Проект: «Летний трудовой отряд для детей, оказавшихся в социально опасном положении "Бригада"»

Разделы: Технология, Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика, Профессия — педагог

Ключевые слова: летний лагерь


1. Пояснительная записка

Социальный проект: «Летний трудовой отряд для детей, оказавшихся в социально опасном положении «Бригада»».

Краткое тематическое содержание. Данный социальный проект представляет собой разработку программы по социализации детей школьного возраста, оказавшихся в социально опасном положении и требующих повышенного внимания со стороны педагогического коллектива и социального педагога в общеобразовательной школе.

Актуальность проекта. В современной российской школе отдельное место отведено воспитательному процессу. И не последнюю роль в этом процессе, наряду с классными руководителями, занимает школьный социальный педагог. В его работу входит как профилактика, так и предотвращение правонарушений среди учеников. Отдельное направление в работе социального педагога составляет работа с детьми, которые оказались в социально опасном положении. Такие ученики проживают в семьях, где родители, по той или иной причине, перестали в должной мере заботиться о своих детях. Причин тому может быть множество: алкоголизм одного или обоих родителей, развод, низкий уровень жизни, болезнь родителей, асоциальное поведение и т.п. Поэтому, педагогический коллектив школы, должен частично взять на себя заботу о таких детях, предоставив им возможность дополнительного развития и социализации. Особое внимание следует уделить таким ученикам в каникулярное время, когда, можно сказать, они предоставлены сами себе. Поэтому, летний трудовой отряд будет отличным вариантом для развития и социализации детей, оказавшихся в социально опасном положении.

Цель проекта. Предоставить социально-педагогическую поддержку обучающимся, которые находятся в социально опасном положении.

Задачи проекта:

  • Разработать программу для проекта «Летний трудовой отряд для детей, оказавшихся в социально опасном положении «Бригада»».
  • В рамках проекта провести комплекс мероприятий, направленных на формирование жизнестойкости и социализацию школьников, оказавшихся в социально опасном положении.

Область применения проекта. Проект применим для групп учеников, оказавшихся в социально опасном положении и тяжелой жизненной ситуации.

Возрастные группы обучающихся:

  • 7-11 лет.
  • 12-14 лет.
  • 15-17 лет.

Ожидаемые результаты.

  • Сформировать жизнестойкость обучающихся, оказавшихся в социально опасном положении.
  • Сформировать положительную самооценку обучающихся, оказавшихся в социально опасном положении
  • Сформировать положительное отношение к школе среди обучающихся, оказавшихся в социально опасном положении.

Содержательная часть

1. Летний трудовой отряд для детей, оказавшихся в социально опасном положении «Бригада» - это возможность для учеников дополнительно получить педагогическую, социальную и психологическую поддержку от педагогического коллектива школы.

2. Состав педагогического коллектива, оказывающий поддержку трудовому отряду:

  • Социальный педагог;
  • Педагог-психолог;
  • Советник директора по ВР;
  • Заместитель директора по ВР;
  • Библиотекарь;
  • Классный руководитель;
  • Наставник ученика (если такой есть).

3. Продолжительность смены - 3 недели (15 рабочих дней).

4. Количество бригад - 3:

  • 7-10 лет;
  • 11-13 лет;
  • 14-17 лет.

5. Размер бригады - до 7 человек.

6. Время: с 8.00 до 12.00.

7. Формы работы:

  • Коллективный труд;
  • Беседы;
  • Викторины;
  • Час чтения;
  • Походы;
  • Экскурсии;
  • Дискуссия;
  • Коллективно-творческие дела;
  • Лекция;
  • Психолого-педагогическое тестирование;
  • Образовательное путешествие и т.п.

8. Принципы, используемые при создании трудового отряда для детей, оказавшихся в социально опасном положении:

  • Принцип уважения и доверия: при котором каждый ребенок в своем трудовом отряде чувствует уважение и поддержку от руководителя отряда и от всех остальных членов отряда этого отряда; Девиз данного принципа: «Ты вместе с нами».
  • Принцип гуманности: при котором все действия педагогического коллектива направлены на гуманное отношение к ребенку. Девиз данного принципа: «Не навреди!».
  • Принцип индивидуализации: при котором, каждый член отряда, несмотря на общность дела и целей, является индивидуальной личностью, у которой есть возможность личностного роста в данном коллективе. Девиз данного принципа: «Каждый из нас - личность!».
  • Принцип комплексной психоло-педагогической помощи: при котором, главная цель задействованного педагогического состава - восполнить дефицит внимания и воспитания у ребенка, оказавшегося в социально опасном положении.

9. Направления деятельности:

1) Трудовое.

Цель - воспитание трудолюбия и формирование практических трудовых навыков.

Задачи:

  • обучение трудовым приемам,
  • предупреждение травматизма,
  • воспитание коллективизма и ответственности.

Фронт работ:

Благоустройство пришкольного участка, стадиона:

  • уход за зелеными насаждениями,
  • обрезка кустарников,
  • формирование крон молодых деревьев,
  • обрезка сушняка и пр.,
  • разбивка и оформление цветочных клумб,
  • высадка цветов, саженцев,
  • вскапывание земельных участков,
  • побелка деревьев, бордюров,
  • наведение порядка в классных кабинетах, мелкий ремонт оборудования (парты, стулья, шкафы),
  • уборка стадиона (от сорняков, мусора),
  • очистка беговых дорожек от травы,
  • ежедневный полив зеленых насаждений, цветочных клумб,
  • оказание помощи в благоустройстве придворовой территории ветеранам Великой Отечественной войны,
  • оказание помощи в благоустройстве придворовой территории учителям - ветеранам МБОУ СОШ №10,
  • наведение порядка на территории мемориала 45-летие Победы,
  • уход за комнатными растениями в помещении гимназии, полив и т.д.

2) Культуно-досуговое.

Цель - организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие творческих и коммуникативных способностей.

Задачи:

  • организация разнообразных форм детского досуга;
  • поощрение инициативы и творческой активности воспитанников.

Формы, средства и методы организации: интерактивные и интеллектуальные игры, конкурсы, викторины, праздники, библиотечные часы, пресс-турниры, литературная гостиная, виртуальные экскурсии, просмотр фильмов, тренинги, акции.

3) Профилактическое.

Цель - профилактика безнадзорности, правонарушений подростков.

Задачи:

  • предупреждение нарушений Закона КК № 1539 КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае»;
  • психолого-педагогическое сопровождение детей, требующих повышенного педагогического внимания.

Формы, средства и методы организации: общественные поручения, акции, тренинги, деловые, ролевые игры, беседы, показ презентаций и видеороликов, конкурсы рисунков, социологические опросы.

План работы:

Мероприятие

День

Исполнитель

Знакомство, проведение инструктажа по ТБ, вводное занятие. Постановка целей и задач для сформированного трудового отряда. Экскурсия по школе, с целью определения фронта работ. Входное психолого-педагогическое тестирование детей. Час чтения в библиотеке.

1

Социальный педагог;
Педагог-психолог;
Библиотекарь

Выполнение трудовой задачи, экскурсия в школьный музей, час чтения в библиотеке.

2

Социальный педагог;
Библиотекарь

Выполнение трудовой задачи, экскурсия на предприятие, просмотр художественного фильма «Вам и не снилось».

3

Социальный педагог

Выполнение трудовой задачи, викторина «Я всегда прав», час чтения в библиотеке.

4

Социальный педагог;
Библиотекарь

Выполнение трудовой задачи, дебаты «Я знаю свои права», посещение ветерана ВОВ, помощь ветерану.

5

Выполнение трудовой задачи, беседа с заместителем директора по ВР «Электронные сигареты - проблема современного школьника».

6

Социальный педагог;
Заместитель директора по ВР

Выполнение трудовой задачи, экскурсия на предприятие, час чтения в библиотеке.

7

Социальный педагог;
Советник директора по ВР;
Библиотекарь

Выполнение трудовой задачи, просмотр видеороликов, направленных на профилактику табакокукрения и наркомании.

8

Социальный педагог

Выполнение трудовой задачи, индивидуальные беседы с педагогом-психологом «Расскажи мне свою тайну».

9

Социальный педагог;
Педагог-психолог;

Выполнение трудовой задачи, забег «Мы любим спорт!».

10

Социальный педагог;

Выполнение трудовой задачи, ролевая игра «Счастливая семья», час чтения в библиотеке.

11

Социальный педагог;
Педагог- психолог;
Библиотекарь

Выполнение трудовой задачи, творческий день «Цветотерапия и другие способы познать себя».

12

Социальный педагог;
Педагог-психолог;

Выполнение трудовой задачи, проведения тренинга «Способы борьбы с внутренним гневом», час чтения в библиотеке.

13

Социальный педагог;
Педагог-психолог;
Библиотекарь

Выполнение трудовой задачи, виртуальная экскурсия по Эрмитажу. Беседа «Творчество в жизни человека».

14

Социальный педагог;

Заключительный день. Однодневный мини-поход «Места боевой славы в станице Медведовской». Повторное психолого-педагогическое тестирование детей.

15

Социальный педагог

Нормативно-правовое обеспечение:

  1. Конституция РФ;
  2. Конвенция ООН о правах ребенка;
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации»;
  4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
  5. Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 г. N 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае»;
  6. Закон Краснодарского края № 1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае»;
  7. Трудовой кодекс РФ;
  8. Устав МБОУ СОШ №10 им. А.С.Пушкина.

Дополнительные материалы и приложения

Перечень используемой литературы

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать / Ю.П.Азаров // М., 1979. - 268 с.
  2. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе / Н.П.Аникеева // М.,1983. - 332 с.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович // М., 1968. - 464 с.
  4. Искусство вести за собой… Тренинги и занятия по формированию у юношества социальной активности и лидерских качеств. /Под ред. С.В.Тетерского. - М.: АРКТИ, 2017. - 96 с.
  5. Караковский В.А Воспитание? Воспитание... Воспитание! / В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова // М.: Новая школа, 1996. - 160 с.
  6. Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива: (Проблемы общей методики воспитат. процесса) / Виктор Михайлович Коротов // М.: Педагогика, 1974. - 280 с.
  7. Кувватов С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе. Ростов н/ Дону: Феникс, 2015. - 311 с.
  8. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В.Петровский. М.: Политиздат, 1982. - 256 с.
  9. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов // Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
  10. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива / В.А.Сухомлинский. - М., 1984. - 190 с.
  11. Щуркова Н.Е. Классное руководство: Игровые методики. Москва. 2018. - 117 с.