Открытое занятие по развитию речи "Зина, коза и заяц"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: развитие речи


Задачи.

  • Подводить детей к составлению текста-повествования, побуждать разыгрывать ролевой диалог, рассуждать.
  • Активизировать прилагательные. Формировать представление о словесном составе предложения.
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Уточнять и закреплять правильное произношение свистящих звуков.

Материалы, инструменты, оборудование.

  • Игрушки: кукла, коза, заяц, морковка, капуста, корзина.
  • Картинки: заяц, замок, зонт, зебра, зеркало, забор, корзина, обезьяна.
  • Наборное полотно.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель читает детям стихотворение Валентина Берестова «Коза»:

В дверь вошло животное
До того голодное:
Съело веник и метлу,
Съело коврик на полу,
Занавеску на окне
И картину на стене,
Со стола слизнуло справку
И опять пошло на травку.

Воспитатель спрашивает детей, что же это за голодное животное? Почему они так думают? Выслушивает догадки и рассуждения детей. При необходимости подсказывает, что у этого животного есть рога и борода, оно дает молоко, его нельзя пускать в огород. Воспитатель демонстрирует игрушку-козу, словесно описывает ee:

- Это коза. Вспомните, что любит есть коза? (Травку, капусту, морковку)

- Кто еще любит забегать в огород полакомиться капустой и мор-ковкой? (Заяц)

Воспитатель демонстрирует игрушку-зайца, описывает его, привлекая к этому и детей. Затем педагог достает куклу Зину с корзиной.

Рассказывает и разыгрывает историю с этими игрушками: «Это кукла Зина. У Зины - огород. Растут в огороде капуста и морковь. Как-то раз пришла Зина в огород и обнаружила там зайку и козу.

- Здравствуй, зайка!

- Здравствуй, коза!

- Здравствуй, Зина!

- Приходите ко мне в гости, угощу вас салатом из овощей.

- А будет там сочный капустный лист? - спросила коза.

- А будет там хрустящая морковка? - спросил заяц.

- Будет вам и морковка, и капуста, - ответила Зина.

Очень понравился зверюшкам салат из морковки с капустой. Зайка и козочка сказали: «Спасибо, Зина. До свиданья».

Педагог спрашивает у детей, понравилась ли им эта история, кто хочет сам ее рассказать и показать. Выслушивает желающих. Воспитатель дает возможность детям самостоятельно разыграть ролевой диалог без подсказок. Важно, чтобы ребенок самостоятельно связать 2-3 предложения.

Затем дети встают в круг, передают друг другу корзинку и повторяют за педагогом скороговорку: «У куклы Зины в корзинке картинки».

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, которые принесла в корзине Зина. Названную картинку выставляют на наборное полотно. Картинки: заяц, замок, зонт, забор, зебра, зеркало, корзина, обезьяна. Дети хором называют картинки, интонационно выделяя звуки «3», «3ь».

Далее воспитатель организует игру на внимание: «Если услышите в названии картинки звук «З» - хлопните в ладоши, если звук «Зь» - поднесите палец ко рту», - говорит воспитатель. Называются вразбивку слова-названия картинок. Слова повторяются 2-3 раза.

В завершение организуется игра «Живые слова». Дети, которым присвоили слова, встают в соответствующем порядке и «составляют» предложения:

ЗАЯЦ БАРАБАНИТ.

БАРАБАНИТ ЗАЯЦ.

БАРАБАНИТ ЗАЯЦ ЛОВКО.

Ребенку, который обозначает слово «заяц» можно дать в руки игрушку зайца.

Далее педагог читает стихотворение Валентина Берестова «Заяц-барабанщик»:

За уши зайца
Несут к барабану.
Заяц ворчит:
- Барабанить не стану!
Нет настроения.
Нет обстановки.
Нет подготовки.
Не вижу морковки.

Затем дети «угощают» зайца морковкой, он барабанит, а дети хлопают в ладоши в такт.