Конспект занятия по психологии «Я–Мы» (развивающее занятие на сплочение коллектива)

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель - создать условия для позитивного приятия себя, своих одноклассников, формирование чувства общности.

Задачи:

  • Развить навыки ассоциативного мышления.
  • Сформировать позитивное представление о своих качествах и качествах одноклассников.
  • Поспособствовать формированию навыков самопонимания, понимания своих одноклассников.
  • Способствовать осознанию собственной значимости для сплочения коллектива.

Используемые методы: игра, метод ассоциаций, рисуночная арт-терапия.

Форма проведения: групповое развивающее занятие.

Оборудование: цветные карандаши, бланки «Я в лучах солнца», блок цветных клеящихся листочков, 2 листа ватмана, клей.

Участники: обучающиеся 5-6-х классов.

Ожидаемый результат: положительное отношение к себе и одноклассникам, создание благоприятной атмосферы, сплочение ученического коллектива.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие.

Здравствуйте! Я сегодня проведу занятие для того, чтобы вы внимательнее посмотрели на себя и своих одноклассников, возможно, вы обнаружите, что то новое, неожиданное для себя, сможете лучше понимать друг друга. Это поможет вам стать сплоченнее. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

II. Основная часть

1. Упражнение «Ассоциации». 8 минут

Цель - возможность получить детям неожиданную информацию о них самих, помочь подросткам выявить сходства и различия со своими одноклассниками. Это упражнение поможет подросткам обратить внимание на различные стороны своей личности.

Инструкция: «Я хочу предложить вам упражнение, в котором вы сможете проявить свою фантазию, а так же обнаружить сходства и различия между вами. Поможет нам в этом метод ассоциаций, мы будем использовать его для того, чтобы легче было разобраться в себе и по новому взгянуть на своих одноклассников. Каждый из вас должен выбрать из трех понятий одно, которое вам подходит больше всего. Например: Красное, Синее, Желтое. В этой игре нет правильных или неправильных ответов. Выбирайте первое, что приходит в голову, спонтанно, долго не раздумывая.

  • Положите руку на голову, пожалуйста, те из вас, кто выбрал Красное.
  • Те из вас, кто выбрал Синее, поднимите одну руку и удерживайте ее.
  • Те из вас, кто выбрал Желтый цвет, соедините обе руки перед собой.

А сейчас, когда цвет выбран, подумайте, почему вы выбрали именно этот цвет? Посмотрите на одноклассников, которые выбрали с вами один цвет. Как вам кажется, выбранный цвет может помочь вам обнаружить схожие черты? Вы можете выслушать друг друга, почему отождествили себя с данным цветом. Подумайте, что еще может вас объединять?

Опустите руки. Следующие три понятия:

Океан - Река - Озеро;
Вода - Огонь - Воздух;
Солнце - Дождь - Снег.

Подведение итогов (обсуждение в парах).

  • Понравилось ли мне упражнение?
  • Какие сходства меня радуют?
  • Какие сходства меня беспокоят?
  • Как я сейчас себя чувствую?
  • С кем я чаще всего оказывался в одной группе?

2. Упражнение «Я в лучах солнца». 8 минут

Цель - способствовать углублению процессов самораскрытия, учить находить в себе главные индивидуальные личностные особенности, формировать положительное принятие себя.

Инструкция: Нарисуйте, пожалуйста, на листах солнце и несколько лучей к нему. В центре напишите свое имя, а на каждом лучике что-нибудь хорошее про себя, свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы было как можно больше заполненных лучей. Если вам покажется сложным это упражнение, вспомните, о своих успехах или о том, что у вас хорошо получается, запишите это на лучах солнца.

3. Упражнение «Я в лучах славы». 15 минут

Цель - способствовать развитию умения видеть и определять положительные характеристики одноклассников. Формирование благожелательного отношения к одноклассникам.

Инструкция: Сейчас у вас будет возможность сказать комплименты каждому вашему однокласснику. Я буду называть имя ученика, вы по очереди говорить ему комплименты или называть его лучшие свойства личности. Можете вспомнить различные ситуации, события, в которых вам понравилось поведение одноклассника. Если вы услышите о себе качества, которые присвоили вам одноклассники и которое вы не написали на лучах своего солнца, допишите их красным цветом.

Подведение итогов

  • Понравилось ли мне упражнение?
  • Как я себя чувствовал, когда называли мои положительные качества?
  • Узнал ли я о себе что-нибудь новое?
  • Удивил ли тебя кто-нибудь из одноклассников?
  • Легко ли было определять положительные качества одноклассников?
  • Как я сейчас себя чувствую?

4. Упражнение «Я - МЫ». 5 минут

Цель - создание благоприятного психологического климата, осознание важности проявления собственной значимости и значимости каждого для сплочения коллектива.

Инструкция: Нарисуйте на листах бумаги с вашим Солнышком букву Я таким образом, чтобы Солнышко стало частью буквы Я. Используйте цветные карандаши, рисуйте букву Я, как будто-то вы рисуете себя, разукрасьте ее, декорируйте так, как вы себя чувствуете-осознаете сейчас. Быстро рисуйте, три минуты! А затем на ножках буквы Я напишите качества, которые вам необходимы, чтобы улучшить климат в классе или какой вклад вы можете внести для этого.

Ведущий на склеенных двух ватманах с помощью клея размещает рисунки в форме двух букв М и Ы таким образом, чтобы образовалось слово «МЫ!».

Каждый из вас индивидуален и является неотъемлемой частью целого МЫ. Нет Я, нет и МЫ. Предлагаю написать пожелание себе и всему классу на листочках стикерах и разместить пожелания в качестве рамки по контуру картины.

III. Рефлексия занятия

Наш урок подходит к завершению.

  • Что узнали нового на занятии?
  • Что полезного вынесли для себя на занятии?
  • Что понравилось на занятии? Что не понравилось?

Вы все увлеченно и слаженно работали, каждый из вас уникален и необходим, потому что он часть целого! А ценность каждого из вас собирается в силу. Чем больше вы цените друг друга, тем сильнее и крепче ваш коллектив!

Литература

  1. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс! - Москва: Генезис, 2007.
  2. Фопель К. На пороге взрослой жизни. - Москва: Генезис, 2008.
  3. Балабанова Н.В. / Мастерская арт-терапии (г. Ростов на Дону, 11февраля 2016) - URL: htth:// t.me/magic_art_terapy (дата обращения 22/11/22).