Интегрированный урок русского языка и окружающего мира. Тема: "Предложение. Текст. Природа вокруг нас". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 1

Ключевые слова: русский язык, окружающий мир


Цель:

  • Создание условий для ознакомления с правилами построения предложений, оформления их на письме.
  • Развитие речи и умения четко и грамотно выражать свои мысли.
  • Воспитание любви к Родине, бережного отношения к природе.

Задачи урока:

  • образовательная:
    • формировать умение грамотно строить предложения и оформлять их на письме, составлять предложения, отвечая на вопросы;
    • восстанавливать предложение из разрозненных слов;
    • учить использовать полученные знания на практике;
  • развивающая:
    • содействовать развитию речи учащихся, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;
    • развивать творческое и критическое мышление.
  • воспитательная: способствовать воспитанию любви к Родине, бережному отношению к природе.

Тип урока: урок «открытия нового знания и закрепления изученного материала».

Планируемые результаты:

  • предметные: учащиеся научатся составлять предложения, грамотно оформлять их на письме, объяснять их правописание; получат возможность научиться: находить информацию о различных животных, особенностях их обитания;
  • метапредметные: познавательные - работать с текстом, отвечать на вопросы, сопоставлять факты, находить объяснения, соотносить полученные знания с примерами;
  • коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться печатными средствами и электронными ресурсами;
  • регулятивные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять;
  • личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества во взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО:

  • учебник «Русский язык. 1 класс», автор - Т.Г.Рамзаева (М.: Просвещение, 2021);
  • электронное приложение к учебнику;
  • презентация, выполненная учителем;
  • рабочая тетрадь;
  • компьютер с необходимым программным обеспечением, проектор, экран.

I. Организационный момент

- Ребята, сегодня у нас вами очень интересный урок. Нам предстоит путешествие в волшебную страну. А какую, вы узнаете сами.

II. Введение в тему урока

- Скажите, какое слово для вас самое родное, дорогое, любимое? (мама)

- А еще есть такое слово? Это слово важно для каждого человека, оно составляет частичку жизни каждого из вас! Это слово - РОДИНА!

- Родина у каждого своя, это маленькое село, где он родился и вырос, это деревушка или огромный город, но это самое любимое и дорогое место для нас. Сколько бы мы ни ездили по свету, путешествовали по разным странам, а все равно домой хочется, на Родину.

- Ребята, а как называется наша большая Родина? (Россия)

- А как называется столица нашей России? (Москва). Главная река России? (Волга).

- А как называется наша малая Родина, наша земля, на которой мы с вами родились и выросли?

(Северная Осетия - Алания.) Столица - Владикавказ, главная река - Терек.

Ребята, а какие слова - синонимы можно подобрать к слову Родина? (Отчизна, Отечество).

- Какие пословицы о Родине вы знаете?

  • Родина - мать, умей за нее постоять.
  • Жить - родине служить.
  • На чужой сторонушке рад любой воронушке.

3. Минутка чистописания

Жить - Родине служить.

Подчеркнуть сочетание ЖИ.

4. Актуализация знаний

- Ребята, скажите, почему слова Родина, Россия, Москва, Волга, Северная Осетия, Владикавказ, Терек записаны с большой буквы?

- Потому, что это имена собственные.

- А что означают имена собственные и что вы о них знаете?

- Имена собственные - это имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия. Все имена собственные пишутся с заглавной буквы.

- А кто такой М.М.Пришвин? Какие его произведения вам известны?

Всем известны его слова: «Охранять природу - значит охранять Родину».

Наша Родина - чудесный богатый природой край. В наших лесах живут разные животные: звери, птицы, насекомые. Кто вам известен?

5. Словарная работа

- Ребята, мы с вами очень любим наш край, нашу Родину. А что надо делать нам, чтобы она становилась все краше, все лучше?

Охранять природу, значит охранять Родину! Эти слова принадлежат замечательному писателю, который писал ребятам о зверятах и о природе.

- А какие звери водятся в лесах Северной Осетии?

- Давайте отгадаем загадки и запомним, как пишутся названия некоторых из них.

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез
А зимой он спит в берлоге
От мороза прячет нос.
(медведь)

Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы
Уши больше головы.
(Заяц)

-Разделить слова на слоги, поставить ударение, найти слова, в которых количество букв и звуков не совпадает, объяснить, почему.

6. Физминутка

7. Постановка темы, целей и задач урока

- Посмотрите и скажите, из какой группы слов можно составить предложение? Почему?

- Какие цели и задачи перед собой поставим?

Сегодня на уроке предстоит:

  • Уточнить представление о предложении, о правилах оформления его на письме.
  • Закрепить умения составлять предложение различными способами: из разрозненных слов, отвечая на вопрос, составлять предложения с заданными словами.
  • Составлять небольшие тексты на заданную тему.

Узнать интересное о жизни животных.

8. Работа по теме урока

- Итак, ребята, мы с вами возвращаемся в нашу волшебную страну. Какую, скажите сами!

- Правильно, это страна Предложений.

9. Работа в парах

- Посмотрите на слайд. Прочтите задание, обсудите с соседом по парте задание.

1 вариант находит ответ на 1 вопрос, 2 вариант на 2 вопрос и записываете ответ в тетрадь.

Работа по учебнику. Стр. 13, упражнение 14.

1 в. Какая птица самая большая? (Страус - самая большая птица на земле.)

2 в. Какая птица самая маленькая? (Колибри - самая маленькая птица на земле.)

10. Работа в группах

Приложение

Составить из отдельных предложений небольшой текст на заданную тему о зверьке.

1 группа.

Ёжик.

Ёжик живёт в лесу. У него острая мордочка и маленькие ушки. Ёжик охотится по ночам. Он любит молоко.

2 группа.

Лисица.

Лиса - хищное животное. У неё пушистая рыжая шубка. У лисы зоркие глаза и острый слух. Лиса может долго и быстро бегать.

3 группа.

Заяц.

Заяц живёт в лесу. У зайца косые глаза, длинные уши и короткий хвост. Зимой зайцы белые, а летом - серые. Питается заяц травой, корой деревьев.

11. Физминутка

12. Работа по составлению текста

1. Отгадайте загадку

Хожу в пушистой шубке,
живу в густом лесу,
в дупле на старом дубе
орешки я грызу.
Белка.

2. - А вы знаете, что белки бывают не только такие, которые живут в наших лесах?

- Давайте послушаем и узнаем что-то новое и интересное.

Белка обыкновенная.

Живёт в лесу рыжая белочка. Гнездо у белки на сосне в дупле. Шубка пушистая. Ушки с кисточками. Глазки, как чёрные бусинки. Белка любит кушать грибы, ягоды, орешки. А на зиму делает запасы.

Карликовая белка.

Карликовые африканские белки очень малы и похожи на пышнохвостых мышат. Длина этих крохотных созданий 6 см. Вес меньше 10 граммов. Они обитают в тропических лесах.

Гигантская белка.

Гигантская белка ловкая и очень красивая. Сверху черная, а снизу - золотистая. Её длина с хвостом около метра. Голос у неё громкий и пронзительный, а гнезда - огромные шары. Интересно она отдыхает: Передние лапы лежат на одном суку, задние - на другом. А сама она висит между ними.

3. Самостоятельная работа. Составление и запись текста о белочке.

- Что мы должны помнить, когда составляем текст?

- Текст - это несколько предложений, связанных по смыслу. Текст можно озаглавить.

- Какова тема нашего текста, о ком в нем говорится, как мы его озаглавим?

- Белочка.

4. Вариативный выбор

  • Вы можете составить свой текст, ответив на три вопроса.
  • Вы можете списать текст, разделив его на предложения.

Помним, что каждое предложение пишется с заглавной буквы, а в конце ставится соответствующий знак препинания: . ? !

Белочка.

Белочка живёт в чаще леса. У неё рыжая пушистая шубка. Белка любит кушать грибочки и ягоды.

4. Зачитывание нескольких работ учащимися.

13. Итог урока

- Подведем итог урока. Какие слова вы сегодня научились писать? В чем особенность их написания? Что нового узнали на уроке?

14. Рефлексия

- Сегодня на уроке я узнал, открыл для себя……

- Я научился, смог……

15. Оценивание учителем работы учащихся на уроке