Зверь по имени ЕГЭ и ОГЭ

Разделы: Школьная психологическая служба, Дополнительное образование, Классный час «Поговорим о главном»


- С чем у тебя ассоциируется экзамен? - дрожь, сердцебиение, руки потеют, ужас.

- А чего боишься?

- Не сдать

- Что тогда с тобой случится?

- Взрослых огорчу, маму, учителей, они на меня надеются

- А с ТОБОЙ что будет?

- Плохо. Провал полный, ещё раз подтвержу себе, что я полный неудачник!...

Сколько таких историй случается каждый день, не перечесть. А причина чаще одна- не выполнить ожиданий взрослых.

Казалось бы, ведь сколько лет уже идет эта эпопея с ЕГЭ и ОГЭ, а воз и ныне там. Дети продолжают испытывать запредельный стресс.

У меня было несколько похожих друг на друга историй, когда выпускники спрашивали, даже не на экзаменах, а на пробниках: скажите, не могу фамилию вписать в бланк регистрации. Здесь Е нужно писать или И?

Что происходит с нашими подросшими детьми? Как помочь выпускникам? Можно ли что-то сделать, чтобы их так не трясло на экзаменах? Конечно, можно! Если, действительно, ответить на вопрос, почему все это.

В первую очередь, давайте посмотрим на наши требования по отношению к выпускникам в последний год их подготовки к экзаменам. Часто требования нас, взрослых - и учителей и родителей, завышены. Они не соответствуют способностям и возможностям выпускников. Плюс, эти требования повторяются каждый день. Отсюда рождаются наши ожидания: тебе НУЖНО сдать на оптимально высокий балл, а то…И их страхи, смотрим выше - «боюсь не сдать, тем самым, огорчу взрослых и буду полным неудачником» Когда школьники это понимают, их и начинает подтрясывать.

Итак, шаги для выпускников:

Первое. Проанализировать свои реальные возможности, соотнести с целью и, тем самым, нивелировать требования взрослых и свою тревожность.

Второе. Повысить балльность. Есть специальные приемы, которые помогают это сделать. Как только начнет повышаться балльность при прорешивании заданий, снижается тревожность и появляется уверенность "я могу!" Не будет каши в голове.

Третье. Тайм-менеджмент. Выстраивание режима учебного времени. Профилактика выгорания и потери ресурса. Зачем? Когда мы, взрослые, нагружаем школьников дополнительными курсами и занятиями, выпускникам не хватает времени восстановиться и организм теряет жизненную энергию.

В моей практике была девочка, выпускница, которая ходила ко мне год перед экзаменами. И больше полугода она заходила в кабинет со словами: у меня совсем нет сил, я просто выжата.

Четвёртое. Саморегуляция и пополнение энергии. Отработка навыка работы над собой в момент стрессовой нагрузки.

Пятое. Работа со страхами.

Ну и на закуску - активные способы качественного запоминания, помогающие усваивать большие объемы учебного материала в короткие сроки и удерживать в голове долгое время.

Все решаемо. Школьники, прошедшие такой курс, учатся в удовольствие, полны энергии, и спокойно, с уверенностью пишут и пробники, и сами экзамены.

Кстати, родителям не помешает пройти такой же курс, чтобы в случае сбоев понимать состояние ребенка и помочь ему прийти в норму. Ведь чаще источник стресса - в тревожности и действиях окружающих взрослых.