Использование интерактивных ИКТ-технологий в работе коррекционной школы класса «особый ребенок». Тема: «Я – человек. Части тела»

Разделы: Коррекционная педагогика


В коррекционной школе у детей с ограниченными возможностями здоровья практически отсутствует или очень низкая мотивация к обучению. В начальных классах «Особый ребенок» мне помогает использование интерактивного стола Smart Touch 4KIDZ, развивающая настенная панель «Солнышко», демонстрационные презентации на Smart - доске к обучающим материалам Friedrich Frobel. Цвет, движение, звук - это те факторы, которые достаточно долго удерживают внимание «особого ребенка», делают процесс обучения более осознанным, помогает педагогам делать работу привлекательной для детей, наполнять ее новым содержанием. Процесс обучения становится более эффективным и практически направленным, когда ребенок с ОВЗ работает, с обучающим материалом Friedrich Frobel при этом видит подсказки в презентации на Smart доске. Осознание ребенком с ОВЗ того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, решения поставленной задачи учителем.

Особенность интерактивного стола - это тактильное управление, которое помогает реализовывать различные стили обучения. Детский сенсорный стол - это картинки, игры, буквы, цифры, и много другой информации. Является средством развлечения и обучения, например, фотоальбомом или интерактивной картой, настольной игрой или обучающим материалом. Развивая моторику «особого ребенка», создаю благоприятные условия для становления многих психических процессов. Так как дети с ОВЗ социально не адаптированы, поэтому используя интерактивные игры, мне удается научить их правильно держать столовые приборы, пользоваться ими. Тактильное прикосновение к экрану интерактивного оборудования, дает возможность «особому ребенку» перемещать, управлять предметами. Интерактивный стол реагирует на прикосновение пальцев, и учащийся видит, как меняются картинки на экране, сопровождая музыкой. Работа за столом отличается ориентированностью на индивидуальные потребности ребенка, когда он сам может одновременно выделять или передвигать объекты. Видно из опыта моей работы использование интерактивных ИКТ технологий в классе «особый ребенок» положительно влияет на функции высшей нервной деятельности, развитие речи, мышления, памяти, внимания, восприятия. Антибликовый экран Smart Touch 4KidZ LED 55 изготовлен из прочного стекла с антиотражающим покрытием, что обеспечивает комфортное и безопасное использование в коррекционной школе. Работать на поверхности доски можно маркером, любым предметом и даже пальцем.

Детская интерактивная панель позволит детям: использовать игры, которые им нравятся, и играть одновременно, развиваться логически и ментально.

Наш класс оборудован интерактивной доской, ноутбуком, проектором, интерактивным столом Smart Touch 4KIDZ, развивающей настенной панелью «Солнышко», что позволяет учителю в классе «особый ребенок», к творческой активности и эффективности обучения. Используя учебно-игровой пакет программ "Волшебный Экран" как для интерактивной доски, так и для интерактивного стола дает «особому ребенку», не только играть, но и выполнять задания. 4000 игр и заданий разделены на блоки в соответствии с ФГОС, и включают дополнительные материалы: познавательное, речевое развитие, формы и конструирование, развитие психических функций.

Коррекционно-развивающая среда с использованием интерактивных ИКТ технологий, разнообразного игрового и занимательного материала предотвращает утомление детей с речевой патологией, поддерживает у них познавательную и речевую активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

* * *

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые здоровьесберегающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении, воспитании и здоровье детей. В нашей школе-интернате созданы условия специального пространства, включающего в себя наличие комплексной инфраструктуры учреждения, квалифицированных кадров, владеющих специальными методами и здоровьесберегающими технологиями. Грамотное сочетание педагогами школы-интерната традиционных и здоровьесберегающих технологий обеспечивает развитие у учащихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Одним из основных направлений в работе с детьми с ОВЗ, группы «Особый ребёнок» является такая организация и методика проведения всех оздоровительных и воспитательно- образовательных мероприятий, при которой не только сохраняется хороший уровень умственной работоспособности, происходит дальнейшее развитие, но и укрепление здоровья ребенка. Мероприятия выстраиваются в последовательную цепочку и проходят через все виды деятельности. Это здоровьесберегающие технологии.

В настоящее время в работе с детьми с ОВЗ нами реализуются следующие здоровьесберегающие технологии:

  • Сохранение и стимулирование здоровья (физкультурные и динамические паузы, релаксация, подвижные и спортивные игры, пальчиковые игры, дыхательная и артикуляционная гимнастика, упражнения для глаз, использование офтальмотренажёров).
  • Обучение здоровому образу жизни (физкультурные занятия, утренняя гимнастика и гимнастика после сна, игротреннинги, занятия из серии «здоровье», самомассаж, су-джок терапия).
  • Коррекционные (технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, психогимнастика, логоритмика, пескотерапия).

Учитывая специфику обучения детей с нарушением интеллектуального развития, обучение учащихся формируется поэтапно и комплексно. С этой целью планируется содержание занятий с учётом психо-физических возможностей детей, а также обеспечивается возможность чередования различных видов деятельности. Очень важно, чтобы во время занятий ребёнок не пассивно созерцал происходящее, а принимал участие во всех видах деятельности.

Поскольку методических разработок для детей с тяжёлой умственной отсталостью крайне мало, нам приходится подбирать пособия и разрабатывать уроки, ориентируясь на уровень развития конкретного ребёнка класса "Особый ребёнок".

На конкурс нами представлен конспект урока с использованием здоровьесберегающих технологий для класса "Особый ребёнок" в специальной школе- интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья. Важным аспектом данного урока является организация дифференцированной работы на уроке и индивидуальный подход к отдельным учащимся.

Опыт работы показывает, что введение элементов здоровьесберегающих технологий позволяет усилить здоровьесберегающую направленность урока, сохранить уровень здоровья обучающихся с ОВЗ и повысить эффективность учебно- воспитательного процесса.

Тема: «Я - человек. Части тела»

Цель урока: Закрепление понятий о частях тела человека.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные: закрепить знания учащихся о частях тела человека; усвоить название частей тела (голова, туловище, волосы, уши, глаза, нос, рот, брови, руки, ноги) и их роли в жизни человека.
  • Коррекционно-развивающие: расширить и актуализировать словарь по данной теме; работа над развитием мимики и движений, развитием памяти, общей моторики, осязания.
  • Коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей положительное отношение к своей внешности, желание ухаживать за всеми частями тела.

Оборудование:

  • демонстрационный материал - плакат с изображением тела человека, пособие «Части тела», колокольчик, кукла, офтальмотренажер Базарного В.Ф, наглядное пособие с изображением гнома, гиганта, малыша, высокого и низкого человека, картинка радуги, солнца;
  • разноцветный мобиль, мягкая игрушка уточка, цветы, аудиозаписи звуков природы;
  • разноуровневые парты и конторки, массажные мячики, массажные коврики, интерактивное оборудование, развивающий мультфильм «части тела», 3 шаблона пустого нарисованного лица, простые карандаши, картинки пиктограммы с изображением эмоций, желтые треугольнички.

Предварительная работа: рассматривание иллюстративного материала о человеке, плакатов; загадывание загадок; беседы о теле человека; просмотр развивающего мультфильма «Части тела», проведение упражнений, дидактических игр.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Прозвенел звонок, начинается …..?

Учащиеся: Урок.

(Учитель звонит в колокольчик, который символизирует начало урока)

Учитель: Здравствуйте, ребята! (Учитель приветствует учащихся)

Учащиеся: Здравствуйте! (Учащиеся приветствуют учителя стоя)

Учитель: Садитесь на свои места. (Учащиеся садятся на свои места)

Постановка целей урока, мотивирование на учебную деятельность.

Учитель: Ребята, посмотрите на доску. Кто изображен на этом плакате? (Человек.)

- Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? (О человеке, о себе)

2. Актуализация знаний

(Учитель имитирует стук в дверь и достает куклу Алису)

Учитель: Ребята, нам в гости из сказки пришла кукла Алиса. Давайте с ней поздороваемся. (Учитель показывает учащимся куклу Алису)

Учащиеся: Здравствуй.

Учитель: Ребята, на кого похожа кукла Алиса?

Учащиеся: На человека.

Учитель: А чем же кукла Алиса похожа на человека?

Учитель: Давайте посадим гостью на удобное место, чтобы она посмотрела наш урок и помогла нам разобраться в волнующем нас вопросе.

(Учитель усаживает куклу Алису на стол)

3. Целеполагание, постановка проблемы

Учитель: Высокие, низкие, далекие, близкие, Гиганты, гномы, малыши, Слабыши и крепыши, Блондины, брюнеты, шатены, И папы, и мамы, и дети - Роднее их нет на свете.

Учитель: Все мы разные на вид, но есть у каждого - и руки, и ноги, и рот. Два уха, два глаза и нос. Но какими бы мы не были разными, все люди похожи своим телосложением. (Учитель читает стихотворение и показывает картинки)

Учитель: Дети, посмотрите на меня - это что? (Учитель показывает на свою голову)

Учащиеся: Голова.

Учитель: Правильно. Дотроньтесь к своей голове. А у куклы Алисы есть голова?

Учащиеся: Да. (Учащиеся дотрагиваются к своей голове и показывают на кукле)

Учитель: Какой формы голова? Круглая?

Учащиеся: Да.

Учитель: Есть два помощника на службе у тебя. Не замечая, их используешь шутя. Что это? (Учитель загадывает загадку и показывает на глаза)

Учащиеся: Глаза.

Учитель: Покажите где у вас глаза. ( Учащиеся показывают пальцем глаза). А у куклы Алисы есть глаза?

Учащиеся: Да. (Учащиеся показывают глаза на кукле)

Учитель:

Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?

Учитель: Ребята, глаза очень важный орган чувств.

Глаза тебе даны, чтоб видеть прекрасный мир вокруг нас. (Показ картинок радуги, солнца, вид из окна)

Учитель: Дети, обратите внимание на доску, на ней висит шаблон лица человека, но на нем отсутствуют части лица. Мы с вами должны с вами сегодня изучить части лица и тела, и собрать макет человека с помощью пособия «Части тела». (Учитель

раскладывает дидактическое пособие у себя на столе и предлагает учащемуся выбрать глаза и прикрепить на доску), возьмите из пособия «Части тела» глаза и прикрепи их к лицу, где они должны быть. Правильно! (Учащийся выполняет задание) Молодец!

Учитель: Ребята, наши глазки устали немного. Давайте им поможем.

Я предлагаю вам проследить глазками по направлению красной стрелочки. А теперь найдем глазками зелёную стрелочку и проследим по её направлению.

И напоследок давайте зажмурим глаза. Откроем глаза, поморгаем глазами. Молодцы! (Учитель сопровождает действие учащихся словесной инструкцией, учащиеся выполняют упражнение).

4. Коррекция. Зрительная гимнастика «Куда полетела уточка?»

Учитель: Ребята, к нам в гости прилетела уточка, ей очень понравился наш разноцветный мобиль. Давайте подойдем поближе и посмотрим, какой же цвет больше нравится уточке.

(Учитель выполняет движение указкой с прикрепленной к ней уточкой. Учащиеся следят за уточкой)

Уточка полетела вверх (дети поднимают глаза вверх).
Уточка улетела вправо и села на красный шарик (смотрят вправо). Уточка улетела влево и села на голубой шарик (смотрят влево).
А теперь уточка спряталась на полу (смотрят на пол).

Учитель: Умнички! Садитесь на свои места.

5. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

(Учащиеся по звонку колокольчика сменяют динамическую позу)

Учитель: Ребята, посмотрите на меня, что это? (Учитель показывает пальцем брови у себя на лице)

Учащиеся: Брови.

Учитель: Ребята, покажите у себя на лице брови. (Дети показывают брови) А у куклы Алисы есть брови?

Учащиеся: Да.

Учитель: Покажите, где у куклы брови. Возьмите брови из пособия «Части тела» и прикрепите к голове брови, где они должны быть? Правильно, над глазами. ( Дети выполняют задание). Молодцы! Ребята, когда мы удивляемся, то поднимаем брови. Поднимите брови от удивления. (Дети выполняют) А теперь отпустите. Когда мы грустим, брови нахмуриваем. Давайте нахмурим брови. (Дети выполняют) Молодцы!

Учитель: Дети что это? (Учитель показывает пальцем на свой нос)

Учащиеся: Нос.

Учитель:

Есть прямые носики,
Есть носики - курносики.
Очень нужен всякий нос
Раз уж он к лицу прирос.
- Покажите свой нос. (Учащиеся показывают)

Нос нужен, чтобы запах различать. Давайте мы подышим носиком. (Учащиеся с учителем нюхают цветы)

Учитель: Покажите, где у куклы нос. (Дети показывают) Степан, подойди к пособию «Части тела» возьми нос и прикрепи к лицу, где уже у нас есть глаза и брови. Молодец! (Учащиеся по звонку колокольчика сменяют динамическую позу)

Учитель: Дети, посмотрите что это? (Учитель показывает на себе уши и спрашивает)

Учащиеся: Уши.

Учитель: Правильно. Покажите, где у вас уши. (Дети показывают) Молодцы! Ребята, а у куклы Алисы есть уши?

Учащиеся: Да.

Учитель: Покажите, где у куклы уши. (Дети показывают) Молодцы! Даня, подойди к пособию "Части тела" и возьми уши, прикрепи уши к голове. (Ребёнок выполняет задание) Молодец! Ребята, а для чего человеку нужны уши?

Учащиеся: Чтобы слышать. (Прослушивание звуков природы)

Учитель: Дети, что это? (Учитель показывает пальцем на свой рот)

Дети: Рот.

Учитель: Правильно. Покажите на себе, где у вас рот. (Дети показывают) Молодцы! А у куклы Алисы есть рот?

Дети: Да.

Учитель: Покажите, где рот у куклы. (Дети показывают). Молодцы! Саша, теперь ты подойди к пособию " Части тела" возьми рот и прикрепи его к лицу, где есть уже глаза, брови и нос. ( Ребёнок выполняет задание) Умничка!

Учитель: Я сейчас покажу картинки с эмоциями, мы уже показывали, как мы можем грустить и удивляться с помощью бровей. А рот может показать эмоции?

Учащиеся: Да, может.

Учитель: Давайте покажем кукле Алисе, как мы можем удивляться с помощью рта. (Дети показывают) Как мы можем грустить с помощью рта. (Дети показывают) Покажите радость. (Дети показывают) Молодцы!

(Учитель раздает учащимся разрезные картинки - пиктограммы с изображением эмоций и предлагает соединить картинки)

Учитель: Молодцы! Все справились с заданием. Изобразите, какая эмоция у вас получилась. (Дети выполняют)

Учитель: Ребята, ваши ручки устали, давайте выполним упражнение с помощью массажных мячиков.

Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошки,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк!
Мяч катаю между рук!

(Учитель читает стихотворение и выполняет движения по тексту, учащиеся повторяют движения за педагогом)

6. Систематизация знаний

Учитель: Дети, посмотрите что это?

(Учитель показывает на волосы и спрашивает у учащихся)

Учащиеся: Волосы.

Учитель: Правильно волосы. Покажите, где у вас волосы? (Дети показывают).

Молодцы! А у куклы Алисы есть волосы?

Учащиеся: Да.

Учитель: Покажите, где волосы у куклы. (Дети показывают) Молодцы! Даня, теперь подойди к пособию «Части тела» возьми волосы и прикрепи к голове, где есть уже глаза, брови, нос и рот. (Ребёнок выполняет задание) Молодец!

Учитель: Посмотрите ребята, что у вас получилось на доске? Из частей лица получилась целая голова. И у меня такие части лица и такая же голова.

Пальчиковая гимнастика: «Это я!»

Учитель: А сейчас я предлагаю с помощью пальчиков выполнить интересные движения. Ребята, повторяйте за мной.

(Учащиеся повторяют движения за учителем, показывая пальцем свои части тела)

Это глазки. Вот, вот. (Показываем сначала левый глаз, потом правый)
Это ушки. Вот, вот. (Беремся сначала за мочку левого уха, потом - правого)
Это нос, это рот. (Левой рукой показываем рот, правой - нос)
Там спинка. Тут живот. (Левую ладошку на спину, правую - на живот)
Это ручки. Хлоп-хлоп. (Показываем обе руки, потом 2 раза хлопаем в ладоши)
Это ножки. Топ-топ. (Кладем ладони на бедро, потом 2 раза топаем)
Ой, устали! Вытрем лоб. (Правой ладонью проводим по лбу)

Учитель: Отдохнули? Продолжим урок. Дети посмотрите на доску, мы с вами собрали только голову. А что еще нужно приставить к голове, чтобы получился человек?

Учащиеся: Туловище.

Учитель: Покажем на себе туловище и на кукле Алисе. (Дети выполняют) Молодцы! Подойдем к пособию «Части тела» возьмем туловище и прикрепим к голове.

(Учащиеся выполняют). Молодцы!

Учитель: Чего еще не хватает, чтобы получился человек. (Учитель показывает на руки)

Учащиеся: Руки.

Учитель: Правильно, руки. Покажем свои руки. (Дети показывают)

У куклы Алисы есть руки?

Учащиеся: Да.

Учитель: Покажите руки у куклы Алисы. А сколько рук у нас? Давайте посчитаем. (Дети вместе с учителем считают)

Учитель: У нас две руки. Степа, подойди к пособию «Части тела» возьми руки и приставь их к туловищу. (Ребёнок выполняет задание) Молодец!

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно, получился ли у нас человек.

Учащиеся: Нет.

Учитель: А чего еще не хватает? (Учитель показывает на свои ноги).

Учащиеся: Ног.

Учитель: Покажите свои ноги. Потопаем ногами. Молодцы! А сколько ног у нас. (Дети считают вместе с учителем ноги) У нас две ноги. У куклы Алисы есть ноги?

Учащиеся: Да.

Учитель: Сколько ног у куклы?

Учащиеся: Две. (Учащиеся показывают на пальцах)

Учитель: Покажите у куклы Алисы ноги. Молодцы. Саша, подойди к пособию «части тела», возьми ноги и прикрепи к туловищу. (Ребёнок выполняет задание) Умничка!

Учитель: Ребята, по-моему ваши ножки устали сидеть на месте. Я сейчас каждому дам волшебные коврики, которые помогут снять усталость с ваших ног. Давайте встанем на эти волшебные коврики, поставим руки на пояс и будем поочередно поднимать ножки вверх.

(Учащиеся встают из-за парт, снимают обувь, становятся на коврики и выполняют упражнения вместе с учителем на массажных ковриках)

Учитель: Какие молодцы, вы собрали человека! А теперь давайте ответим на волнующий нас вопрос: похожа кукла Алиса на человека.

Учащиеся: Да. У неё такие же части тела, как и у человека.

Учитель:

Одна дана нам голова,
А глаза два
И уха два,
И два виска, и две щеки,
И две ноги, и две руки.
Зато один и нос и рот.
А будь у нас, наоборот,
Одна нога, одна рука,
Зато два рта, два языка,
Мы только бы и знали,
Что ели да болтали!

Учитель: Ребята, я предлагаю вам просмотреть интерактивный мультфильм "Части тела" и повторить за мальчиком движения, которые вы увидите.

(Учащиеся просматривают развивающий мультфильм и повторяют движения за мультипликационным персонажем)

7. Оценивание

Учитель: Итак, наш урок подходит к концу. Мы с вами составили человека из разных частей тела. Давайте вспомним, из чего состоит наше лицо.

Учитель: Посмотрите, у каждого на столе лежит нарисованное лицо. Но оно пустое. Вам нужно нарисовать глазки, носик, ротик. Возьмите простой карандаш и нарисуйте недостающие элементы. (Учащиеся закрепляют свои знания, самостоятельно рисуя части лица). Молодцы! Давайте прикрепим на доску наши красивые личики.

(Учащиеся прикрепляют свои нарисованные личики на доску с помощью магнитиков)

8. Рефлексия

Сегодня вы узнали много нового, и я буду надеяться, что как солнце освещает землю, так и вы будете освещать все вокруг своими знаниями. У вас у всех есть жёлтые треугольнички. Это лучики солнышка. А их у нас два: веселое и грустное. Пожалуйста, поставьте лучик к солнышку, которое вам больше понравилось. Веселое солнышко обозначает, что вам все понравилось на уроке, многому научились и узнали. А грустное солнышко означает, что вы ничего не поняли и вам совсем не понравился урок.

Спасибо, дорогие ребята, за хорошую работу!

Литература

  1. «ИКТ в образовательном процессе» доклад Мохаммад Н.В. http://pages.marsu.ru/iac/school/sc11/ikt.html
  2. Князева Е.В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Коррекционная педагогика - М., 2009.- №4(34)
  3. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. М., 2001.
  4. Информационное письмо МОРФ о Проекте Информатизации системы образования., 2006г.
  5. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпавева Н.В. Основы коррекционной педагогики.- М., 1999г.
  6. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.- М., 1986г.
    7. Карпунина О.И., Рябова Н.В. Специальная педагогика в опорных схемах. - М., 2002г.
  7. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 1995г.
  8. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. - М., 2003г.
  9. Смирнова А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы. - М., 1982г.
  10. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно педагогические аспекты. - М., 2001г.