Повторительно-обобщающий урок по теме "Тепловые явления"

Разделы: Физика


Цель урока:

  • Повторение и систематизация основных понятий темы.
  • Закрепление навыков в решении задач и коррекция знаний.
  • Формирование навыков коллективной работы.

Ход урока

1. Организационный момент

Мы закончили изучение основных физических величин, характеризующих тепловые явления. Однако, перед рассмотрением следующей темы «Тепловые двигатели», мы систематизируем те знания, которые были получены по данной теме.

Запишите тему сегодняшнего урока (см. на доске).

При систематизации материала, как правило, составляют таблицы. Сегодня эта таблица имеет необычный вид. Это дерево наших знаний - «Ель», которое будет иметь 8 ветвей.

Давайте украсим нашу Ель, используя те физические величины и понятия, которые мы уже изучили.

2. Фронтальная беседа и работа в тетради

3. Применим наши знания к решению разного рода задач

Перед вами лежит задание. Вам необходимо подготовить решение задачи в течении 7 минут. А затем, мы обсудим каждое задание.

Самостоятельная работа учащихся

Задание № 1. Найти неизвестную величину.

Задание № 2. Качественные задачи.

  1. Если деревянный цилиндр, в который вставлены металлические кнопки, обернуть листом бумаги и подержать над пламенем спиртовки, то бумага обугливается сначала в местах, не соприкасающихся с металлом. Почему?
  2. В алюминиевом чайнике нагревали воду и, пренебрегая потерями количества теплоты в окружающее пространство, построили графики зависимости количества теплоты, полученной чайником и водой, от времени нагревания.

Какой график построен для воды, а какой для чайника?

3. Найди ошибку в повествовании.

Утром, в яркий, солнечный летний день, ученики седьмого класса отправились в поход на природу. Чтобы им не было жарко, они все оделись в темные костюмы. К обеду дорога привела их к реке. Петя закричал: «Ребята, а вода то какая теплая, теплее чем песок!»

Пробуя воду, Петя уронил свою куртку в воду. А Вася ему сказал: «Ничего, ветра почти нет, поэтому куртка высохнет быстро.».

Для приготовления обеда, ребята развели костер. В чайнике закипела вода. Маша сказала: «Пусть вода еще покипит, чтобы температура воды в нем повысилась до 150 °С».

Незаметно прошел день. Довольные ребята вернулись домой.

Задание № 3. На рисунке изображен график изменения температуры вещества в зависимости от времени:

  1. Какой процесс показан на рисунке: плавление или отвердевание и какого вещества?
  2. Какие процессы происходят с веществом на каждом участке?
  3. Какое количество теплоты необходимо, чтобы расплавить олово массой 2 кг.

Задание № 4. В сосуд, содержащий 2,8 кг воды при 20° С бросают стальную гирю, которая передает воде 4,6 • 106Дж энергии. Вода нагревается до 100° С и часть ее испаряется. Найдите массу воды, обратившейся в пар. Теплоемкостью сосуда пренебречь.

Задание № 5. Автомобиль прошел 300 км со средней скоростью 72 км/ч. При этом было израсходовано 70 л бензина. КПД двигателя автомобиля - 25%. Какую мощность развивал двигатель автомобиля во время пробега?

Для справки: плотность бензина - 710 кг/м3; удельная теплота сгорания бензина - 4,7*107 Дж/кг.