Инновационные подходы в дополнительном образовании: реализация дополнительной общеразвивающей программы по французскому языку

Разделы: Дополнительное образование


В рамках современных подходов к реализации дополнительных общеразвивающих программ говорится о необходимости дальнейшего развития системы дополнительного образования, открытой к инновациям, благодаря которым, привычная деятельность приобретает другие ориентиры и смыслы. Акцентируются возможности и преимущества образовательно-исследовательских и языковых социокультурных практик.

Использование в учебно-воспитательном процессе инновационных образовательных технологий позволяет повышать профессионально-практическую направленность получаемых знаний и мотивацию обучающихся, а, следовательно, добиваться гарантированных результатов педагогической деятельности.

Как известно иностранному языку нельзя обучить, язык можно только изучать. Эта идея лежит в основе механизма проектной языковой деятельности: учащихся меньше учат, они больше учатся сами, приобретая новые знания и опыт социального взаимодействия. Не случайно ученик, погружённый в языковую деятельность, становится взрослее в своём общественном сознании, он способен занимать осознанную позицию при оценке любой социальной ситуации.

В данном контексте обратимся к дополнительной общеразвивающей программе по французскому языку, реализуемой во Дворце творчества детей и молодёжи им. О.П.Табакова, г. Саратов.

Актуальность и новизна программы заключается в обосновании новых форм деятельности учащихся в процессе изучения французского языка, речь идёт о цикле занятий по подготовке разновозрастных учащихся на базе объединения к сдаче международного экзамена DELF.

Сегодня практически каждый человек, изучающий французский язык, стремится соотнести свои языковые знания с общепризнанной в лингвистике уровневой шкалой от А1 - элементарный пользователь до С2 - свободный пользователь и получить соответствующий международный Сертификат из Министерства образования Франции, который действителен пожизненно и признан во всём мире.

Общая цель проведения международного экзамена заключается в правильном определении уровня владения французским языком и дальнейшее его совершенствование.

Идеи курса соответствуют требованиям современного общества и государственного заказа - воспитание социально ориентированной личности, способной достойно жить и общаться в поликультурном мире.

Подготовительный курс на базе объединения «Радуга» предусматривает применение новых образовательных технологий: интернет-технологии с опорой на информационный ресурс (языковые программы, средства телекоммуникации) и технологию коммуникативного обучения. Новизна заключается в появлении новых компонентов занятия, например, речевых ситуаций из реальной жизни с использованием аутентичных материалов.

Подготовительный курс начал успешно функционировать на базе объединения с 2015 года. За 7-8 лет более 50% коллектива учащихся стали счастливыми обладателями разноуровневых Сертификатов, ведь, сдавать экзамен ребята начинают уже с 7 лет.

Для наиболее продуктивной подготовки к экзамену были приобретены специальные современные пособия. На сегодняшний день мы сотрудничаем с двумя французскими издательствами Clé и Hachette, среди учебников:

"Les Loustics", Préparation à l`examen du DELF Prim A1.1, Hachette Livre, 2013;

"Les Loustics", Préparation à l`examen du DELF Prim A1, Hachette Livre, 2013;

Livre "Préparation à l`examen du DELF Scolaire junior B1", Hachette Livre, 2011.

По мнению организаторов проведения экзамена, обязательными условиями успешности подготовки является: сотрудничество; добровольное включение в систему подготовки; личный пример, как учащихся, так и педагога.

У нас таковым стал пример успешной сдачи экзамена первоклассником Михаилом Сабировым, который занимался в объединении два года и при сдаче экзамена набрал из 100 баллов - 97. Это и пример экстерна, когда по результатам предварительного собеседования экзаменаторы предложили учащейся сдать экзамен уровнем выше. Речь идёт о старшекласснице Элене Кушнир, которая сегодня работает менеджером на франко-российском предприятии и проживает в Москве.

Это, конечно, и личный пример педагога. Когда на сайте педагогического университета «Первое сентября» в каталоге дистанционных курсов повышения квалификации появилось объявление о курсе «Готовимся к экзаменам DELF Junior", сразу же было принято решение подать заявку на участие. Сейчас, когда курс успешно завершён, появилось желание поделиться полученными знаниями с учениками, применив инновационный теоретический материал на практике.

Таким образом, организация курса по подготовке к разноуровневому международному экзамену представляет собой явление интенсификации учебно-воспитательного процесса и открывает новые возможности языковой среды на базе учреждений дополнительного образования.