Рабочая программа учебного предмета "Предметно-практические действия". Вариант 1.4

Разделы: Коррекционная педагогика


I. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Предметно-практические действия» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для глухих обучающихся (вариант 1.4). Программа предназначена для образования детей, имеющих, помимо глухоты, умеренную, тяжелую или глубокую умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), тяжелые множественные нарушения развития.

Вследствие тяжелых нарушений развития у детей с глухотой, обучающихся по варианту 1.4. процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

Цель:

  • включение глухих детей в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов;
  • достижение ребенком самостоятельности в доступных для него пределах в решении повседневных жизненных задач.

Задачи:

  • формировать целенаправленные произвольные действия с различными предметами и материалами;
  • овладеть предметными действиями как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности;
  • формировать положительный опыт и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.

II. Общая характеристика учебного предмета

Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия с материалами», «Действия с предметами».

В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании. В рамках предметно-практической деятельности также формируются элементы навыков, применяемых в доступных видах трудовой деятельности.

Обучение предметно-практическим действиям направлено на формирование у детей произвольных целенаправленных действий с различными предметами и материалами. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание, которые являются основой дальнейшего обучения доступной деятельности, ведения домашнего хозяйства и трудовой деятельности.

Содержание обучения на уроках предметно-практических действий очень разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов, присущих детям с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Тяжелые нарушения моторики, зрительно-двигательной координации, слухового внимания, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности детей, требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. На эти виды работы не отводятся целиком отдельные уроки: они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности.

Достижение поставленных перед данным предметом единых задач (развитие зрительных, слуховых, осязательных восприятий, координация работы анализаторов, развитие пространственных ориентировок, ручной умелости, развитие наглядного мышления) осуществляется не путем изолированных упражнений, а в различных видах содержательной деятельности (игра, конструирование, продуктивная деятельность). Каждая коррекционная задача по возможности включается в различные виды детской деятельности. Таким образом, предусматривается обеспечение максимально возможной динамичности, гибкости, взаимосвязи получаемых детьми знаний, умений и навыков, создание межпредметных, межфункциональных связей. Многие виды работ, которые вводятся и отрабатываются на этих уроках, затем широко применяются на всех других уроках.

IV. Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану МКОУ «Ш-И №18» на изучение предмета «Предметно-практические действия» в 1- 4 классах отводится 337 часов

Предметная область

Учебный предмет

Количество часов в неделю по классам

Технология

Предметно-практические действия

I

II

III

IV

всего

3

3

2

2

10

Всего часов

99

102

68

68

337

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Интегрируя знания о человеке, природе и обществе, учебный предмет «Предметно-практические действия «способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

V. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Возможные личностные результаты освоения учебного предмета:

  • осознание себя, как "Я";
  • осознание своей принадлежности к определенному полу;
  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  • развитие адекватных представлений об окружающем социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться школьные дела и др.;
  • понимание собственных возможностей и ограничений, умение пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами и (или) имплантом и другими личными техническими средствами в разных ситуациях;
  • умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.
  • владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;
  • способность к осмыслению социального окружения;
  • развитие самостоятельности;
  • овладение общепринятыми правилами поведения;
  • наличие интереса к практической деятельности.

Возможные предметные результаты освоения учебного предмета:

  • организовывать рабочее место;
  • знать различные виды материалов и уметь с ними работать;
  • узнавать и применять инструменты, необходимые на урок;
  • выполнять действия за учителем (по образцу или технологической карте);
  • сообщать о выполненных действиях путем подбора соответствующих письменных табличек с помощью учителя;
  • складывать бумагу, проглаживать по сгибу и отрывать, отрезать лишнюю часть бумаги, переплетать полоски бумаги; обводить по шаблону объекты для аппликации, вырезать их (по образцу) и по подражанию;
  • работать с тканью, ниткой и иголкой (с помощью учителя);
  • стремиться к достижениям в учебе, в жизни, в творчестве;
  • проигрывать различные роли в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного сотрудничества.

VI. Содержание учебного предмета

Формирование умений работать с разными видами материалов и инструментами (бумагой, тканями, пластилином, природными материалами и т.п.) Действия с материалами: разрывание, размазывание, разминание, пересыпание, переливание, наматывание.

Действия с предметами: захватывание, удержание, отпускание, встряхивание, толкание, вращение, нажимание всей рукой, пальцем, сжимание двумя руками, одной рукой, пальчиками, притягивание к себе, вынимание, складывание, перекладывание, вставление, нанизывание.

VII. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности

VIII. Материально-техническое обеспечение предмета

Материально-техническое оснащение учебного предмета «Предметно- практические действия» включает:

  • предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шарики, бусины),
  • звучащие предметы для встряхивания,
  • предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины);
  • материалы (песок, бумага, пластилин, ткань, пряжа и др.).

Методическая литература

  1. Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей, М.: ACADEMIA.
  2. Таблицы:
    1. «Порядок на рабочем месте»; «С чего начать работу»; «Правила безопасности»; «Работа с чертежом»; «Учись понимать чертёж»;
    2. «Приёмы разметки»; «Как сгибать и резать бумагу и картон»; «Работа с природным материалом»;
    3. «Подготовка к работе с тканью»; «Как разметить детали на ткани».

Технические средства: Компьютер, проектор, телевизор.