Педагогические подходы и инновационные технологии в работе учителя начальных классов

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Перед образовательными учреждениями ставятся новые задачи, решить которые невозможно, работая по-старому, без разработки и внедрения каких-либо конкретных новшеств.

В связи с этим, особую актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и инновационные технологии, ориентированные не столько на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя. Поскольку в современной начальной школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность, то среди приоритетных технологий, удовлетворяющих требованиям ФГОС, можно перечислить некоторые:

  • Технология игровых методов обучения (большую популярность приобретает технология образовательных квестов).
  • Здоровьесберегающие технологии.
  • Проектная деятельность.
  • Информационно-коммуникационные технологии.
  • Коммуникативные технологии.
  • Технология развития критического мышления.

Сегодня я коротко расскажу о тех технологиях, которые применяю в своей работе, подробнее о приемах технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе.

Новое качество образования, которое понимается как качество подготовки ученика к успешной самостоятельной деятельности в условиях современного общества, требует изменений в профессиональной деятельности учителя.

Я поставила перед собой цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения инновационных технологий и приёмов критического мышления, как средства повышения качества знаний учащихся.

Для реализации поставленной цели я определила следующие задачи:

  • Рассмотреть целесообразность применения тех или иных инновационных технологий на различных этапах урока .
  • Выявить влияние внедрения инноваций на повышение уровня мотивации обучения.
  • Научиться и научить различным приемам развития критического мышления, которые можно использовать на различных этапах урока.

В 4 классе провела «Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь №1».

Цель урока: обобщение знаний по разделу.

Задачи урока:

  • проверить полученные ранее знания;
  • развивать внимание и умение мыслить логически,
  • учить принимать решения в нестандартных ситуациях и работать в команде;
  • воспитывать нравственные качества на произведениях классиков русской литературы.

Технология образовательных квестов.

Класс разделился на 2 группы. (слайд)

На этапе актуализации знаний была создана проблемная ситуация:

- На доске были портреты поэтов, и они все пропали!!! Уходила осень и унесла их? Как же быть? Кто поможет найти портреты? Да, мои юные помощники, очень надеюсь, что в процессе квеста, вы не только найдёте, но и сделаете альбомную страничку с портретами изученных поэтов.

Поиск решения проблемы. Работа в группах. Выполняете задание. Распределите, кто, какую работу сделает лучше. Если с заданием справились, то получают картинку с изображением портрета поэта. Делают фотоколлаж, подписывают ФИО писателя. Помещают на доску. Какая группа справится быстрее.

Задания на этапах:

  • Запишите в таблицу тему и идею стихотворения.
  • Соедини название стихотворения с его автором.
  • Соедини начало и конец пословиц о природе.
  • Допиши слова в стихотворение Н.А.Некрасова.
  • Представление работы каждой группой.

Проектная деятельность.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Проект - это 5 П (слайд), примеры проектов (слайды) Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки.

Использую элементы здоровьесберегающих технологий, направленных на расширение зрительно-пространственной активности. Физкультминутки провожу с музыкальным сопровождением, в стихах.

Применение приемов технологии критического мышления способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивает включение каждого в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.

Так как я работаю в обычной общеобразовательной школе, где в каждом классе есть учащиеся с разным уровнем психического развития, применение технологии критического мышления позволяет не только «преподнести» знания учащимся, но и учит применять полученные знания в различных жизненных ситуациях. Ведь цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни.

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий):

  • I этап. Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации).
  • IIэтап. Осмысление содержания (получение новой информации)
  • III этап. Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

Хочу остановиться на тех приемах, которые применяю на своих уроках.

Стадия «Вызова»

Прием "Верно - Не верно" в рамках удобнее всего применять на стадии вызова.

То есть в начале урока, когда идет повторение пройденного материала и подготовка учащихся к восприятию новой информации. (слайд).

На стадии рефлексии снова учитель возвращается к составленным таблицам. Учитель вновь зачитывает вопросы, и учащиеся отмечают, какие из их убеждений оказались верными, а какие изменились в ходе урока, в связи с новой полученной информацией.

Стадия «Осмысления».

В стадии «осмысления» учащиеся хорошо владеют приемом КЛАСТЕР - способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию, экономит время. (слайд)

Стадия «Рефлексии».

На стадии «рефлексии» использую приём «Синквейн».

В любом случае думаю, что лучшей методикой можно считать ту, которая вызывает у учащихся любовь к изучаемому предмету, а худшей ту, которая наводит на них тоску. Хочу представить отрывки уроков на которых широко использовались полюбившиеся детям приемы.

Заключение

Можно сделать вывод, что в ходе реализации предложенных технологий обучающиеся развивают в себе ряд качеств: готовность к планированию, гибкости, настойчивости, готовности исправлять свои ошибки, поиску компромиссных решений, формируется самостоятельное мышление, развивается внимание и память.

Результатами успешного применения технологии, считаю наличие участников, призеров и победителей олимпиад и конкурсов различного уровня.