План-конспект открытого урока по предмету мир природы и человека в 1-м классе. Тема: «Животные зимой»

Разделы: Экология, Коррекционная педагогика, Конкурс «Изменения в природе: зима»

Ключевые слова: окружающий мир, животные зимой


Цель: рассказать о жизни диких животных зимой, довести до сознания детей, что животные зимуют по-разному. Показать роль людей в жизни животных.

На уроке используется методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный,
  • частично-поисковый,
  • словесный,
  • наглядный,
  • творческий.

Задачи:

Образовательные:

  • Развивать у детей умение свободно общаться с педагогом и сверстниками.
  • Закреплять умение понимать обобщающие слова; различать диких животных и их детенышей.
  • Создавать условия для развития компонентов устной речи в различной деятельности. Развивать речевое дыхание, внимание, мышление, память.

Развивающие:

  • Продолжать развивать речь детей: формировать умение строить предложения; добиваться правильного и четкого произношения слов
  • Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
  • Уточнять названия диких животных и их детенышей.

Воспитательные:

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к животному миру.
  • Приучать детей общаться спокойно, без крика.
  • Развивать доброжелательное отношение друг к другу.
  • Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик, желание помочь персонажам, попавшим в трудную ситуацию.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Методические приёмы:

  • Словесные - беседа, вопросы - ответы.
  • Наглядные - демонстрация, пособий.
  • Игровые - проведение игр и упражнений.
  • Практические - вызвать желание выполнять работу.

Материал и оборудование:

  • Компьютер;
  • Разрезные карточки для индивидуальной работы;
  • Картинки с изображением диких животных и их детёнышей;
  • Изображение жилищ животных;
  • Изображение следов животных;
  • Синий и красный карандаши;
  • Картинки с загадками;

Литература

  1. «Мир природы и человека в 2 частях» Н.Б.Матвеевой. Москва, «Просвещение» 2018.
  2. И.А.Гурина. Уроки о животных «Лесные жители».
  3. О.А.Скоролупова «Дикие животные». М. Издательство Скрипторий 2006.
  4. Л.А.Конрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет».

План урока

I. Организационный момент (эмоционально-положительный настрой).
II. Актуализация знаний .
III. Сообщение темы и цели урока.
IV. Физминутка.
V. Закрепление знаний.
VI. Физминутка
VII. Индивидуальная самостоятельная работа.
VIII. Итог урока.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок!
Тут затеи и загадки,
Игры, шутки всё для вас!
Пожелаем всем удачи -
За работу, в добрый час!

II. Актуализация знаний

Ребята, у вас на столах лежат карточки с видом разных животных, я сейчас буду загадывать загадки, а вы мне будете поднимать карточку с изображением этого животного.

Отгадайте загадки:

Кто в берлоге под сосной
спит зимой в глуши лесной?
Надо тихо там ходить,
чтоб его не разбудить.
Медведь
Под соснами, под ёлками
лежит мешок с иголками.
Ёжик
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
Волк
Любит он морковку кушать,
Оттопырив к верху уши.
Наш пугливый «попрыгайка»,
Детки, кто же это? ...
Зайка

III. Сообщение темы и цели урока

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о жизни животных зимой.
С приходом зимы меняется и жизнь диких животных. Давайте вспомним, чем занимались дикие животные осенью. Некоторые животные готовились к зимней спячке, другие - делали запасы на зиму.
Я приглашаю вас в зимний лес. (На доске картинка с изображением зимнего леса)

Посмотрите, какая красота! Тишина в лесу. Но, вот чьи-то следы.
Чьи же это?
(На доске изображения лисы с лисенком и их следы)
Лисы
Давайте посмотрим, где живет лиса?
(На доске изображение лисьей норы)
Лисица - это хищница, очень хитрая. У нее пушистая, рыжая шерстка и длинный пушистый хвост. Им она заметает свои следы на снегу. Лиса слышит писк мышей под снегом, раскапывает снег и ловит мышей. Ещё лиса гоняется за зайцами.
В норе
Давайте, назовем детеныша лисы.
Правильно.
Лисенок
Ой, ребята, посмотрите здесь опять чьи-то следы! (На доске картинка с изображением зайца с зайчонком и их следы)
Заяц живет в лесу. Заяц белый. У него длинные уши, быстрые длинные ноги. Он меняет шубку 2 раза в год. Летом - серый, зимой - белый. Для того чтобы на снегу быть незаметнее для хищников. Зимой питается ветками, корой деревьев. Трусливый, всего боится.
Следы зайца
Давайте, назовем детеныша зайчихи. Зайчонок
Ой!
(Слышится вой волков - аудиозапись)
Кто это дети?
Вот поэтому зайка спрятался под кустом. Он лис, да волков испугался.
Смотрите, дети, тише, а то волки придут сюда. Вон видите следы волков. Они по лесу рыщут, свою добычу ищут
(Беседа о волках)
Волк к зиме не меняет цвет шубы, но она становится гуще и теплее. Живут волки в норах, которые называются - логовом.
По ночам они часто воют. Охотятся волки стаями на больных и слабых животных.
Это воют волки
Давайте, назовем детеныша волчихи.
Правильно.
Волчонок
Ой, ребята, а что это на снегу лежит?
Откуда зимой в лесу грибы? Может, быть их кто-то потерял?
Шишки, грибы
Подойдем поближе и посмотрим. Действительно здесь жилище белки. Это белка
Как называется домик белки?
(На доске изображение белки, которая выглядывает из дупла)
Правильно (беседа о белках)
Белка - маленький, рыжий, безобидный зверек. Она ловко прыгает с ветки, на ветку. Белки на зиму делают запасы: грибы, орехи, ягоды. Белок можно приручить, и тогда они могут брать еду прямо из рук человека.
Дупло
Давайте назовем детеныша белки.
Правильно. Наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться в школу. Не будем тревожить лесных зверей. (Закрыть картинку с изображением зимнего леса)
Бельчонок
Вот мы и дома. Посмотрите на картинки, которые лежат у вас на партах. Возьмите в руки синий карандаш и обведите животное, которое мы не увидели в лесу. Почему?
Правильно.
Медведь зимой спит в своей берлоге
А теперь, возьмите в руки красный карандаш и обведите животное, которое делает запасы на зиму. Это белка

IV. Физминутка

Зайка

Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал,
Зайка прыг и убежал.

V. Закрепление знаний

Работа по учебнику.
Откройте учебник на стр. 40 (учитель читает текст о зайце)

(Ладошки над головой).

(Потирают руки).

(Прыжки на месте).

(Бег на месте, садятся на свои места).

Ответьте на вопросы:

Где живет заяц?
Чем он питается?
Почему зимой, он меняет свою серую шубку, на белую?

Заяц живёт в лесу.
Ветками, корой деревьев.
Чтобы быть незаметнее для хищников.

VI. Физминутка

Как звери от холода спасались.
На лесной опушке, собрались зверушки.
И решили обсудить, как им холод пережить.
«Если прыгать высоко, то согреешься легко».
Белый заинька сказал, по полянке заскакал.
«Будем наклоняться, в стороны сгибаться».
Бурый мишка поднял лапы, закачался косолапый.
Вышла белочка вперёд «Приседай, лесной народ!»
«Чтобы лапки отогреть, надо хлопать и вертеть!»
Крикнул крошка бурундук и вскарабкался на сук.
Поиграли без заботы,
А теперь спешим к работе!

Поднимаем ладошки к макушке, изображая заячьи ушки, затем прыгаем на месте.
Поднимаем руки, выполняем наклоны в стороны.

5 раз выполняем приседания.

5 хлопков в ладоши, вращаем кистями - «фонарики».

VII. Индивидуальная самостоятельная работа

А сейчас мы с вами будем работать самостоятельно. У вас на партах лежат конверты. В этих конвертах есть определенная картинка, и есть отдельные фрагменты такой же картинки. Ваша задача из этих фрагментов собрать целую картинку по данному образцу.

VIII. Итог урока

Какие животные уходят в спячку?



Медведь, ёж, белка

Какие животные не уходят в зимнюю спячку? Заяц, волк, лиса
Какие животные делают запасы на зиму? Белка

Что вам понравилось на уроке?

- Молодцы! Вы все очень хорошо поработали. Спасибо.

Ответы детей