Текстоцентрический подход на уроках русского языка

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии


Коммуникативная компетенция учащихся базируется на продуманной системе развития речи и мышления учащихся. Основное методическое средство создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей речевой среды - это текст. Однако текст, преподносимый без надлежащего речевого мастерства, разрушает сам себя. Чтобы понять что-либо, учащемуся нужно это представить, а учитель зачастую лишает его этой возможности, забывая об образной памяти. В результате получается, что текст (правила в учебнике, слово учителя) как категория утрачивает свое основное качество «язык в действии» и разрушает естественную речевую среду, разрушает грамотность.

Работа с текстом должна превратиться в полилог, активным участником которого станет каждый ученик. Создание на уроке русского языка атмосферы совместной творческой деятельности учителя и учащегося пробуждает интерес школьников к работе с текстом.

Главный результат выполнения учениками соответствующих упражнений - это способы действий, которыми овладевают школьники, т.е. умения самостоятельно осуществить:

  • понимание замысла текста, максимально близкое авторской идее;
  • объяснение тех приемов и средств, которыми автор достигает реализации своего замысла;
  • объяснение влияния грамматических средств выразительности на оформление текста и его содержание;
  • сочинение собственных текстов (устных и письменных), адекватных заданной речевой ситуации.

Развитие, совершенствование чувства языка происходит в процессе работы с текстом на уроках русского языка, как в младших, так и в старших классах. Через текст происходит приобщение учащихся к национальной культуре; уроки русского языка включаются в единую систему филологического образования. Работа с текстом на уроках русского языка создает условия

  • для осуществления функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса;
  • для формирования представлений о языковой системе, реализации внутрипредметных, а также межпредметных связей курсов русского языка и литературы;
  • для личностно-ориентированного преподавания русского языка, для формирования языковой личности;

Опора на текст как речеведческое понятие не только на уроках развития речи, но при изучении лексики, морфологии, синтаксиса создает условия для духовно-нравственного воспитания учащихся, для развития их творческих способностей, ведь ученики обращаются к бесценному богатству, каким являются произведения русской классики.

Тексты, выбранные учителем в соответствии с особенностями возрастной психологии детей, вызывают у них интерес, желание проникнуть в сюжетные коллизии, оценить происходящее. Если один текст распределяется на несколько уроков, дети с нетерпением ждут его продолжения. Если на разных этапах урока поговорить о волнующих ребят проблемах, поднятых в тексте, то и словарные диктанты, и разборы предложений воспринимаются учениками как что-то лично им необходимое, нужное, интересное. Через умелый подбор текстов учитель может активизировать творческие силы обучаемого, может не только давать знания, расширяющие кругозор ученика, но и ставить его перед ситуацией нравственного выбора, принятия им самостоятельного решения.

Благодаря тексту современный урок может быть радостным и интересным. Что может быть важнее этого?!

В основе текстоцентрического подхода должны быть преемственность и системность. Планируя учебный материал по годам обучения, я целесообразно уделяю внимание в 5-6 классах - выявлению системы языковых средств всех уровней (в этих классах изучаются все грамматические темы), с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание текста.

Свои уроки планирую преимущественно на основе технологии личностно-ориентированного подхода, предполагающего дифференциацию: внешнюю (с учетом профиля класса) и внутреннюю (с учетом реальных возможностей учащихся).

Личностно-ориентированный подход позволит учитывать разные психологические особенности школьников: различный темп выполнения заданий (для тех, кто выполняет работу раньше, предполагаются задания повышенной сложности, требующие размышления); потребность в ярком и образном объяснении нового материала (используются лингвистические сказки, дидактические игры, тексты, содержащие забавные истории); стремление приобщиться к культурным ценностям, расширить кругозор (тексты культуроведческого характера, о достижениях науки и техники и т.д.).

Из технологии развивающего обучения перспективным является метод «малых групп», к которому лучше обращаться в старших классах при комплексном анализе текста. Проектная методика, лежащая в основе данного метода, способствует развитию исследовательских навыков учащихся (осознанно составляют план, формируют задачи, выходят на проблему, решают ее, рефлексируют). Работа в «малых группах» развивает познавательный интерес у детей, повышает их уровень заинтересованности в учебных занятиях и воспитывает ответственность за выполнение заданий.

Хотелось бы в качестве иллюстрации привести примеры заданий для старших классов, где тексты целесообразно рассматривать на межпредметной основе (русский язык и литература).

При таком подходе старшеклассники получают реальную возможность повысить свою лингвистическую, языковую и коммуникативную компетенцию.

Очень удобно в этом плане работать с поэтическими текстами, ведь мысль, «вооруженная… рифмами», быстрее находит путь к уму и сердцу ученика.

В своем выступлении мне бы хотелось остановиться на упражнениях, помогающих учителю формировать навыки анализа поэтического текста. Сгруппируем эти упражнения следующим образом (хотя, такая группировка, конечно же, условна):

  • Тексты, обучающие выразительному чтению.
  • Тексты с элементами анализа художественно-изобразительных средств.
  • Тесты с элементами лексико-фонетического анализа.
  • Тексты с элементами синтаксического анализа.
  • Тексты - сопоставления разных редакций стихотворения.
  • Тексты - комментарии к стихотворениям.
  • Сочинение по заданному плану.
  • Тексты, обучающие выразительному чтению.

Лексический разбор текстов разных стилей имеет свои особенности. При анализе художественного текста следует указать средства художественной изобразительности, используемые автором, показать, как реализуются в тексте стилистические возможности лексических средств. Если анализируются тексты публицистического и художественного стилей, то план лексического разбора включает наблюдения над использованием лексических средств, с помощью которых автор выражает свое отношение, оценку (оценочная лексика, стилистически окрашенные слова, лексический повтор, синонимы, антонимы и др.).

Особой интерес представляют задания, где перед учащимися ставится задача написать небольшое сочинение по данному началу, которое также может стать впоследствии составной частью анализа поэтического текста.

Использование текстоцентрического подхода, коммуникативно-ситуативных упражнений помогает повысить общекультурный уровень развития обучающихся на уроках русского языка.

Систематическое использование текстоцентрического подхода повышает уровень мотивации обучающихся к изучению предмета, способствует развитию целостного восприятия окружающей действительности. Текстоцентрический подход заключается в изучении теоретического языкового и речевого материала, а также его практической отработки на основе текста (нескольких текстах одной тематики). При анализе текста (текстов одной тематики) обучающийся должен пытаться построить свой ответ в форме связного высказывания, выполняя ориентировочно такие задания:

Подготовьтесь к выразительному чтению текста (отрывка): определите, где нужны логические ударения, паузы - короткие и более длинные; выберите нужный тон, темп чтения принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности.

  1. Определите тему, идею текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отображают тему текста.
  2. Дайте название тексту. Объясните содержание названия.
  3. Определите стиль текста. Обоснуйте свое мнение.
  4. Укажите средства художественной выразительности, которые используются автором. Как реализуются в тексте стилистические возможности языковых средств (фонетических, лексических, грамматических)?
  5. Докажите, что это текст. (Укажите средства связи в тексте, между предложениями).
  6. Определите тип речи. Докажите свое мнение.
  7. Объясните значение выделенных слов. Дайте характеристику лексики текста.
  8. Составьте план текста. Подготовьтесь к его пересказу.

Также текстоцентрический подход на уроках русского языка прослеживается в следующем. На первых этапах урока даем объяснительный диктант - отрывок из художественного произведения:

Самые яркие радости в детстве: теплый свет домашнего уюта, материнской и отцовской любви, свою любовь к открытому светлому миру.

Так памятно далекое утро, когда разбудили на рассвете в радостный праздничный день: «Погляди! Солнце играет». Я смотрю в окно: за деревьями дальнего леса всходит огромное яркое солнце. Оно распухает, раздувается, точно огненный, пылающий шар - играет! (По. И.Соколову-Микитову)

После записи(или вывода на экран) выполняются следующие задания:

  • выразительно прочитайте текст.
  • найдите несколько многозначных слов, укажите, в каком значении они употреблены.
  • объясните орфограммы и пунктограммы.
  • составьте схему 1-ого предложения.
  • подчеркните грамматические основы в предложениях II абзаца, укажите, чем выражены главные члены.
  • найдите слова, морфемный состав которых соответствует схемам:
     (свет); ^^^ (материнской)
  • рассмотрите схемы предложений с прямой речью. Какой из них соответствует постановка знаков препинания во 2-м предложении?

Читая ребятам текст контрольного диктанта с грамматическим заданием, мы также используем текстоцентрический подход.

Текст находится в центе изучения и при написании изложения любого типа (читаем текст, составляем план, определяем тему, основную мысль, тип речи, а также рассматриваем орфограммы и пунктограммы).

Наконец, текстоцентрический подход является ключевым при выполнении всех заданий ЕГЭ.

1. Текстоцентрический подход позволяет реализовать все цели обучения в их комплексе:

  • формируется речевая компетенция в единстве с языковой и прописной;
  • развиваются универсальные способы мыслительной деятельности;
  • воспитывается любовь к родному языку к родине. Происходит усвоение духовной культуры разных народов, уточняются ребенком его нравственные и эстетические позиции.

2. С целью формирования у учащихся коммуникативной компетенции необходимо проводить плановую, системную работу с текстом, начиная с 5 класса.

3. Необходим переход преимущественно к продуктивной деятельности, т.к. только в ней формируется истинная грамотность.

Текстоцентрический подход - необходимое условие достижения нового качества образования, главным содержанием которого является развитие интеллектуальных умений и навыков, формирование личностных качеств молодых людей. Чтение, понимание, интерпретация текста - это основные общеучебные умения, благодаря которым возможно обучение вообще.