Кроссворд как метод обучения и контроля на уроках математики

Разделы: Математика, Конкурс «Использование кроссвордов в учебном процессе»


Федеральный государственный образовательный стандарт постоянно выдвигает перед педагогами новые требования. На современном этапе основная задача преподавателя - привлечь учащегося к активной и самостоятельной деятельности. Преподаватель должен уметь организовать и руководить учебным процессом, корректировать учебную деятельность учащегося. Психологической основой влияния на учащихся во время таких уроков является создание особой атмосферы их поддержки и развития, которая побуждает учащихся к творческим рассуждениям, развивает в них интерес и инициативу, стимулирует поиск наиболее рациональных решений различных задач. У учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые, по их мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса. Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Кроссворд является одним из средств повышения мотивации качества обучения.

Кроссворд (Crossword - пересечение слов) - головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям.

Кроссворд обладает удивительным свойством каждый раз бросать вызов учащемуся посоревноваться, выставляет оценку его способностям, и при этом никак не наказывает за ошибки. Кроссворд - способ поиска самостоятельного ответа на многие вопросы, это, в некотором роде, познание мира через догадки.

Кроссворд - это своеобразная самопроверка, занимательный тест. Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что позволяет в игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, систематизировать и обобщить знания, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствуют предупреждению перегрузки. Здесь же решение вопросов индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебными пособиями и другой литературой.

Алгоритм создания кроссвордов в приложении Microsoft PowerPoint:

  1. Создание сетки табличным методом, при этом границы ненужных ячеек стираются.
  2. Номера либо вставляют непосредственно в ячейки, либо записывают рядом с соответствующими ячейками.
  3. Задания к кроссворду могут быть расположены обычным способом или на каждый вопрос отводится отдельный слайд.
  4. Решение кроссворда должно быть организовано автоматически, с использованием гиперссылок.
  5. Наличие грамотно сформулированных заданий к кроссворду.
  6. Наглядное оформление и расположение кроссворда на слайде.
  7. Наличие возможности выбора верного ответа и присутствие неверных ответов с гиперссылками на автоматическое появление правильного ответа в сетке.
  8. Слайд или слайды, на котором будет напечатан кроссворд, можно дополнить красочным оформлением.

Положительные стороны использования кроссвордов в приложении Microsoft PowerPoint:

  1. Пользоваться данной программой можно без доступа к Интернету.
  2. Можно создать интересный кроссворд с гиперссылками и анимацией.
  3. Большой выбор шаблонов из пакета самых разных цветовых схем.
  4. В этой программе достаточно много инструментов редактирования не только визуальной части элементов, но и технических параметров.
  5. Русскоязычный интерфейс.
  6. Осуществлять обмен данными с другими программами, например, вставлять текст, рисунки, таблицы, подготовленные в других приложениях.

Недостаток использования кроссвордов в приложении Microsoft PowerPoint: Зависимость от компьютера при использовании.

Кроссворд «Математический калейдоскоп»

Цель кроссворда: расширить и обобщить знания учащихся по математике.

Задачи кроссворда:

  • выработать способность к поиску и обработке информации;
  • расширение кругозора;
  • активизация мыслительной деятельности учащихся;
  • повышение интереса к предмету.

Тип кроссворда - итоговый. Служит для комплексной проверки знаний.

Возможности использования: кроссворд предназначен для применения, как на уроках математики, так и во внеурочной деятельности, в качестве домашнего задания.

Описание кроссворда:

  • Кроссворд классический, содержит 10 слов.
  • Предметная область - математика.
  • Целевая аудитория - 8 класс.
  • В каждую клетку кроссворда вписывается одна буква, слова пишутся сверху вниз и справа налево, в именительном падеже, в единственном числе.
  • В кроссворде предусмотрена автоматизированная проверка правильности ответа.
  • В кроссворде используются управляющие кнопки.

Презентация

1 слайд - титульный (см. рис. 1).

2 слайд - инструкция к кроссворду (см. рис. 2).

Рис. 1-2

3-12 слайды - сетка и номера вопросов, клавиатура (см. рис. 3, 4).

13 слайд - заполненный кроссворд (см. рис. 5).

14-23 слайды - ответы на вопросы для проверки (см. рис. 6, 7).

24-33 слайды - вопросы (см. рис. 8, 9).

34 слайд - литература и интернет-ресурсы (см. рис. 10).

Рис. 10

Вопросы к кроссворду

Ответы

1. Этот французский математик прожил короткую жизнь, был застрелен на дуэли в возрасте 20 лет. Но за 4 года увлечения математикой он успел сделать открытия, ставящие его на уровень крупнейших математиков XXI века.

Галуа

2. Эти картинки дают представление о нем.


Шар

3. Это часть математики, развивающаяся в связи с задачей о решении алгебраических уравнений. Термин впервые появляется у выдающегося среднеазиатского математика и астронома 11 века Мухам меда бен-Мусы ал-Хорезми.

Алгебра

4. Этот ученый сконструировал счетную машину.


Паскаль

5. Математические … - это такие места в заданиях, где легче всего можно «споткнуться» и допустить ошибку.

Ловушка

6. Это замкнутая поверхность, получаемая вращением полуокружности вокруг прямой, содержащей стягивающий ее диаметр. Термин встречается у древнегреческих ученых Платона, Аристотеля.

Сфера

7. Переместительный, сочетательный, распределительный - это … арифметических действий.

Закон

8. Это математический знак в виде горизонтальной черты, употребляемый для обозначения отрицательных чисел и действия вычитания. Введен в науку Видманом в 1489 году.

Минус

9. Современный знак √ впервые появился в книге Рене Декарта «Геометрия», изданной в 1637 году. Этот знак состоит из двух частей: модифицированной буквы r и черты, заменявшей ранее скобки. Индийцы называли «мула», арабы - «джизр», европейцы - «радикс».


Радикал

10. Это правильный шестигранник,
он же гексаэдр,
он же третья степень данной величины,
он же игральная кость.

Куб