Внеурочное мероприятие по химии и биологии «Химия пищевых продуктов»

Разделы: Химия, Биология, Внеклассная работа


Цель: научиться анализировать состав пищевых продуктов по упаковке и обобщить знания о составе продуктов питания.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с консервантами и их влиянием на организм человека;
  • формирование представлений об опасных и вредных добавках.

Развивающие:

  • способствовать расширению кругозора;
  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать информацию;
  • продолжить формирование умения работать с литературой и интернет-источниками.

Воспитательные:

  • совершенствовать навыки общения;
  • развитие памяти, внимания, логического мышления, наблюдательности;
  • показать значение культуры питания для здоровья, важность сбалансированного питания, использования витаминов и микроэлементов для развития детского организма;

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, презентация, конверт с раздаточными материалами (вырезки из газет, упаковки продуктов, практическое задание).

Ход мероприятия

1. Организационный этап

2. Этап постановки цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности

На слайде представлена пищевая ценность некоторых продуктов, обращали ли вы внимание на это? Кто знает, что это такое? (слайд 2)

- Как вы думаете, какое влияние оказывают на человека пищевые добавки?

- Что такое рациональное питание? Можно ли говорить о нем, как об одном из главных факторов, определяющих здоровье человека?

Мы с вами сегодня порассуждаем на тему - химия и пища, химический состав пищи, зачем нам нужны белки, жиры, углеводы. Что такое консерванты и какие консерванты наиболее безвредны для нашего организма. Рассмотрим вопросы рационального питания, и постараемся разобраться, почему важно правильно питаться.

3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию материала

Проанализируйте ситуацию (слайд 3, 4). У вас на столе также представлены вырезки из газет на эту тему. Ожирение - одна из главных проблем 21 века. И эта болезнь «молодеет» с каждым годом. Основной причиной является расстройство пищевого поведения. Зачастую мы не знаем, что мы едим, так как не смотрим на состав продуктов. Мы выбираем, что быстрее приготовится и что вкуснее. А дети всегда едят то, что им дают родители. А что выберите вы? (последняя картинка на слайде 4). Давайте разбираться.

- Для начала давайте вспомним, что называется процессом питания? Зачем мы едим?

Вся жизнь человека связана с непрерывным обменом веществ, происходящим в организме. На него затрачивается большое количество энергии. Эта энергия, а также материалы для обновления и роста клеток и тканей обеспечиваются пищей. Вот почему пища - основной источник жизни любого живого организма.

- А теперь подумайте, чувствуете ли вы энергию, после приема «неправильной» пищи? Что вам обычно хочется делать после приема пищи?

Питание - сложный процесс поступления, переваривания, всасывания и усвоения в организме пищи, необходимой для построения и возобновления клеток и тканей, покрытия энергетических затрат, регуляция функций организма (слайд 5).

Существует еще такое понятие как рациональное питание - физиологически полноценное питание здоровых людей с учетом их пола, возраста, характера труда и национальных факторов. (Слайд 6).

4. Этап первичного усвоения новых знаний

Пищевая, биологическая и энергетическая ценность пищевых продуктов определяется содержанием в них: белков, жиров, углеводов, минеральных элементов, витаминов, органических кислот, вкусовых ароматических веществ.

Давайте вернемся к вопросу про пищевую и энергетическую ценность продуктов, заданному в начале нашего занятия (слайд 2).

Биологическая ценность пищевых продуктов отражает количество белковых компонентов продукта, зависит от перевариваемости белка и его аминокислотного состава. Энергетическая ценность характеризуется количеством энергии, которая высвобождается в процессе биологического окисления пищевых веществ и используется для обеспечения физиологических функций организма (слайд 7).

А сейчас мы рассмотрим, что представляют собой белки жиры и углеводы в пище.

Белки - высокомолекулярные органические соединения, состоящие из аминокислот. Белки (животные и растительные), которые мы употребляем в пищу расщепляются с помощью ферментов до аминокислот. Затем, на рибосомах (органоиды клетки) происходит биосинтез молекулы белка, которая подходит нашему организму. Поэтому организму человека нужны не белки, как таковые, а аминокислоты из которых они состоят. Норма белка - условная вещь и зависит от очень многих факторов, в том числе от вашей двигательной и умственной активности, возраста, различных заболеваний, климатических условий. Избыточное количество белковой пищи может приводить к перегрузке в выделительных системах организма.

Необходимо также обеспечивать организм 8 незаменимыми аминокислотами, которые не синтезируются в организме самостоятельно. Богатые белком продукты: сырая рыба (лучше замороженная), водоросли (фукус, спирулина - содержит все незаменимые 8 аминокислот), различная зелень (слайд 8).

Жиры - сложные эфиры высших карбоновых кислот и трехатомного спирта глицерина. Жиры являются важным компонентом для жизнедеятельности организма, это и огромная энергия, и непременный состав клеточной протоплазмы. Некоторые компоненты жиров являются незаменимыми для жизнедеятельности, например, такие как полиненасыщенные жирные кислоты. Кроме того, эти вещества являются важными источниками некоторых витаминов А, D и других биологических соединений. Важно обеспечивать поступление в организм достаточного количества незаменимых жирных кислот в оптимальном соотношении. Необходимо включать в рацион питания рыбу, растительные масла (льняное, тыквенное), кокосовое масло, авокадо и орехи. На каждый килограмм веса организму требуется 1-2 г жира, но при снижении массы тела, можно уменьшить показатель на 0,5 г (слайд 9).

Углеводы - высокомолекулярные органические соединения, которые содержат карбонильную группу и несколько гидроксильных. Являются основным источников энергии. Кроме того, эти вещества выполняют множество разных функций в организме - такие как: питательная, регуляционная. Все углеводы в нашем организме под воздействием ферментов расщепляются до глюкозы и попадают в кровь.

Углеводы делятся на простые и сложные. К простым углеводам относят те, в составе которых количество атомов углерода не велико. Это такие как: глюкоза, фруктоза, сахароза, лактоза, галактоза и др. Простые углеводы хорошо растворимы в воде и быстро усваиваются организмом. К сложным углеводам относятся полиозы - вещества разного уровня сложности. Наиболее известные сложные углеводы, это целлюлоза (клетчатка), гликоген, крахмал, пектины и др. Они усваиваются медленно, так как предварительно их необходимо расщепить до простейших соединений.

Также углеводы можно разделить на отрицательные и положительные. К отрицательным углеводам относятся рафинированные углеводы (сахар), которые содержатся в таких продуктах как алкоголь, торты, сладкие газированные напитки, конфеты, мороженое, хлебобулочные изделия. В такой еде много «пустых» калорий.

Положительными углеводами являться нерафинированные сложные соединения. Ими богаты овощи, орехи, бобовые, цельные зёрна, клетчатка. Процесс превращения этих углеводов в простые сахара протекает очень медленно, до четырёх, шести часов. Энергия от таких углеводов доставляется очень медленно, но зато на длительное время (слайд 10).

5. Практическое задание

Решение задач в группах.

Задача 1. Пользуясь таблицей «Зависимость продолжительности жизни людей от калорийности их питания» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

Зависимость продолжительности жизни людей от калорийности их питания

Территория

Ккал/день

Ожидаемая
продолжительность
жизни (мужчины)

Ожидаемая
продолжительность
жизни (женщины)

США

3770

75

80

Европа

3314

77

83

Япония (в целом)

2761

79

86

Окинава

1650

≥83

≥90

1) Какая существует зависимость между потреблением калорийной пищи и продолжительностью жизни?

2) На сколько калорийность питания в Европе в среднем меньше, чем в США?

3) За счёт каких групп питательных веществ современные производители пищи резко повышают её калорийность?

Задача 2. На большой перемене семиклассница Елена посетила школьную столовую, где ей были предложены блюда для второго завтрака. Используя данные таблиц 1 и 2, а также знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы:

1) Предложите школьнице меню с максимальным содержанием углеводов (одно блюдо, напиток и десерт) из перечня предложенных блюд и напитков. При выборе учтите, что Елена не употребляет шоколад и какао из-за аллергии.

2) Насколько предложенное меню соответствует норме второго завтрака по энергетической ценности для 13-летней Елены?

3) Какой отдел вегетативной нервной системы усиливает отложение жиров в организме подростка?

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

Возраст,
лет

Белки,
г/кг

Жиры,
г/кг

Углеводы, г

Энергетическая
потребность, ккал

7-10

2,3

1,7

330

2550

11-15

2,0

1,7

375

2900

Старше 16

1,9

1,0

475

3100

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

Блюда

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Энергетическая
ценность, ккал

Каша овсяная молочная с маслом

6,8

10,3

15,5

181,7

Каша гречневая молочная с маслом

6,1

11,6

25,9

228,4

Сырники с шоколадным соусом

8,0

17,7

37,5

341,0

Запеканка из творога со сгущённым молоком

7,0

23,8

31,3

368,2

Чай сладкий

0

0

14,0

68,0

Какао с молоком и сахаром

4,6

5,4

28,0

170,0

Кекс столичный

3,6

10,5

25,7

211,3

Яблоко свежее

0,6

0,6

13,7

65,8

6. Этап рефлексии

Совместно с учащимися разработать рекомендации по питанию в виде буклета.