Сообщение из опыта работы «Использование оборудования «Речевое развитие в детском саду программы «Речь.Плюс» в центре грамотности и письма»

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии

Класс: д/с


В учреждении работа по развитию речи уже много лет является приоритетной. Все больше воспитанников имеют особенности в речевом развитии, в связи с чем педагоги вынуждены искать новые способы повысить эффективность работы по развитию речи.

В своей работе по развитию речи мы используем программно-дидактический комплекс (ПДК) программы «РЕЧЬ:ПЛЮС». Особенно он зарекомендовал себя при организации обогащенной игры в центре грамотности и письма в индивидуальной и подгрупповой формах работы.

При подборке материалов в центр развития мы ориентируемся на их максимально развивающий и обучающий эффект и возможность использования данных материалов в самостоятельной деятельности детей. Приветствуется если пособия имеют автодидактические свойства или дополнены карточками-схемами для организации самостоятельной деятельности детей с ними.

Методические материалы комплекта подобраны авторами программы для решения задач по речевому развитию в соответствие с ФГОС ДО:

  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В состав комплекта входят:

  • диагностический альбом;
  • рабочие тетради для детей разного возраста и методические рекомендации к ним;
  • различные материалы для работы по развитию речи (например, детская типография);
  • карточки с заданиями к материалам для педагогов;
  • карточки с заданиями для самостоятельного использование материалов воспитанниками и т.д.

Авторами пособия уже продумана возможность самостоятельного использования детьми материалов за счет их автодидактивности. Как использовать игры дети интуитивно понимают, особенно, если мы подбираем материалы для центра грамотности в закрепление к теме, с которой ребята познакомились ранее на занятиях по развитию речи.

Наличие детских карточек и альбомов также обеспечивает возможность использования данных материалов для центров активности и самостоятельной
деятельности воспитанников. Педагоги могут продумать варианты использования пособий или предоставить инициативу детям.

Сегодня мы покажем примеры из опыта работы по подбору игр для центра грамотности и письма.

Самая увлекательная игра - «Детская типография»

Это материал с автодидактическими свойствами. Дети сами быстро понимают как в него можно играть.

Авторы создали готовый альбом с идеями для детей.

Можно работать с детскими карточками.

Карточки «Слова-антонимы»

В центре активности можно выложить одну пару в качестве примера для детей, и они с удовольствием соберут остальные пары по образцу.

Можно использовать в игре «Наоборот». Один из игроков собирает неправильные пары, а другой должен посмотреть, исправить ошибки и назвать их (например, используя карточки с правильными ответами).

Если дети читают, то можно работать с надписями на обороте карточки. Можно использовать готовые детские карточки.

Большая подборка карточек с фотографиями и подписью названия на обороте

Можно использовать детские карточки или самостоятельно придумывать игры.

Игра «Что общего?»

Ребенку даётся набор картинок с изображением различных предметов. К ним заранее подготовлен трафарет с карточкой-подсказкой. Если дети не догадались сами, то можно попросить рассмотреть карточки и разложить на группы, т.е. подходящие к подходящим.

Игра «Обобщающее понятие»

В центр помещается один собранный образец: обобщающая карточка + подобранные картинки.

Отдельно размещаются карточки с обобщающими понятиям, например, «Овощи». На первом этапе игры дети составляют изображение, прикладывая части к середине-образцу. Дальше педагог усложняет задачу: убирает образец из серединки или переворачивает его, и дети видят только надпись с обобщающим словом, теперь игроки должны сложить картинку без зрительной подсказки.

Если дети читают, то можно использовать обложку с надписями.

Игра «Что лишнее?»

В центр помещается образец с лишним предметом, отмеченным крестиком. Детям предлагается рассмотреть изображенные на остальных
картинках предметы, назвать их, объяснить назначение и найти лишний. Лишний предмет называется и закрывается крестиком.

В комплекте к пособию есть дополнительные карточки для усложнения игр.

Можно пользоваться готовыми детскими карточками с заданиями.

Игра «Один - два - много - ни одного»

Для самостоятельного использования данного пособия можно изготовить образец последовательности, и дети будут работать с образцом.

Если дети затрудняются, то можно изготовить трафарет с подсказкой, где нужно вставить карточки в пустые окошки.

К данному пособию разработаны детские карточки с заданиями.

Игра Паззлы-сказки

Дети находят уже знакомых героев сказок, составляют цепочки героев по сюжету сказок. Можно использовать фото образца или использовать фото для самопроверки. Так же дети могут использовать паззлы по своему усмотрению: добавлять героев в знакомую сказку, придумывать свою, меняя героев сказок, или играя в игру «Сказка на новый лад».

Авторами разработаны готовые детские карточки с заданиями.

Игра «Составь слово»

Для реализации педагогических задач в данной игре используется два вида материалов.

На магнитной доске мы выкладываем образец чтобы детям было легче работать с делением слова на части.

Авторами продуманы разные варианты игр в карточках для детей.

Магнитная доска с набором букв и символов

В комплекте к магнитной доске идет альбом с заданиями для детей.

Много авторских карточек для детей с вариантами использования.

По желанию педагога можно объединять с другими материалами и играми.

Разные игры продуманы для детей авторами программы с трафаретами и представлены в детских карточках.

В пособии представлена интересная подборка игр для детей с картинами для рассматривания.

Игра «Волшебные кубики»

Игры с кубиками представлены авторами в разных вариантах. Для отдельных видов кубиков подобраны свои игры. Например, для кубиков с эмоциями. Есть игры, где используются разные виды кубиков в одной игре.

Мы уверены, что Вы сможете придумать ещё больше вариантов использования пособия к программе «Речь. Плюс» в центрах активности.

Творческих успехов!

Спасибо за внимание!