенциала, самораскрытия и самореализации личности. Из опыта работы над индивидуальными проектами в школе мы имеем неплохие результаты на муниципальном и региональном и даже Всероссийском уровне.

Таким образом, правильно организованная работа по научно-исследовательской деятельности учащихся ориентирует на овладение определенными видами деятельности, повышает интерес к исследованию, развивает исследовательские умения и навыки. В результате правильная организация научно-исследовательской работа позволяет овладевать элементарными навыками самостоятельной исследовательской работы и оказывает методическую поддержку учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений на различных научно-практических конференциях и конкурсах школьников.

Список литературы

  1. Байбородова Л.В., Харисова И.Г., Чернявская А.П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. - 2014. - № 2. - С. 94-117.
  2. Глухарева О.Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014. - № 1. - С. 17-24.
  3. Дюжева О.А. Педагогические условия формирования учебной мотивации школьников [Текст]: автореф. ...канд. пед. наук (13.00.01) / О.А.Дюжева. -- Кострома, 2010. - 22 с.
  4. Зиняков В.Н. Опыт организации проектной деятельности в профильном обучении // Школа и производство. - 2013. - № 4. - С. 18-23.
  5. Каримуллина, О.В. Развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся // Управление качеством образования. - 2013. - № 6. - С. 59-65.
  6. Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к.пс.н. А.С.Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  7. Савельев, А.А. Педагогические условия формирования мотивации учения школьников на уроках [Текст]: автореф. канд. пед. наук (13.00.01) / А.А.Савельев. - Ярославль, 1999. - 19 с.