Абстрактное искусство

Разделы: МХК и ИЗО, Дополнительное образование


Время проведения урока: 40 мин.

Раздел учебного предмета: "ИСКУССТВО КОНЦА XIX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА"

Тип урока: беседа, урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

Цель урока: познакомиться с абстрактным искусством; сформировать у учащихся представление о значении творческого наследия художников абстракционистов.

Задачи урока:

Обучающие:

  • формирование общего представления об абстрактном искусстве, как отражение своего времени;
  • ознакомление с видами абстрактного искусства;
  • ознакомление с представителями абстрактного искусства;
  • способствовать формированию умения воспринимать и анализировать абстрактные произведения искусства;

Развивающие:

  • развитие интереса к истории изобразительного искусства XX века, творческой активности;
  • способствовать развитию воображения, эстетического вкуса;

Воспитывающие:

  • воспитать интерес и уважение к памятникам мировой культуры;
  • воспитание эстетических представлений и художественного вкуса;
  • способствовать самостоятельному изучению истории искусства XX века

Оснащение урока:

  • проектор;
  • репродукции;
  • краски;
  • кисти;
  • альбом;
  • рабочие тетради;

Музыкальный ряд: опера Вагнера «Лоэнгрин».

Методы работы:

  • наглядный (демонстрация слайдов);
  • практический (изложение нового материала, практическая работа детей);

Интеграция:

  • живопись, рисунок, музыка

План урока

Этапы урока, время.

Деятельность преподавателя

Деятельность учеников

Применяемые методы

1

Оргмомент
1 мин

Приветствие. Организационный момент - проверка готовности к уроку.

Подготовка рабочего места.

Беседа

2

Постановка целей и задач урока
2 мин

Подводит учеников к определению темы, цели и задач урока.

Понимание темы урока. Принятие целей и задач своей деятельности.

Беседа. Наглядные

3

Основная часть урока. Объяснение темы
20 мин

Организация беседы с обучающимися.
Организация аналитической работы с обучающимися.
Корректирует ответы, направляет.

Восприятие рассказа учителя.
Отвечают на вопросы учителя, делают выводы. Проводят аналитическую работу.

Объяснение учителя
Беседа по новому материалу.
Аналитическая работа.

4

Практическая работа (применение полученных знаний на практике).
10 мин

Организует практическую работу по выполнению упражнений. Называет задание и условия его выполнения.

Выполняют практическую работу применяя полученные знания.

Практическая работа.

5

Контрольно-оценочный этап.
5 мин

Организует выставку работ, самооценку по критериям.

Анализируют и оценивают работы. Самооценка, взаимооценка.

Контрольно-оценочные действия.

6

Рефлексия. Подведение итогов урока.
2 мин

Подводит итоги урока. Выясняет достижение цели, выполнение задач урока. Делает вывод по уроку.

Определяют степень достижения цели урока.

Беседа в форме диалога.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие аудитории.

Предварительная организация класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, организация внимания)

2. Постановка целей и задач урока, определение темы

Преподаватель: Мы с вами продолжаем знакомство с искусством первой половины XX века, и уже знаем, что искусство этого времени направлено на эксперимент, выход за рамки традиционного, на поиск совершенно нового. Какое же направление в искусстве стало кульминацией этих поисков, следуя по пути упрощения, оно становится беспредметным?

Учащиеся: Абстракционизм

Преподаватель: Все верно! Абстрактное искусство было и остается наиболее противоречивым, обсуждаемым, но в то же время ярким и эмоциональным направлением в искусстве.

Итак, какая же тема сегодняшнего урока?

Учащиеся: Абстрактное искусство.

Преподаватель: Правильно! Тема сегодняшнего урока будет посвящена абстрактному искусству. Цель нашего урока познакомиться с абстрактным искусством, сформировать представление о значении творческого наследия художников абстракционистов. А также основываясь на полученных знаниях и экспериментируя с цветом и звуком, вы попробуете создать абстрактную композицию.

3. Объяснение темы

Преподаватель: Начало ХХ века - это время активного поиска новых способов выражения в искусстве. Художники осуществляли свой поиск по-разному - поодиночке и группами, интуитивно или при помощи четко прописанных манифестов. Но объединяло их общее желание реформировать искусство, отказаться от прежних приемов, найти новые образы.

С того момента, как фотография избавила художников от необходимости соревноваться в искусстве реалистического изображения действительности, живопись стала постепенно избавляться от предметных форм. Художник более не стремиться к сходству с реальностью. В его понимании живопись не обязана быть похожей на мир вокруг, а внутренний мир человека слишком сложен, чтобы передавать его при помощи однозначных форм. Беспредметные композиции воплощают субъективные впечатления и фантазии художника, поток его сознания, они порождают свободные ассоциации, движение мысли и эмоциональные сопереживания.

Абстракционизм как направление возникает одновременно в нескольких странах.

Ребята давайте запишем определение абстрактного искусства:

Абстракционизм (от лат.слова abstractus - отвлеченный) широкое направление в искусстве 20-го века, в котором создание произведения основано исключительно на формальных элементах (линия, цветовое пятно, отвлеченная конфигурация.)

С момента появления абстракционизма в нем наметились две основные линии. Первая, лирико-эмоциональная абстракция, в которой композиции организуются из свободно текущих форм и ритмов. Вторая - геометрическая, или логическая абстракция, создающая пространство путем сочетания геометрических форм, цветовых плоскостей, прямых и ломаных линий.

Основоположником абстрактной живописи считают Василия Васильевича Кандинского (1866-1944), его творчество уникальное явление русского и европейского искусства. Именно этому художнику суждено было совершить подлинный переворот в живописи и создать первые абстрактные композиции.

Рисунок 1. Кандинский В.В.

Судьба Кандинского складывалась не совсем обычно. До тридцати лет он и не помышлял об искусстве. Закончив в 1893г. юридический факультет Московского университета, он начал работать над диссертацией. В 1896г. получил приглашение из университета в Дерпте (ныне Тарту, Эстония) занять должность приват-доцента. Но в том, же году Кандинский внезапно изменил свою жизнь. Поводом для этого послужило впечатление от картины «Стог сена. Конец лета. Утро» 1891 года, Клода Моне на французской индустриальной и художественной выставке в Москве. Художник отказывается от кафедры и уезжает учиться живописи в Германии.

Рисунок 2. Кандинский В.В. «Зимний пейзаж» 1909г.

В ранних работах Кандинского чувствуются разные влияния: от немецкого экспрессионизма и французского фовизма до российского «Мир искусства».

Рисунок 3. Кандинский В.В. «Старый город» 1902г.

В начале 1910 года ясно определилось главное направление творческих поисков Кандинского: он хотел сосредоточить все средства живописи на передаче сложной системы чувств и ощущений, которые живут в потаенных глубинах души художника и не зависят от материального мира.

Создавая абстрактные композиции, Кандинский фактически изменил природу живописи - искусства, тесно связанного с повествованием, - приблизил ее к музыке. Именно опера Вагнера «Лоэнгрин», вызвавшая бурю не только эмоций, но и зрительных образов в сознании художника, заставила его задуматься о том, чтобы попытаться сделать что-то подобное с холстом и красками - что-то, производящее такое, же сильное воздействие на зрителя, но без прямого использования конкретных образов.

Одним из первых опытов на этом пути стала картина «Впечатление III» («Концерт»).

Рисунок 4. Кандинский В.В. «Впечатление III» («Концерт»).

Василий Кандинский разработал систему звучания красок, разделив цвета на холодные и теплые, светлые и темные, определил характер каждого, связав его со звуком того или иного музыкального инструмента.

Каждый раз цвет способен звучать по-своему в зависимости от формы, в которую заключен. Кандинский наделяет каждую форму определенными свойствами и характером.

Точка - это нечто быстрое, а линия создает движение. Горизонтальная линия холодная, вертикальная теплая. Прямые линии спокойные, ломанные и волнистые отражают разную степень эмоции. Тонкая линия похожа на высокую ноту и звучит, как флейта-пикколо или скрипка. Чем она толще, тем ниже звук. Чем ярче, тем громче.

Рисунок 5. Кандинский В.В. «Черное пятно» 1912г.

Столкновение линий и цветовых фигур создает драматизм в композиции. Звучит подобно музыке. И зритель должен искать не смысл, но прислушиваться к душевным вибрациям, которые вызывает этот драматизм.

Рисунок 6. Кандинский В.В. «Композиция VII» 1913г.

Понимать характер цвета, линии и создавать из простых геометрических форм композицию, наделенными различными духовными свойствами, стало главной художественной задачей абстракциониста.

1910-е годы можно назвать настоящим расцветом абстрактного искусства. В это время параллельно с идеями Василия Кандинского оформлялся стиль нидерландского живописца Пита Мондриана (1872-1944).

Рисунок 7. Пит Мондриан

Он подошёл к цвету и форме не менее философски и, возможно более радикально. Сократив палитру до трёх основных цветов красного, жёлтого и синего, он помещал эти цвета в решётке из чёрно-белых линий. Целью художника был поиск равновесия между цветами, а также цветом и его отсутствием, раскрывающие «логику красоты». Каждый раз в новой композиции размер и местоположение цветовых прямоугольников менялись. Менялись ритмы, составленные из горизонтальных и вертикальных линий, но неизменным оставался прямой угол между ними. Мондриан рассматривал связь геометрических форм с гармонией мира. Исходя из концепции этих учений, художник сформировал своё представление о линии и цвете: жёлтый был цветом солнца, синий - земли, а красный примирял их между собой. Горизонталь означала женское начало, а вертикаль - мужское.

Рисунок 8. П.Мондриан «Композиция с красным, синим и желтым» 1930г.

Создавая такие решётки на протяжении двух десятилетий, художник тем самым утверждал бесконечность поиска гармонии и равновесия в мире. Итогом художественных опытов стало формирование идеи и законов эстетической системы и живописной теории, названной Мондрианом "неопластицизм".

.

Рисунок 9. П. Мондриан «Композиция №10» 1939г.

Работы Мондриана носят декоративный и даже орнаментальный, характер, а его цветовой и геометрический лаконизм стал источником вдохновения для дизайнеров мебели и одежды.

Рисунок 10. Vogue, 1965

Какая же картина, по вашему мнению, является символом абстрактного искусства, ребята?

Учащиеся: «Черный квадрат» Малевича.

Преподаватель: Верно ребята! Ее автор Казимир Северинович Малевич (1879-1935) - один из величайших реформаторов искусства ХХ века. Создатель нового художественного метода - супрематизма, одного из самых радикальных течений беспредметной живописи.

Рисунок 11. Малевич К.С.

Художник родился в Киеве, где окончил художественную школу. С 1903 по 1910 годы учился в Московском училище живописи ваяния и зодчества. В ранних работах художника легко угадывается влияние импрессионистов и постимпрессионистов: Ренуара, Ван Гога и Сезанна. Он постоянно обращался к пленэрным пейзажам и зарисовкам, отличающиеся чистой цветовой палитрой и удивительно живой трепетной манерой письма.

Рисунок 12. К.С. Малевич «Цветущий сад» 1904г.

Потом был период увлечения кубизмом, когда художник путем сопоставления несопоставимого эпатировал публику. В 1910 Малевич участвует в первых выставках объединения «Бубновый валет» и «Ослиный хвост», живописи этого периода присущи черты примитивизма. Так в 1912-1913 году появилась первая из его «крестьянских серий».

Рисунок 13. К.С. Малевич «Жатва» 1913г.

В 1915 году Малевич показал миру «Черный квадрат», впервые представленный на выставке футуристов «0,10». Именно там художник использовал термин «Супрематизм», применив его в описании своих работ.

Рисунок 14. Афиша к выставке «0,10»

Рисунок 15. К.С.Малевич «Черный квадрат» 1915г.

Супрематизм получил свое название от латинского слова supremus, что значит наивысший. В самом начале существования новой художественной системы под этим термином понималось превосходство цвета над всеми остальными компонентами живописи, как лучшего средства передачи энергетики. Позднее автор супрематического стиля стал считать его высшей точкой развития искусства, «новым реализмом», который был высшей ступенью в истории всемирного художественного творчества.

Рисунок 16. К.С.Малевич «Супрематическая композиция» 1916г.

Парящие супрематические композиции из геометрических фигур уводят зрителя в параллельные пространства, в которых господствует духовное начало и нет ничего материального. Художник писал: «Ключи супрематизма ведут меня к открытию еще не осознанного. Новая моя живопись не принадлежит земле исключительно. Земля брошена. И на самом деле, в человеке, в его сознании лежит устремление к пространству, тяготение "отрыва от шара Земли"».

Рисунок 17. К.С.Малевич «Супремус № 58. Жёлтое и чёрное» 1916г.

Главным произведением этого направления стал «Черный квадрат», который стоит рассматривать не как произведение живописи, а как способ рассказать о тупике и одновременно, о новом старте искусства. Квадрат стал тем самым хаосом, абсолютным нулем, за которым должна последовать единица - новое искусство в новом мире. Суть супрематизма художник изложил в манифесте «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм».

Подводя итог, хочу сказать, что абстракционизм - уникальное явление мировой художественной культуры. Его уникальность обусловлена особенностями переломной эпохи. Рубеж ХIХ-XX века - это сложное и насыщенное время, когда формировались новые мировоззрения, новая философия, новые научные концепции и заключались основы для культуры новейшей эпохи. Это время перемен и потрясений. Не случайно ХХ век породил своеобразное искусство абстракционизма.

4. Выполнение практической работы

Преподаватель: Сегодня вы познакомились с абстрактным искусством и узнали, что создатель первых абстрактных картин Василий Кандинский разработал систему звучания красок. Исследованием соотношения цвета и звука занимались ученые в разные эпохи. Еще в Древней Индии мудрецы говорили о неразрывной связи музыки и цвета, это же подтверждал и Аристотель, утверждая, что соотношение цветов подобно музыкальным звучаниям. В XVII веке монах Л.Кастель задумал сконструировать цветовой клавесин, немного позднее эту же идею подхватил русский композитор А.Скрябин. Сконструировав цветосветовой аппарат. Филолог А.П.Журавлев активно занимавшийся вопросом взаимосвязи цвета и звука в стихах доказал, что звуки действительно могут создавать образы. Так, он пришел к выводу, что гласные звуки в стихах символизируют собой цвет.

Рисунок 18. Цветосветовой аппарат А.Скрябина 1911г.

А теперь посмотрите на экран. Что вы видите?

Рисунок 19

Учащиеся: Алфавит.

Преподаватель: Верно. Но алфавит необычный. Каждая буква в нем имеет соответствующий цвет. Используя данную таблицу, нарисуйте свое имя цветом. Создайте абстрактную композицию, сотворите «Музыку своего имени». Выйдите за рамки привычного, дайте волю вашей фантазии.

Вы можете использовать разную художественную технику и виды абстракции. Давайте вспомним, два основных направления в абстракции.

Учащиеся: Геометрическая и лирико-эмоциональная абстракция.

Преподаватель: Верно. Теперь вы можно приступать к своей работе. А чтобы работать было интереснее, я вам включу оперу Вагнера «Лоэнгрин», которая вдохновила Василия Кандинского на создание первой абстрактной композиции.

5. Контрольно-оценочный этап

Преподаватель: Итак, наши работы завершены.

Давайте сделаем мини-выставку ваших абстракций и посмотрим, как вы справились с работой.

Преподаватель оценивает с позиции эксперта общую работу класса, отмечая её достоинства.

Учащиеся оценивают свою работу, отмечая минусы или проблемные стороны, а также задают вопросы.

6. Рефлексия. Подведение итогов урока

Преподаватель: Мы познакомились с абстрактным искусством, узнали предпосылки его появления, а также рассмотрели картины великих художников абстракционистов. Убедились в значимости творческого наследия художников этого направления.

Во второй части нашего урока, основываясь на полученных знаниях и экспериментируя с цветом и звуком, вы создали свои прекрасные абстрактные композиции.

С какими трудностями вы столкнулись во время работы сегодня?

Учащиеся: Перестать анализировать картины и искать в них смысл. Научиться чувствовать свои эмоции от просмотра абстрактных композиций.

Какой этап был самым интересным?

Учащиеся: Практическая работа.

Преподаватель: Вы все прекрасно справились с задачей, применили в работе знания, полученные на сегодняшнем уроке. Показали себя как творческие и увлеченные люди. Я ставлю вам оценку отлично!

Информация о домашнем задании

Преподаватель: Дома записать в тетрадь главных представителей абстрактного искусства, перечислить их работы.

На следующем уроке мы продолжим изучать искусство ХХ века. Спасибо всем за работу! До свидания!

Приложение

Список литературы

  1. Аксенова А.С. Искусство ХХ века. Ключи к пониманию. События, художники, эксперименты. - М.: Эксмо, 2013
  2. Аксенова А.С. История искусств. Просто о важном. Стили, направления и течения. - М.: Эксмо, 2018
  3. Гомперц У. Непонятное искусство. - М.: Синдбад, 2022
  4. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры: Учебное пособие. - М.: Высшее образование, 2005
  5. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - М.: Искусство, 1985
  6. Макарова А.Н. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2000
  7. Мировое искусство. Иллюстрированная энциклопедия: 500 мастеров живописи. - СПб.: СЗКЭО "Кристалл", 2005
  8. Мировое искусство. Иллюстрированная энциклопедия: направления и течения от импрессионизма до наших дней. - СПб.: СЗКЭО "Кристалл", 2006
  9. Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. Искусство, том 5. - М.: ИНФРА-М, 2007
  10. Ривкин Б.И. Малая история искусств. - М.: Искусство, 1972
  11. Рид. Г. Краткая история современного искусства. - М.: Ад Маргинем пресс, 2017
  12. Схейен Ш. Авангардисты: Русская революция в искусстве. 1917-1935. - М.: Азбука-Аттикус, 2019
  13. Энциклопедия для детей ИСКУССТВО, том 7, часть 2. - М.: «Аванта+», 1998
  14. Эренгросс Б.А., Арсеньев В.Р., Воробьев Н.Н. и др. Мировая художественная культура: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2001