Развитие сенсорной интеграции детей раннего возраста в условиях дома ребенка

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


1. Актуальность применения сенсорной интеграции в условиях дома ребенка

Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В этом возрасте закладывается и формируется развитие сенсорных представлений у детей средствами игр и игровых упражнений. Воспитанники дома ребенка, имеют бедный сенсорный и двигательный опыт, в силу ограниченного пространства и закрытого режима работы учреждения. В категорию наших детей входят, дети социального риска, с педагогической запущенностью, с особенностями развития, с ограниченными возможностями здоровья, дети инвалиды (ДЦП, РАС, синдром Дауна и с органическими поражениями ЦНС). И поэтому возникла необходимость внедрения новых модулей воздействия на сенсорно-перцептивную систему детей, используя опыт сенсорной интеграции.

2. Сенсорная интеграция - что это?

Многие, услышав про СИ, задаются вопросом: «Сенсорная интеграция - что это такое?». Отвечаем и рассказываем. Сенсорная интеграция (от лат. «sensus» - ощущение, «integratio» - восстановление) - это определенный процесс, во время которого нервная система получает информацию от рецепторов органов чувств и, анализируя их, использует для выполнения целенаправленной деятельности. Это своего рода способность нервной системы продуктивно свести воедино информацию, поступающую из разных каналов.

Сенсорное воспитание - это целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Что подразумевают под собой сенсорные эталоны? Это система мер веса; система величины; система цвета; система геометрических фигур; система мер длины; система направлений; система звуков; система запахов; система фактуры. Осваивание данных знаний требует длительного времени и совершенствование во всех сферах. Главное, на что ориентировано данное развитие - улучшение деятельности мозга и речевых навыков. Сенсорная интеграция нужна всем детям, и особенно детям с ОВЗ и детям-инвалидам. Впервые возможности сенсорной интеграции описала американский эрготерапевт, психолог и педагог Энн Джин Айрес. Разработанные методики на основе сенсорно-интегративного подхода она представила в 1963 году в Университете Южной Калифорнии в рамках своей диссертации по педагогической психологии. С 1976 года Айрес занималась исключительно практикой по своим наработкам в области сенсомоторного развития, с помощью которых оказывала помощь детям с различными сенсорными нарушениями. Сегодня этот метод применяется во всех странах мира и помогает детям побороть моторную неловкость и восстановить баланс «рецептор-рефлекс». Программа по восстановлению или развитию сенсомоторных функций подбирается индивидуально; для каждого ребенка это разные игры и занятия, направленные непосредственно на ту область, которая ему дается сложнее. Важно, что использование сенсорной интеграции не принуждает ребенка к труднореализуемым действиям, напротив, использование игровой механики увлекает и заинтересовывает, просто влияет на, те же области головного мозга, которые отвечают и за трудные для конкретного ребенка действия. От того, насколько развита данная способность, во многом зависит успешность деятельности человека в целом. Потому ее важно развивать при помощи специальных занятий по сенсорной интеграции.

3. Нарушения сенсорной интеграции у детей раннего возраста дома ребенка: примеры таких нарушений

Нарушения сенсорной интеграции называются дисфункцией и представляют собой различные проблемы слухового, зрительного, тактильного, вкусового, двигательного, обонятельного и координационного характера, у наших детей. Симптомы дисфункции сенсорной интеграции чаще всего проявляются в эмоциональной лабильности, поведенческих факторах, двигательной функции, задержке развития речи, социальной адаптации, концентрации внимания и формированию самоконтроля. Нарушения сенсорной интеграции возникают в результате следующих причин: Генетическая предрасположенность, патологии внутриутробного развития/внутриутробные инфекции, родовые травмы, патологии в новорожденном/грудничковом периодах, средовые факторы (экология), нарушения нервно-психического развития, черепно-мозговые трав, детский церебральный паралич (ДЦП), расстройства аутистического спектра (РАС.)

А также в результате синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Важно, что дисфункция сенсорной интеграции практически всегда выявляется при аутизме, РАС, ДЦП и при повреждениях головного мозга (например, черепно-мозговые травмы); часто при СДВГ.

При СДВГ, РАС, ДЦП и аутизме комплексные занятия с сенсорной интеграцией необходимы в 100% случаев, т.к. являются одним из эффективных методом для развития высших психических функций детей с нарушениями мозговой деятельности и повреждениями коры головного мозга. Для каждого ребенка программа по сенсорной интеграции разрабатывается индивидуально, учитывая способности и особенности конкретного малыша.

4. Диагностика сенсорного дефицита детей дома ребенка

Дисфункция сенсорной интеграции, как правило, встречается комплексная, т.е. когда нарушения проявляются в работе нескольких органов чувств. Однако бывает и узконаправленная дисфункция. Поэтому при диагностике детей, мы всегда обращаем внимание, как проявляются нарушения сенсорной интеграции в игровой, двигательной и самостоятельной деятельности ребенка.

Разработанные нами «Чек-листы» позволяют проводить диагностику детей на предмет сенсорной дисфункции, по следующим системам восприятия.

  • Со стороны слуховой функции: боязнь громких звуков и шума, непереносимость некоторых видов музыки или музыки в целом, негативные реакции на пение/голос, невосприимчивость обращений, растерянность в людных и общественных местах.
  • Со стороны зрительной системы: светобоязнь (предпочтение к полумраку и темноте), напряжение при рассматривании предметов, неуклюжесть при спусках и подъемах (например, на ступеньках), не смотрит в глаза собеседнику.
  • Со стороны осязательной функции: воздержание от игр с пластилином, тестом, красками, мелкими предметами, снижение болевой и температурной чувствительности, не терпят прикосновений к себе. Проявляется негативная реакция на некоторые виды ткани/одежды, не любят ходить босиком.
  • Со стороны вестибулярного аппарата: неуклюжесть и неловкость движений, неустойчивость, негативные проявления к активным играм, детским площадкам и спорту, мышечный тонус, проблемы с концентрацией внимания и координацией, излишняя тревожность.
  • Со стороны вкусовой и обонятельной систем: чувствительность к пище (отказ от некоторых видов продуктов), снижение вкусовых рецепторов, негативная реакция на запахи, плохая чувствительность к запахам.

Занятия по сенсорной интеграции в доме ребенка проводятся психологом и воспитателем по физической культуре. Под данный вид занятий отводится отдельный зал. Он оборудуют различными предметами игрового формата, взаимодействие с которыми положительно сказывается на развитии функций головного мозга, и включает в себя следующее оборудование:

  • Маты, балансиры, бревно, платформа, бочка, куб, шар и т.д.
  • Шведская стенка, комплексы со спортивно-игровым уклоном.
  • «Сухой» бассейн и батуты.
  • Сенсорные дорожки для ходьбы.
  • Утяжеленные одеяла, жилеты и подушки.
  • Яйцо совы
  • Бочка совы
  • Доска Бельгоу.

5. Опыт использования сенсорной интеграции, в условиях дома ребенка

В зависимости от результатов диагностики мы подбираем для ребенка индивидуальный комплекс занятий по сенсорной интеграции. Благодаря приобретенному сенсорному оборудованию «Бочка совы», «Яйцо совы», доска Бильгоу, утяжелители (жилет, шарф, утяжелители для ног) идет реализация даже того, о чем сложно мечтать в работе с детьми с ОВЗ и РАС - достижение телесного контакта, ребенок ощущает себя в безопасной зоне. Сенсомоторные игры позволяет малышу переносить прикосновения, поглаживания и похлопывания. Терапевтический подход помогает преодолевать проблемы: двигательной активности, координации движений, нарушения навыков общения, ДЦП легкой формы, гиперактивность, аутистическое расстройство, тревожность и агрессию. Применение сенсомоторных игр на занятиях физической культуры совместно с психологом имеет терапевтический метод сенсорной интеграции, то есть формирование сенсорного опыта, ориентировки в пространстве, развитие координации движений.

В доме ребенка, нами используются три вида тренажеров. Разнообразие оборудования помогает установить больше связей между различными сенсорными системами, эффективнее обрабатываться поступающая в мозг информация, быстрее и точнее формируются реакции на внешние раздражители.

Итогом таких занятий становятся правильное сенсомоторное развитие и мгновенные рефлексы на внешние раздражители.

Для каждого вида тренажеров мы разработали и представим упражнения для развития двигательного и сенсорного опыта детей в условиях дома ребенка.

«Доска Бельгоу»

Многие слышали про пользу развития нейромоторных функций, про мозжечковую стимуляцию, а вот на каких принципах это развитие основано, зачем нужны тренажеры и на что стоит обратить внимание, чтобы помимо развлечения был, действительно, положительный эффект многие не знают. Первым, кто отметил важность роли мозжечковой стимуляции в развитии способности детей к обучению, был Доктор Фрэнк Белгау (Бильгоу). Его основой является балансир (балансировочная доска) Белгау, а также набор упражнений, которые наиболее эффективны для последовательного улучшения умственного развития, физической координации и когнитивных способностей.

Базовый принцип, который сформулировал Фрэнк Белгау гласит: Любое повседневное действие человека, не важно, простое оно или сложное, влияет на функционирование его мозга в будущем. Неаккуратная, неорганизованная деятельность человека формирует неаккуратную, неорганизованную структуру мозга, регулярная и организованная деятельность поддерживает функционирование человеческого мозга на определенном уровне. И только деятельность с целью совершенствования и проверки своих возможностей совершенствует мозговые структуры и развивает их. Это один из фундаментальных принципов, который лег в основу создания балансировочной доски, а в дальнейшем, и всего комплекса тренажеров.

Поэтому очень важно придерживаться определенной строгости в технике при выполнении упражнений:

  • все упражнения выполняются одинаково и симметрично с левой и правой стороны;
  • при удержании равновесия на балансировочной доске ноги ребенка располагаются равноудаленно от центра доски;
  • при удержании элементов оборудования руками, руки располагаются равноудаленно от центра элемента оборудования.

Так же стоит отметить, что при увеличении сложности на балансировочной доске, только при правильном положении тела мозг ребенка вынужден быстрее и чаще искать решения для удержания равновесия. Это приводит к увеличению скорости обработки информации, что отражается как в повседневной жизни ребенка, так и в его учебной и двигательной деятельности.

Еще одним важным принципом является принцип сенсорной интеграции всех систем мозга: Вовлечение различных сенсорных систем в формирование ответной реакции человека на раздражитель способствует их развитию, усложнению и интеграции друг с другом.

Упражнение №1. «Передай мешочек»

Цель. Выполнять координированные движения под контролем зрения, согласовывая движения рук и зрительно системы.

Задачи. Развивать функции равновесия, ловкость, глазомер, координировать движения тела.

И.П стоя на балансире, в правильной стойке. Взгляд прямо перед собой. Голова поднята. Спина прямая. Удерживать равновесие на доске и одновременно подкидывая сенсорные мешочки вверх, стараясь их поймать (10 раз).

Упражнение№2. «Отключение зрительной системы»

Цель. Выполнять двигательое упражнение без зрительного анализатора. Задействовать тактильную,моторную и слуховую системы.

Задачи. Развивать координцию движений, закрытыми глазами.

И.П. стоя на балансире, в правильной стойке. Правой рукой касаемся левого уха, а левую руку кладем на правое плечо. Взгляд прямо перед собой. Считаем вслух до 10 раз. Меняем положение рук, выполняем упражнение с закрытыми глазами.

«Яйцо совы». Допустимая нагрузка при подвешивании: 50 кг.

Яйцо Совы - очень мощный инструмент сенсорной интеграции, помогающий ребенку осознать себя по отношению к миру, прочувствовать границы своего тела, научиться им владеть, снять напряжение и стресс. Стимуляция вестибулярного аппарата и проприоцептивной системы, получаемая в Яйце, дает нервной системе необходимую «пищу» для строительства базовых представлений о мире и себе в нем. Время, проведённое в Сенсорном Яйце, становится передышкой в насыщенной событиями детской жизни. Находясь в яйце, ребёнок сосредоточен на ощущениях и чувствует себя защищенным, а значит те прикосновения и движения, которые казались невыполнимыми в обычной повседневной ситуации (кувырки, перекаты), станут более доступны. Яйцо Совы используется как инструмент для занятий по сенсорной интеграции и сенсомоторной коррекции, вместе со специалистом или дома, для реабилитации и развития детей со следующими особенностями развития:

  • Расстройства аутистического спектра (РАС)
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
  • Гравитационная непереносимость
  • Сенсорные защиты

Яйцо является увлекательной сенсорной игрушкой, допускающей тысячи применений в творческой игре. Благодаря округлым формам Яйцо легко превращается в мешок для челночного бега или «мягкий кокон для бабочки». А если надежные ручки закрепить на подвес, то получится прекрасный гамак, качели или даже «центрифуга для подготовки космонавтов». Тренажер « Яйцо Совы» может стать для ребенка его персональным «домом» - пространством, где он чувствует себя комфортно и безопасно, где он может остаться на какое-то время наедине с самим собой. А ведь познание себя помогает успешному познанию окружающего мира.

Когда Яйцо подвешено:

Упражнение №1. «Качели»

Цель. Стимулировать вестибулярный аппарат и проприоцептивной систему. Развивать координацию движений в новом пространстве. Задействовать моторную, тактильную, вестибулярные системы.

Задачи. Прочувствовать границы своего тела, научиться, ими владеть, совершать кувырки и перекаты в новом пространстве.

И.П. яйцо находится в подвешенном состоянии. Ребенок находиться внутри. Совершать раскачивания и раскручивание тренажера. Добавлять к вращению яйца, амплитуду качания. Движения ребенка внутри яйца произвольные.

Упражнение №2. «Найди игрушку»

Цель. Стимулировать двигательную активность ребенка в новом пространстве.

Задачи. Владеть своим телом в новом пространстве, выполнять кувырки и перекаты для поиска игрушки.

И.П. яйцо находится в подвешенном состоянии. Ребенок находиться внутри и пытается найти игрушку в яйце.

Когда Яйцо на полу:

Упражнение №1. «Птенец»

Цель. Стимулировать двигательную активность ребенка в новом пространстве.

Задачи. Владеть своим телом в новом пространстве. Задействовать для выполнения двигательных задач моторную, зрительную, тактильную, слуховую и вестибулярную системы.

И.П. Яйцо на полу. Ребенок внутри яйца. Яйцо закрыто. По вербальному или по звуковому сигналу «птенец» вылупляется, выполняет подтягивания, поднимание рук и ног, кувырки и перевороты.

Упражнение №2. «Прыжки»

Цель. Стимулировать двигательную активность ребенка в новом пространстве.

Задачи. Выполнять прыжки и передвижения вперед новым способом.

  • И.П. Яйцо на полу. Предложить ребёнку забраться в Яйцо. Если ребёнок не решается осваивать снаряд, можно попробовать положить внутрь значимый для него предмет, интересную игрушку. Находясь в Яйце, взяться за ручки и попрыгать на месте, или передвигаться прыжками.

«Бочка совы».

Бочка Совы - это сенсорно-динамический тренажер. Под руководством специалиста ребёнок выполняет специально разработанную для него программу сенсорной интеграции. Нагружает зрение, слух, тактильное восприятие, вестибулярный аппарат: кувыркается, кружится, раскачивается. Такие занятия позволяют детям с ограниченными возможностями здоровья быстрее освоить и закрепить новые навыки. Антигравитационные упражнения- именно они во много раз повышают эффективность занятий и процедур. Проведение занятий с ребенком, основанных на принципах теории сенсорной интеграции, предполагает включение сенсорных ощущений в контекст осмысленных, самостоятельных, адаптивных форм взаимодействия. Акцент делается на интеграции вестибулярных, проприоцептивных и тактильных ощущений, а не только на моторных реакциях.

«БОЧКА» Может использоваться в подвешенном виде (в качестве качелей) и просто на полу, для кручения детей в «центрифуге».

Упражнение №1. «Заберись в бочку»

Цель. Усилить тактильную и мышечную чувствительность, улучшить координацию и ориентировку в пространстве, вовлечение ребёнка в игровую деятельность.

Задачи. Освоить и закрепить двигательные навыки. Выполнять перекаты в разном направлении. Восполнить сенсорный опыт, формировать схему тела.

И.П. бочка на полу. Предложить ребенку залезть в бочку. Проползти сначала через пустую Бочку. Затем усложнить задачу, положив внутрь снаряда предмет. Чтобы проползти через Бочку, ребёнку предмет придётся вытолкнуть. Прикрыть один конец Бочки пледом или Утяжелённым одеялом. Предложить ребёнку преодолеть такое препятствие сначала с одной, потом с другой стороны.

Упражнение №2. « Манипулирование предметами в бочке»

Цель. Усилить тактильную и мышечную чувствительность, улучшить координацию и ориентировку в пространстве, вовлечение ребёнка в игровую деятельность.

Задачи. Выполнять действия с предметами в раскачивающейся Бочке, ловить их, катать, бросать в руки взрослого.

И.П. бочка на полу. Предложите ребёнку ловить предметы, а затем бросать в руки взрослого либо в мишень. Ребёнок сидит в бочке. Взрослый сидит в другом конце бочки и пускает катиться мячик. Задача ребёнка поймать мяч и запустить его обратно.

Подвижные игры и применением «Бочки»

1.«Медные трубы» Задача - проползти сначала через пустую Бочку. Затем усложните задачу, положив внутрь снаряда предмет. Чтобы проползти через Бочку, ребёнку предмет придётся вытолкнуть. Прикройте один конец Бочки пледом или Утяжелённым одеялом. Предложите ребёнку преодолеть такое препятствие сначала с одной, потом с другой стороны. Закройте один конец снаряда гимнастическим мячом. Предложите ребёнку преодолеть такое препятствие, оказывая ему сопротивление.

2. «Трубопровод». Ребёнок и взрослый сидят или стоят у разных концов Бочки. Взрослый пускает катиться мячик через Бочку. Задача ребёнка поймать падающий из снаряда мяч и запустить его обратно. Усложните упражнение, запустив два, а затем три мяча подряд. Использование Бочки в не подвешенном состоянии.

3. «Покатушки». Бочка лежит горизонтально на полу. Ребёнок перекатывает снаряд по определённому маршруту. Усложнённый вариант. Ребёнок приводит снаряд в движение, вращаясь внутри него. Ребёнок лежит внутри на спине или животе, вытянув руки и ноги. Взрослый осторожно покачивает бочку из стороны в сторону.

4. «Игровой маршрут». Предложите ребёнку проползти по определённому маршруту, частью которого будет Бочка.

6. Вывод

Таким образом, расширение спектра использования современных методик и оборудования по сенсорной интеграции в доме ребенка показывает свою эффективность для детей с ОВЗ. При выполнении упражнений с применением тренажеров: «Яйцо совы», «Бочка совы» и балансировочной доски Бильгоу задействуются и интегрируются такие системы, как: моторная система; зрительная система; тактильная система; слуховая система; вестибулярная система. Данный подход чрезвычайно важен в реабилитации детей раннего возраста с нарушениями развития, ведь только при помощи работы специалистов разных специальностей и направлений возможно максимально быстрое и эффективное обогащение сенсорного и двигательного опыта детей, достижение положительных результатов. Применение занятий по сенсорной интеграции в комплексной реабилитации детей в доме ребенка, показало положительную динамику в виде улучшения когнитивной, психоэмоциональной и поведенческой сфер, что значительно повышает доверие к данной терапии.

Список литературы

  1. Айрес.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. Москва Теревинф. 2009.
  2. Ледлофф Ж. как вырастить ребенка счастливым: принцип преемственности. Москва. Генезис. 2007.
  3. Кислинг.У. Сенсорная интеграция в диалоге. Понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие. Москва Теревинф. 2010.
  4. «PRO школа онлайн» https://proshkola.18.ru/q/25970596171/5b7. Принципы построения игры у детей с сенсорными отклонениями.