Урок-практикум по теме «Исследование соединения проводников»

Разделы: Физика


Цель урока: экспериментально изучить параллельное и последовательное соединения проводников в электрической цепи.

Задачи:

Образовательные:

  • экспериментально определить соотношение между величинами на отдельных участках цепи при параллельном и последовательном соединениях проводников;
  • экспериментально определить общее значения величин цепи при соединении проводников;
  • продолжить формирование умений и навыков собирать простейшие электрические цепи, а также пользоваться измерительными приборами (амперметром и вольтметром);

Воспитательные:

  • продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке;
  • продолжить работу по формированию умений работать в коллективе (умение высказать свою точку зрения и выслушать точку зрения товарища, умение уважительного отношения к мнению товарища и др.).

Развивающие:

  • продолжить работу по формированию умений делать выводы и обобщения на основе результатов проведённого исследования;
  • продолжить развитие мышления, творческих и исследовательских способностей учащихся.

Оборудование:

  • Источник питания
  • Амперметр
  • Вольтметр
  • Лампа - 2шт
  • Резисторы - 2шт
  • Ключ
  • Соединительные провода

Ход урока

1. Оргмомент

Добрый день. Сегодня на уроке у нас эксперимент, с помощью которого Вы узнаете как и где применяются знания о (слайд 1) электрическом токе и соединение проводников.

Презентация

2. Актуализация знаний

Для изучения новой темы нам потребуется повторить необходимые термины и законы. (слайд 2)

  1. Что называется электрическим током?
  2. Какая физическая величина называется силой тока?
  3. Как она обозначается ?
  4. Формула для определения силы тока?
  5. В каких единицах измеряется?
  6. Каким прибором измеряется сила тока и как он включается в цепь? (слайд 3)
  7. Какая физическая величина называется электрическим напряжением?
  8. Как обозначается?
  9. В каких единицах измеряется?
  10. Формула для определения напряжения?
  11. Каким прибором измеряется напряжение и как он включается в цепь? (слайд 4)
  12. Какая физическая величина называется электрическим сопротивлением?
  13. Как обозначается?
  14. В каких единицах измеряется?
  15. Формула для определения сопротивление?
  16. Каким прибором измеряется сопротивление?
  17. Сформулируйте закон Ома для участка цепи.

Сейчас Вы назвали способы подключение приборов ( амперметра и вольтметра ) в цепи и значит мы сегодня будем исследовать?

(слайд 5) Исследование последовательного и параллельного соединения проводников. (ученики самостоятельно определяют тему урока)

(слайд 6) Вспомним как обозначаются приборы в схеме. И назовем их. (на столах приборы)

(слайд 7) Инструкция по ТБ. Осторожно с током!

Важно помнить, что

  • Очень опасно одновременно прикасаться двумя руками к неисправленному проводу.
  • Очень опасно пользоваться неисправленными приборами.
  • Очень опасно собирать, разбирать, что-либо в электрических приборах во время работы прибора.
  • Прежде чем, что-то исправить, нужно отключить прибор.
  • Нельзя засовывать металлическую проволоку в розетки.

(слайд 8) Что из этих приборов можно собрать, и что такое цепь? Какие бывают цепи? Что входит в состав цепи? Простейшая цепь?

Конечно очень трудно сразу разобраться в соединениях проводников, по этому мы разобьем наш урок на две части и начнем с простейшего соединения .

Итак, тема нашего урока ……?

3. Изучение нового материала

(слайд 9) «Исследование последовательного соединения проводников»

А теперь я предлагаю вам посмотреть на рисунок и ответить на вопрос:

Какая особенность у данного соединения ?Где его можно использовать? Приведите пример. Можно в своей группе изобразить это соединение. (делают заключение)

Теперь предлагаю Вам собрать простейшую цепь из предложенных приборов и ответить на вопросы (раздаточный материал). Помните, чтобы точно снять показание приборов надо знать их абсолютную погрешность (цену делении).

1. Начертить схему электрической цепи из предложенного оборудования.

2. Чему равна сила тока на различных участках цепи?

3. Каково напряжение на потребителе (резисторах, лампочках) при их последовательном соединении?

4. Чему равно сопротивление на каждом потребителе?

5. Чему равно сопротивление всего участка цепи, состоящего из двух последовательно включенных потребителей?

Сделайте заключение о проделанной работе. (слайд 12,13)

Вывод:

I₁ = I₂ = I

U = U₁ + U₂

R = R₁ + R₂

В чем же преимущество и недостатки последовательного соединения? (слайд 14)

«+»:

1) Простота сборки цепи;

2) Можно «сделать» маленькое напряжение на приборах;

«-»:

1) Если выходит из строя один прибор - другие не работают.

Молодцы! Поработали на славу .Но надо отдохнуть!

(слайд 15) Физминутка.

Можно подвести итог нашей работы.

(слайд 16) Рефлексия

Продолжим.

(слайд 17) «Исследование параллельного соединения проводников»

А теперь я предлагаю вам посмотреть на рисунок и ответить на вопрос:

Какая особенность у данного соединения? Где его можно использовать? Приведите пример. (слайд 18)

Можно в своей группе изобразить это соединение. (делают заключение)

Теперь предлагаю Вам собрать простейшую цепь из предложенных приборов и ответить на вопросы (раздаточный материал). Помните, чтобы точно снять показание приборов надо знать их абсолютную погрешность (цену делении).

1. Начертить схему электрической цепи из предложенного оборудования.

2. Чему равна сила тока на различных участках цепи?

3. Каково напряжение на потребителе (резисторах, лампочках) при их параллельном соединении?

4. Чему равно сопротивление на каждом потребителе?

5. Чему равно сопротивление всего участка цепи, состоящего из двух параллельно включенных потребителей?

Сделайте заключение о проделанной работе. (слайд 20,21)

Вывод:

I = I₁ + I₂

U = U₁ = U₂

1/R = 1/R₁ + 1/R₂

В чем же преимущество и недостатки параллельного соединения?

(слайд 22)

«+»: При выключении одного из элементов, цепь продолжает функционировать дальше. Все остальные элементы продолжают работать.

«-»: Все приборы должны быть рассчитаны на одно и то же напряжение.

Можно подвести итог нашей работы.

(слайд 23) Рефлексия

4. Итоги. (Обобщение работы)

Беседуя с учащимися, подводим итог тому, что нового узнали сегодня на уроке.

Можно записать в тетради результат нашей работы.

(слайд 24)