Пасхальный сувенир из газетных трубочек

Разделы: Технология, Дополнительное образование

Ключевые слова: Пасха, пасхальное украшение, Пасхальный сувенир


Цель: прививать детям интерес к русской культуре посредством плетения пасхального сувенира или приобщение обучающихся к традициям народной культуры через декоративно-прикладную деятельность.

Задачи:

  • Образовательная: научить в технике спирального плетения изготавливать сувенир
  • Развивающая: развивать познавательный интерес детей к народному творчеству, его истории; активизировать творческий потенциал обучающих.
  • Воспитательная: прививать уважение к народным традициям и обычаям, приобщить к национальной культуре, как системе общечеловеческих ценностей.

Тип занятия: формирование новых знаний и умений.

Виды деятельности: беседа, практическая работа.

Методы обучения:

  • словесный (беседа, чтение стихов);
  • наглядный (просмотр слайдов, образцы поделок, эталон сувенира (яйцо));
  • практический (плетение сувенира);
  • валеологические (физминутки).

Формы работы: индивидуальная, коллективная.

Технические средства: ПК, мультимедийный проектор.

Наглядные пособия: образцы готовых сувениров, презентация, фильм о празднике.

Межпредметные связи: история.

Инструменты, материалы и приспособления: (ножницы, клей, салфетки, газетные трубочки).

Раздаточный материал: (материал для плетения, ленты для украшения)

План занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация
  3. «Путешествие» в праздник Пасха
  4. Физминутка
  5. Практические работы учащихся
  6. Рефлексия

Ход занятия

I. Организационный момент

- Всем добрый день! Я рада приветствовать вас на занятии. За окном такой чудесный день, что хочется подарить всем улыбку, а давайте все вместе улыбнёмся и подарим друг другу свои улыбки.

- Спасибо за прекрасные улыбки. (мотивационный настрой-тренинг)

- У нас в кабинете светло и празднично. Почему, ребята?

- Потому, что наступила весна - самый радостный период года. Пробуждается природа от зимнего сна. Всё расцветает, ликует. И на это время выпадает больше всего ритуалов, обрядов, праздников.

II. Актуализация

- Какие весенние праздники вы знаете? А христианские?

Совсем скоро мы будем отмечать праздник Светлой Пасхи

- В этот день колокола в храмах звенят особенно торжественно. И звон этот слышен далеко, далеко. (звучит «Пасхальный благовест», в это время выходят чтецы).

Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес...
Христос воскрес! Христос воскрес!

С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес...
Христос воскрес! Христос воскрес!

Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!

III. Основная часть занятия

1. «Путешествие» в праздник Пасха (демонстрация слайдовой презентации)

- Па́сха или Воскресе́ние Христо́во - древнейший христианский праздник, который установлен в честь воскресения Иисуса Христа. На Руси этот светлый день празднуется с Х века. Русские люди заранее готовились к празднику великим постом, приводили в порядок свои дома, готовили подарки, красили яйца, пекли куличи. Пасха всегда была любимым и общенародным праздником. (1 слайд)

- Главным атрибутом Пасхи были крашеные яйца и куличи. Яйца красили красной краской. Яйцо символизирует возникновение жизни, в нём таится жаждущая пробуждения жизнь. Крашеные яйца освещали в церкви. Дарение пасхальных яиц считается знаком того, что ты прощаешь человеку все обиды и не держишь на него зла. Считалось, что такое яйцо оберегает дом от пожара (2 слайд)

- А почему яйцо является символом Пасхи? По преданию ученица Христа, святая Мария Магдалена после воскрешения Христа отправилась в Рим с проповедью веры. И попав во дворец императора Тиберия, стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена было принято, посещая императора, приносить ему что-либо в дар; святая Мария была бедна и принесла простое яйцо, сказав: «Христос воскрес!» Не поверил император, но на глазах у изумлённых людей белое яйцо стало ярко красным. (3 слайд)

- Так на Пасху принято христосоваться и обмениваться крашеными яйцами, говоря при этом «Христос воскрес!»

2. Исследование

- Пасхальный сувенир можно изготовить разными способами. Все зависит от вашего творческого воображения и желания. Посмотрите на мой образец и скажите мне, какие материалы нам нужны и в какой техникой плетения он выполнен. (газетные трубочки, клей и ножницы; техника - спиральное плетение)

3. Повторение пройденного материала

Вопросы:

  1. Какие виды плетения вы знаете?
  2. Сколько трубочек применяем при «спиральном» плетении?
  3. Назовите, какие поделки, сделанные вами в этом году, выполнены в технике спирального плетения? (ёлочка, ваза)
  4. Сегодня мы изготовим нашу поделку в этой технике.
  5. Вспомните принцип этого плетения (нужно соединить концы трубочек, затем путём загибания каждой из них на последующую соседнюю трубочку плести по кругу, получается спираль.)

IV. Физкультминутка

- Но перед работой давайте немного разомнемся.

Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну, а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки.

(Упражнение нужно выполнять стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперед, а затем поднимают руки вверх и тянутся, как можно выше. Упражнение повторить 2-3 раза.)

IV. Практическая часть

- Сегодня мы будем работать под девизом «Не будь тороплив, а будь терпелив».

1. Вводный инструктаж. Правила безопасной работы.

- Ребята, для работы нам нужны инструменты и приспособления - ножницы, клей. Они лежат на ваших столах.
- А знаете ли вы правила безопасности при работе с ними? (ответы детей)

2. Плетение изделия.

- Посмотрите, ребята, на образец, который я для вас приготовила.

- Какой формы наш сувенир? (овал)

- Что нужно сделать для получения такой формы? (прибавлять расстояние между трубочками в начале изделия и убавлять в конце)

- С чего начнем работу? (ответы детей)

- Чем и как будем украшать поделку? (бантики, цветочки и др. по желанию детей)

- Итак, ребята, приступаем к работе! Желаю вам успеха! Если что-то непонятно, обращайтесь ко мне за помощью.

3. Целевые обходы рабочих мест обучающих с целью:

  • соблюдение безопасных приемов труда.
  • правильного положения туловища при работе.
  • правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности

V. Заключительная часть занятия

1. Самоанализ.

- Ребята, давайте полюбуемся нашими поделками! Посмотрите, как красиво стало в нашей мастерской - сколько прекрасных пасхальных сувениров у нас в корзинке.

- Что вам понравилось и запомнилось больше всего на нашем занятии?

- Что у вас особенно хорошо получилось на ваш взгляд?

- В чем затруднялись? На каком этапе было сложно?

- А какое применение можно найти вашим поделкам? (украсить интерьер комнаты, подарить родным, друзьям)

- И даже если в вашей семье этот праздник не празднуется, то все равно нужно знать историю своего народа. Делать подарки своими руками. И можно не беспокоиться, во всём мире это будет единственный экземпляр. Пока они хранятся в доме, оберегают от ссор и несчастий. Так считали наши предки.

2. Рефлексия.

Оформление на доске (тучка и солнышко).

-Перед вами солнышко и облачко. Выберите себе лучики, если на занятии было всё понятно и вы справились с работой. Если у вас возникли трудности- выберите капельки.

Прилепите их на солнышко или тучку. И объясните, почему вы сделали такой выбор? (Дети объясняют)

3. Уборка рабочих мест.

--Я думаю, что с поставленной задачей мы справились на отлично!

- Теперь я попрошу вас привести в порядок свое рабочее место. Всем спасибо!

Литература

  • 1.Н.В.Кузнецова «Плетение из соломки - сувениры. 2006г.
  • 2.М.Н.Нагибина «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. 1997г.
  • 3.Г.Бубекина «Самоделки из природного материала» 1960г.
  • Барбара Мейнард «Плетение» 1981 г.

Интернет-ресурсы

  1. Сайт о детстве.

Актуальность данной работы в том, что она связана с пониманием духовных и нравственных традиций, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений Приближается замечательный праздник Пасхи и очень хочется не просто красить свой дом , но и вложить душу, как бы прожить духовно этот праздник. А что лучше творчества настраивает нас на умиротворение. И таким образом "причастится" не только к духовности, но и к творчеству. А правильнее сказать к духовности через творчество.

Эффективным средством развития творческих качеств личности является народное искусство, оно помогает формировать интерес учащихся к культуре своего народа, воспитывает гражданина и патриота своей Родины.